Методическая разработка урока истории для 6 класса «Создание единого российского государства. Иван III»


Методическая разработка урока истории для 6 класса
«Создание единого российского государства. Иван III»
Учитель истории и обществознания
ЧОУ «Гимназия №1»
Г.Новороссийск
Цель урока: раскрыть основные направления внутренней и внешней политики Ивана III, способствующих формированию единого независимого российского государства.
Задачи урока:
Изучить основные причины объединения русских земель вокруг Москвы, так как обретение независимости от ордынского ига возможно только в условиях единого государства;
Познакомить учащихся с условиями окончательного свержения ордынского ига;
Показать складывание центрального управления и начало закрепощения крестьян (введении правила Юрьева дня).
Способствовать формированию умения извлекать исторические знания из различных информационных средств: интернет, учебника, карты, схемы, литературных произведений
Воспитывать чувство гордости и уважения к истории России.
Оборудование:
Интерактивная доска, программа по истории России для 6 класса
Нетбуки у учащихся с программой «Российская и всеобщая история. 6 класс»
Рабочие тетради к учебнику Данилова «история России « для 6 класса
Оформление доски: дата, тема урока
«Создание единого российского государства. Иван III»,
проблемный вопрос «Иван III- разрушитель. Иван III- созидатель».
Эпиграф «Изумленная Европа, в начале царствования едва ли даже подозревала о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами – была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах» К. Маркс.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Современная история Российского государства своими корнями уходит в эпоху, речь о которой сегодня пойдет на уроке. Это завершение объединения русских земель вокруг Москвы, образование Российского государства.
Вопрос к классу: В чем преимущество единого государства в сравнении с государством времен феодальной раздробленности?
Ответы обучающихся:
1. внутренняя стабильность, порядок;
2. более быстрое экономическое развитие;
3. борьба с враждебным окружением, свержение монголо-татарского ига.
В середине XV века русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности, сторонники Дмитрия Шемяки и Василия Косого – за самостоятельность уделов. Но уже в феодальной войне победил Василий 2 и его сын – Иван Васильевич.
Группа лидеров: Москва, Тверь, Новгород, Великое княжество Литовское претендуют на верховную власть над всей Русью. В противостоянии лидеров победу одержала Москва. Появилась возможность завершить процесс объединения и создать единое государство.
Всё ещё продолжается зависимость русских земель от Москвы, для объединения страны нужно избавиться от этой зависимости.
Учитель: Завершающий этап в создании единого государства связан с временем правления Ивана III (1462-1505 г.) Еще при жизни Ивана III стали называть Великим созидателем.
- Давайте вспомним, кого ещё на Руси называли собирателем русских земель?
- Кто начал объединение русских земель вокруг Москвы?
Учитель:
- давайте откроем небольшое тестовое задание и прежде, чем приступить к новой теме, сравним правление Ивана I и Ивана III
Программа на комп. – 6 класс, р.2, урок 22 – последнее задание - тест
- ученики выполняют в нетбуках- у доски ученик работает на интерактивной доске ________________
Итак, какие задачи стояли перед Иваном III во внешней политике?
Присоединение к Москве русских земель
Свержение ига
- какую задачу нужно выполнять в первую очередь?
- почему нельзя сначала сосредоточиться на свержении м-т ига?
(Новгород может пойти на союз с Литвой или Польшей, ударить в тыл)
- какое значение имело присоединение Новгорода? (природные богатства, развитые торговля и ремесла)
Откройте рабочие тетради, с. 55
На доске – интерактивная карта
– прослушайте текст электронного учебника, внимательно смотрите на карту и постарайтесь выделить ответы на вопросы таблицы
Битва на р.Шелони - 1471
Московские войска разбили новгородское ополчение
Условия: Новгород отказался от союза с Литвой, сохранил независимость, но управляло вече с участием московских бояр, а князем был избран Иван ШИ всё-таки Новгород в тот год присоединен не был. Когда же это произошло?
Ответ ученика (с опережающим заданием)
Выделите последствия похода 1478 г.
Ученик у доски прикрепляет бумажные карточки на доску
Арест Марфы БорецкойПрекратился созыв веча
Управление отдано московским наместникам
Из Новгорода вывезен вечевой колокол
Теперь, когда Москва значительно усилилась и защитила тыл с северо-запада, настал черед разобраться с Большой Ордой. Как раз в 1476 г. Иван Ш воспользовался распрями в Орде и перестал платить дань. Хан Ахмат мечтал восстановить единство Золотой Орды и был взбешён известием о самоволии московского князя.
Интерактивная карта,
сюжет о разрыве ханской грамоты
почему Иван Ш так поступил? Почему не боялся теперь хана?
Что произошло дальше? рассказ ученицы _____________
Сопровождение рассказа слайдами
презентации о Стоянии на Р.Угре
Вопрос: чем завершилось противостояние Руси и Золотой орды?
При каких обстоятельствах и почему это стало возможным?
(усиление Руси, раздробленность в Орде)
Какая ещё задача стояла перед Иваном Ш? (главный соперник – Тверь – сохраняла самостоятельность)
1485 г. – присоединение Твери завершило процесс создания единого русского государства
Краткий рассказ ученика ___________
Тестовые вопросы в рабочей тетради - решение с комментариями учеников
Физкультминутка к уроку
Русские земли собрал он в кулак,
Новгород даже им был покорён.
Бился с врагами вот так и вот так.
Герб узаконил, где в центре орёл.
Он над татарами верх одержал,
И от Угры хан Ахмат побежал.
Теперь Иван III для нас не безликий,
Мы называть его будем… (Великий)
Следующую часть урока мы посвятим внутренней политике Ивана ШПрактическое задание:
Рефлексия обучающихсяИван III- разрушитель Иван III- созидатель
Разрушал старые порядки периода феодальной раздробленности, отнимал княжения, земли. Распоряжался судьбами и жизнями людей в своих (государственных) интересах, никого не жалел (даже членов семьи). Физические расправы над людьми. Завел порядок, при котором все, включая, бояр и князей называли себя «холопами государя». При Иване III начинает складываться система крепостного права Создал единое российское многонациональное государство. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития хозяйства. Заложил основы централизации. Россия обрела независимость, органы управления, герб.
Закрепление:
На интерактивную доску выводятся даты событий, изученных на уроке, их нужно соотнести с событиями:
Работает ученик по желанию: _________________
1471 – первый поход Ивана III на Новгородскую республику
1478 - второй поход и ликвидация Новгородской вольницы
1480 – «стояние» на реке Угре, свержение монгольского ига
1485 - присоединение Тверского княжества
Вывод к уроку: благодаря усилиям Ивана III во внешней политике были решены два главные задачи:
Расширены территории, присоединены крупные княжества
Уничтожены основные соперники централизации: Новгородская республика и Тверское княжество
Ликвидирована зависимость от Золотой Орды
Подведение итогов
Домашнее задание : пар.20 – читать и пересказывать