Конспект на тему: Прямая.Непересекающаяся прямая.(3класс)


Технологическая карта урока
Учитель: Соколова Н.И.
Дата:25.02.15
Класс: 3 «Д»
Предмет: математика
Тема урока: Прямая. Непересекающиеся прямые.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Уточнить знание о прямой линии, ее названии и характеристиках;
Дать представление о параллельных прямых не называя сам термин;
Научить строить две прямые, которые пересекаются под прямым углом;
Повторить и закрепить предыдущие темы «Умножение вида 20* 4, 200*9;умножение на 10,100»
Задачи урока:
- Научить строить в тетради две прямые, которые не пересекаются и две прямые, которые пересекаются под прямым углом; 
- Совершенствовать умение отмечать точки, лежащие на прямой;
- Учить решать проблемные вопросы;
- Развивать память, мышление, речь, внимание, мыслительные операции
Оборудование:
- маркерная (электронная) доска;
- планшеты-блокноты с маркерами для устного счета;
- учебники «Математика» В.Н. Рудницкая для 3 класса,
- рабочая тетрадь «Математика»  № 2,    3 класс,
-Обычная доска
Планируемые результаты
познавательные:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-активно  использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
коммуникативные:
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества 
личностные:
-высказывать собственные суждения и давать им обоснование
Этап урока Время Содержание учебного материала Пояснения Методы и приемы работы
ФОУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
Самоопределение к деятельности.
Орг. момент 2 мину
ты -Проверьте все ли готово к уроку? Садитесь. Следите за своей осанкой.
-Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа
-Мы сегодня снова будем считать, решать, делать выводы и рассуждать.
Каллиграфическая минутка
-Какие цифры спрятались? (1,6,0)
-Используя эти цифры, запишите самое маленькое и самое большое число. (610,106) Пропишите.-Найдите сумму и разность этих чисел (716,504)
(запись на доске)
(сл.1)
Фронтальная и индивидуальная Личностные:
Самоопределение;
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; уметь излагать свое мнение Включение в деловой ритм. Устное сообщение Подготовка к работе
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 5 мину
т Уст.сч :
50*9, 10*2,70*8,6*40,80*5,
200*4,4*100,10*1, 100*1
Какие правила нам помогли выполнить задания?
(умн.на 10,100; умн. в случаях вида 50*9, 200*4)
Были ли трудности? Почему? Повторим алгоритм выполнения умножения.(у)
Зачем мы изучали эти темы? (1 человек выходит к электронной доске, а другие решают на планшетах-блокнотах, записывают только ответы и показывают их)
Фронтальная и индивидуальная Коммуникативные:
Уметь излагать свое мнение, участвовать в диалоге; Личностные:
оценивать свои знания и принимать оценку окружающих
Регулятивные:
Определять цель Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Постановка цели и задачи урока
(проблемная ситуация) 3 мину
ты Сегодня к нам в гости пришли Заяц и Волк, но они пришли не просто так, а для того, чтобы вы им помогли .-Посмотрите на доску отмечена точка О. Заяц чертил по линейке луч ОВ, а Волк- ОА. Как вы думаете, что у них получится, когда они закончит работу? Волк считает, что 2 луча, а Заяц-прямая. Кто прав? Почему? (Мнения разделяются)
Что мы будем сегодня делать на уроке? Какая цель стоит перед нами? (изучить прямую)(На доске точка с двух сторон из нее выходят 2 луча - сл.2)
Фронтальная работа. Регулятивные:
Определять цель, задачу;
Коммуникативные:
Уметь излагать свое мнение, участвовать в диалоге Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.
Построение проекта выхода из затруднения 12 мину
т Что поможет решить нам эту задачу?(нужно составить алгоритм решения задачи)
1.Надо вспомнить, что такое луч.
2.Узнать, что такое прямая.
3.Как обозначается прямая.
4.Какими бывают прямые и как ее строить.
5.Узнать характеристики прямой.
