Восьмиклассники читают рассказы о любви (А.И. Куприн, И.А. Бунин


Восьмиклассники читают рассказы о любви
Как известно из трудов психологов, у восьмиклассников из-за возраста меняется система ценностей и интересов. Характерными чертами этого периода являются любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, кроме того учащиеся стремятся овладеть как можно большим количеством знаний, а глобальная компьютеризация и развитие информационных технологий еще больше подогревает интерес. Особенно активно пользуются всеми благами цивилизации школьники. Под влиянием интернета, телепередач, телефильмов формируются у них искаженные представления о чувствах, о подлинных нравственных ценностях. Противостоять могут всему этому пример родителей и классические произведения.
По утверждению Владимира Георгиевича Маранцмана, 8 класс - ответственное и трудное звено школьного курса литературы, так как их волнует, прежде всего, нравственные проблемы: подвиг и предательство, счастье и долг, взаимоотношения людей, дружба и любовь.
В программе Веры Яновны Коровиной в конце учебного года предлагается несколько рассказов о любви. После рассказа «О любви» А.П.Чехова - «Кавказ» И.А. Бунина и «Куст сирени» А.И. Куприна, в которых развиваются два мотива – два варианта темы любви - «любовь разрушающая» и «любовь созидающая». На экране в наши дни часто показывают слезы, разлуку, расставание, даже гибель. Но при сравнении «Кавказа» и «Куста сирени» «любовь созидающая» все-таки больше понравилось восьмиклассникам.
Эти рассказы вызвали у наших учеников большой интерес. В классных сочинениях они написали, что «Куст сирени» им очень понравился: (в приводимых ответах сохраняем стиль школьников) «В этом году мы прочитали множество произведений, но больше всего мне понравилось произведение Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». После прочтения, на душе становится легче, даже как то светло. Друзьям бы обязательно порекомендовала, потому что после прочтения начинаешь задумываться о своих, собственных моральных ценностях». Другая ученица пишет, что «сюжет очень занимательный, цитаты хорошо подобраны. В рассказе больше всего меня вдохновила Верочка. И вот поэтому мне очень понравился этот рассказ».
Учащиеся высказывали разные мнения: «Очень понравился рассказ, одолжите мне, пожалуйста, сборник произведений И.А.Бунина?». Другие говорили, что: «не ожидали такого поворота событий, как в «Кавказе». Ученик, очень слабо владеющий русским языком, высказывает прагматическое мнение: «я рад, что рассказ небольшой и язык произведения не трудный».
В произведении А.П. Чехова, как отмечали ребята, главный герой испугался больших перемен, что сделало несчастным и самого героя, и его возлюбленную. Алехин не смог порвать привычный круг: он спрятался в своеобразный футляр обыденной жизни.
В рассказах Бунина и Куприна мы видим диаметрально противоположные «повороты любви» темы любви. (Термин Терезы Георгиевны Браже).
Рассказ был прочитан школьниками самостоятельно; далее мы выявили, что далеко не все понимают поведение главного героя. Большинство мальчиков считают: «измену никогда нельзя оправдывать»; многие обвиняли жену. Несколько человек написали, что «муж героини «слабак». Он не сумел справиться со своими чувствами и застрелился». Причем, суждения эти были категоричными; высказывая их, дети почти не опирались на текст. В связи с этим мы предложили еще раз медленно перечитать рассказ.
После тихого чтения ученикам было предложено ответить на вопросы:
- Каким настроением пронизано повествование?
- О чем рассказ?
«Это рассказ о любви, о предательстве»,- ответили ребята.
Для дальнейшей работы над рассказом школьники разделились на группы.
