Конспект урока на тему: И.А Куприн. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

И.А Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

Цель урока: познакомить учащихся с фактами жизни и творчества И.А.Куприна, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Словарная работа. Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

I. Слово о писателе.

Сообщение учителя (см. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс)

Чтение статьи учебника.

Беседа.
- Назовите основные этапы жизни писателя
- Какова тематика произведений И.А.Куприна? Сделайте запись в тетради. (Военные рассказы, тема любви, рассказы для детей и о детях, психологические бытовые зарисовки.)

II. Беседа.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ Куприна «Куст сирени»?
- Каков сюжет рассказа?

III. Работа в группах.
Составить план рассказа; определить, что можно считать экспозицией, где происходит кульминация, когда наступает развязка.

IV. Дискуссия о характерах героев.
Беседа.
- Что, кроме занимательного сюжета привлекло вас в этом произведении?
- Кто из героев вам больше понравился и почему?
- Какова авторская позиция? Докажите примерами из текста.

Сравнительная характеристика Николая и Веры Алмазовых. Самостоятельная работа. (Составление таблицы.)

Николай
Вера

«он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами»
«Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость»
«Она научилась встречать каждую удачу с ясным, почти веселым лицом»

«Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону»
«Наконец она заговорила с ним первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого тяжелобольного человека».

«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил тяжело и раздраженно»
«Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова»

«Во все время разговора он вытаскивал из стоящей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол»
«Вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла»

«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли»
«Вера возразила, топнув ногой».

«Алмазов уговаривал жену отправиться домой».
«Вера горячо суетилась и мешала рабочим На другой день никак не могла усидеть дома»

Подпрыгивающая походка, «лицо его сияло торжеством одержанной победы».
«Она заставляла его еще и еще раз передать ей в подробностях весь разговор с профессором »


- Перечитайте выписанные цитаты. Сделайте вывод о характерах героев.
- Можно ли говорить о чувстве самоотверженности и любви Веры к мужу? Счастлива ли она?
- Что вы можете сказать об ответном чувстве Алмазова?
- Как можно оценить поступок героев с моральной точки зрения (ведь они обманули старого профессора)?

V. Подведение итогов урока. Д/з прочитать рассказ М.Горького «Челкаш».

15