Все ли мы знаем о прямой?(нет)
Что такое луч? А прямая? (это линия, которая не имеет конца и начала) Как обозначается прямая? Посмотрите в учебник с.45.Заяц и Волк снова спорят. Рассмотрите рисунок, что там нарисовано? (прямая) Как ее хочет назвать Заяц? (ВА) А Волк? (АВ)
Кто прав? (оба)
Давайте проверим себя и прочтем подсказку.с.45. Как можно обозначать прямую? (АВ,ВА) Начертите у себя 2 любые прямые, назовите их. Посмотрите на прямые ребята. Одинаковы ли они. (нет) Почему? (У 1-пересекаются, а 2-непересекаются) Образовывается ли при пересечении прямой угол. (да) Как узнали? (взяли угольник)
Уч.с.47 №6 Как можно построить пересекающиеся прямые , чтобы они образовывали прямой угол?
Придумаем алгоритм построения.(у) Как вы думаете всегда ли прямые будут образовывать прямой угол?(мнение разделяется) Смотрим на задание 8 с.48 Как узнать пересекаются ли прямые или нет?(продлить прямые)В каких случаях у нас не будут пересекаться прямые? Когда образовывают прямой угол при пересечении? А когда не будет? Молодцы.
Какие бывают прямые? Нам поможет ответить на этот вопрос задание Уч.с46 №1 рассмотрите линии на рисунке. Можно ли их разделить на 2 группы? Какие? Назовите номера. (пр-1,3,5,7=4; непр.-2,4,6=3) Как по-другому можно назвать непрямые линии? (ломанные, кривые) А можно ли окружность назвать кривой линией? (да) Почему?
Как вы думаете, сколько можно провести прямых через 1 точку? 2?Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе. Р.т.с 19 №66,67
(2 учащихся выходят к доске и чертят свои ответы) Фронтальная работа. Познавательные:
Анализ проблемы с целью ее решения;
Регулятивные:
Определять уметь планировать деятельность с помощью учителя;
Коммуникативные:
Уметь излагать свое мнение, участвовать в диалоге.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)
Первичное закрепление. 8 мину
т -Итак, что мы узнали о прямой?
(Это геометрическая фигура. Ее можно называть и в прямом порядке и обратном, обозначается двумя буквами. Линия может быть кривой и прямой. Через 1т. можно провести бесконечное число линий, а через 2-только 1.Прямые могут пересекаться и образовывать прямой угол или не образовывать его, не пересекаться)Давайте попробуем применить свои знания на практике. Уч.с.46. №2 Прочитайте названия каждой прямой, называя в разном порядке.(ХУ,УХ,КМ,МК,АС,СА) №3 с.46 Начертите 5 разных прямых с помощью линейки. Какие прямые у вас получились ? (пересекающиеся, непересекающиеся) Как узнали? Что помогло? Как образовали прямой угол у пересекающихся прямых?
Уч.с.47 №5 Какие из отмеченных точек лежат на прямой? Какие не лежат? (Е,С,В,Х,У-леж; В,М,А,К-не леж.) Как узнали? (продлили линии)
Молодцы.
Фронтальная работа Регулятивные:
Контроль, оценка, коррекция;
Познавательные:
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, анализировать и обобщать. Устанавливает осознанность ситуации Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8 мину
т Попробуйте самостоятельно решить задание, а если затрудняетесь, посоветуйтесь со своим соседом.
Уч.с.49№ 12.,11,10
Как решили эти задания? Что помогло? Объясните свою точку зрения.
Самостоятельная работа, совместная проверка. В парах (слабые ученики), индивидуальная работа Регулятивные:
Контроль, оценка, коррекция;
Познавательные:
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Рефлексия деятельности
(итог )6
Мину
т Итак, что мы узнали о прямой? Можем ли мы теперь ответить на вопрос Волка и Зайца? Что же получилось у них? (прямая) Объясните свой ответ. Молодцы.
Чему научились на уроке?
Было ли сложно? Почему? Что не получилось на уроке? Что получилось? Понравился ли вам урок? Возвращаем к первому заданию с которого и началась работа по теме. Фронтальная работа Регулятивные:
Контроль, оценка, коррекция;
Организует рефлексию. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.