1 группа работала над функцией пейзажа: сравнивали описание состояния природы в Москве, а затем на юге. В итоге пришли к выводу, что московский пейзаж («холодные дожди», «было грязно, сумрачно», «отвратительный вечер») передает настроение героев, которые чувствуют себя виноватыми, может быть, даже грязными. Описание природы, которую видели любовники по дороге на юг («выжженная степь», «Нагие равнины с могильниками»), вводят в повествование мотив смерти. Южный пейзаж («чисто и радостно», «душистый туман», «веселые полосы света», «прозрачная речка» ) оказалось бы светел и радостен, передает любовное настроение героев. Но и в нем проявляется мотив смерти: «траурная закутанность черкешенок», «заунывный вопль песни», «гробовая чернота лесов». Все это предсказывает, предопределяет трагический финал.
2 группа размышляла над вопросом: в чем смысл подробного описания действий героя перед тем, как совершить самоубийство? Ребята пришли к мнению, что муж очень любит свою жену и не может пережить ее измену, вспоминают фразу из первой части рассказа «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера».
3 группа отвечала на вопрос: в чем счастье и несчастье героев? Смогли бы любовники быть впоследствии счастливыми? Ученики говорили о том, что счастье возлюбленных, наверное, не будет долгим, т.к. об этом свидетельствуют следующие детали: «ледяная рука», «жалостная улыбка», «она… плакала».
После прослушивания сообщений групп учащиеся задумались над вопросом: кто виноват в трагедии, произошедшей с героем? Однозначного ответа на вопрос не нашли.
В качестве домашнего задания восьмиклассникам было предложено придумать и написать продолжение рассказа, показать дальнейшую судьбу героев.
Следующий урок мы начали с проверки домашней работы, где учащиеся зачитали свои варианты сочинений (домысливания). Несколько восьмиклассников написали, что «любовники жили счастливо, родился у них сын», а большинство настроены пессимистично: «он потерял к ней интерес, чувства угасли и брак у них распался, жена через 3 года совместной жизни ушла в монастырь, и всю свою жизнь жалела, что все так плохо вышло, что неправильно сделала выбор».
После проверки домашней работы, продолжили тему любви, приступили к рассказу А.И. Куприна «Куст сирени». Урок начали с сообщения учащихся о выдающейся личности, писателе – А.И.Куприне. Вспомнили произведения о любви других авторов.
При работе над композицией рассказа, текст разделили на три части:
1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
Исследование текста продолжили с поиска художественных деталей. Для примера взяли деталь, с помощью которых автор передаёт чувства Николая Алмазова («говорит раздражённо» «злобно ткнул ногой». «горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет»). Восьмиклассники нашли деталь, из которого мы видим отношение автора к садовнику (автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках»), а отношение к героям мы выявили с помощью вопросов:
Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы?
Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)Куприн не дает нам внешнего описания героев. Как вы думаете, почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)
Для того чтобы узнать, какой прием лежит в основе произведения, учащимся дается задание: соотнести начало и конец рассказа и сделать сравнительную характеристику Веры и Николая.
Николай Алмазов Верочка
Раздражен, недоволен. Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.
Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.
Не видит выхода, не верит в успех. Верит в успех дела, надеется на положительный исход.
Подчиняется жене, действует по её плану. В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

Рассуждая о героине, вспомнили Марью Ивановну из «Капитанской дочки». Во встрече Маши Мироновой с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки - простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха, а в рассказе «Куст сирени» Вера своей любовью, терпением, трудолюбием, пониманием и упорством так же, как и Марья Ивановна, может и спасла жизнь своему мужу. Благодаря этим качествам, Вера и Марья Ивановна преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её.
Далее сравниваем «Кавказ» и «Куст сирени», по такому плану: Что общего в этих рассказах; Чем отличаются, схожи герои; Авторское отношение к героям рассказа «Кавказ» и «Куст сирени;. Сравниваем общие впечатления и подборы музыкальных эпиграфов, почему именно эту мелодию выбрали? (индив.задание)
В заключение делаем вывод о том, что в рассказах увидели «разные повороты» любви - «любовь созидающая» и «любовь разрушающая», но в следующих классах будем читать еще больше произведений о любви, страсти. И закончили урок рекомендациями таких книг, как «Дары волхвов» О.Генри, «Рассказы и повести» Алексина…