Урок по фортепиано на тему: Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано.


Тема урока: «Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано. Выявление музыкальных способностей с учетом психофизических особенностей учащегося».
Цель урока: Создать необходимую атмосферу и условия на уроке для того, чтобы вовлечь учащегося в область музыкально-художественного творчества.
Задачи:
1.Раскрыть музыкальные способности учащегося.
2.Мотивировать интерес у учащегося к дальнейшей творческой работе по овладению инструментом через пластическое интонирование и музыкально-игровые элементы на уроке.
Оборудование:
1.Фортепиано.
2.Нотная литература.
3.Наглядный материал.
4.Ноутбук.
Художественный материал урока.
1.Детские песенки: «Дин-дон», «Не летай соловей»;
2.Марш С.Прокофьев;
3.Вальс Г.Свиридов;
4.Колыбельная Г.Гладков;
5.Баю-баю — колыбельная песня.
6.Зрительный ряд: изображения марширующих музыкантов, иллюстрации с изображением вальсирующих пар;
иллюстрации с изображением мамы, укачивающей своего малыша.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Знакомство с инструментом.
2.1. Знакомство с клавиатурой (название нот), регистрами. Использование игровых технологий.
3. Выявление музыкально-ритмических способностей учащегося.
3.1. Разучивание и исполнение детских песенок «Дин-Дон», «Не летай соловей»
4. Ознакомление учащегося с музыкальными жанрами: марш, танец, песня.
4.1. Раскрытие творческих способностей учащегося.
4.2. Здоровье сберегающие технологии на уроке: смена видов деятельности (минутка гимнастики).
5. Подведение итогов урока.
Ученик входит в класс.
Учитель: Здравствуй, Наргиз.
Ученик: Здравствуйте, Надежда Алексеевна
Учитель: Подходи поближе к нашему инструменту, будем с ним знакомиться. Его зовут фортепиано. А знаешь ли ты, что в его имени спрятано два слова — слово форте—что значит громко, и слово пиано — что значит тихо. А теперь давай подойдем поближе к фортепиано и внимательно рассмотрим его.
1.Клавиатура.
Множество звуков таится в удивительном инструменте фортепиано и «оживает» при опускании пальца на клавишу; сколько клавиш, столько разных голосов, из которых можно сложить любую мелодию. Чтобы клавиши стройно звучали, сначала нужно подружиться с ними, запомнить их голоса и имена. Вправо эти голоса звучат всё тоньше, выше, а влево — все ниже и ниже. (Преподаватель показывает как звучат эти голоса).
2.Регистры.
А как ты думаешь, голоса, каких зверей и птиц (по высоте их звучания) будут соответствовать звукам, звучащим в верхнем регистре?
Ученик: птички, мышки, мотыльки, бабочки
Учитель: А кто из зверей может жить в нижнем регистре? А в среднем?
Ученик: В нижнем регистре могут жить медведи, волки, в среднем—зайки, лисички
Учитель: Белые клавиши имеют всего семь имен: до, ре, ми, фа, соль, ля, си—на каждой восьмой белой клавише они снова повторяются. (Преподаватель играет с учеником несколько раз гамму до мажор в разных регистрах вверх и вниз называя клавиши). А теперь попробуй отгадать загадки. Я буду тебе говорить слова, в которых спрятаны названия нот, а ты их будешь отгадывать.
ДОМ, ПОМИДОР, МИР, ЛИСИЦА, АЛФАВИТ, СТРЕКОЗА, БЕРЕГ, ЛЯГУШКА, ФАСОЛЬ,СИРОП, ЧЕРЕПАХА, ЗЕМЛЯНИКА.
Клавиши отличаются друг от друга расположением и цветом: между белыми есть еще и черные, которые чередуются— две-три, снова две-три и т.д.
(преподаватель предлагает ученику поискать на инструменте две и три черные клавиши, сначала глядя на клавиатуру, затем с закрытыми глазами).
Ты уже, наверное, заметила, что слева от двух черных клавиш находится нота до, а справа нота ми. Слева от трех черных клавиш находится нота фа, а справа нота си, и так по всей клавиатуре.
3.Ритм.
Учитель: А теперь давай прохлопаем со словами детские песенки: «Дин-Дон», «Не летай соловей»
Дин-дон, дин-дон загорелся кошкин дом
Не летай соловей у окошечка (затем исполняет с преподавателем)
4.Музыкальные жанры.
Учитель: Всё музыкальное искусство строится на трёх основных музыкальных жанрах: марш, танец, песня. А теперь посмотри на картинку и постарайся определить какая по характеру музыка будет созвучна с данной картинкой. Что изображено на картинке?
Ученик: На картинке парад музыкантов.
Учитель: Как ты думаешь, какая должна звучать музыка?
Ученик: Громкая, энергичная, торжественная. Это марш.
Учитель: Молодец! Послушай я сыграю тебе марш
Давай рассмотрим следующую картинку. Что изображено на ней?
Ученик: Здесь танцуют
Учитель: Как ты думаешь, под какую музыку она танцуют?
Ученик: Мне кажется музыка должна быть нежная, плавная.
Учитель: Звучит «Вальс»
А теперь давай рассмотрим последние картинки. Что происходит здесь?
Ученик: Здесь мама укачивает своего сыночка спать и напевает ему песню
Учитель: Совершенно верно. Какая по характеру музыка должна звучать в этой картинке?
Ученик: Музыка должна звучать тихая, напевная, спокойная.
Учитель: Вот такая? Звучит колыбельная.
Молодец, ведь это колыбельная песня. Давай придумаем слова к ней и споем ее.
Баю-баю заиньку качаю,
Баю-баю глазки закрывай.
А теперь давай закрепим те музыкальные жанры, с которыми сегодня познакомились.
Ученик: Это марш, танец и песня.
Проводится игра «Отгадай музыкальный жанр».
Учитель: Молодец, ты правильно определил все жанры. Ну, а теперь давай еще раз вспомним все, о чем мы говорили и что узнали нового сегодня на уроке.