Накопительный ЕГЭ по Истории России в древнейших времен до XVв.(Древняя Русь, Эпоха Раздробленности и Образование Русского централизованного государства)


Часть 1
Ответами к заданиям 1-19 являются последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Битва на реке Шелони2) Начало Столетней войны
3) Ледовое побоище
Ответ:
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯГОДЫ
А) Вхождение Твери в состав Московского княжества 1) 946 г.
Б) Поход княгини Ольги в Древлянскую землю 2) 1147 г.
В) Смерть Ивана Калиты 3) 1340 г.
Г) Первое упоминание Москвы в летописи 4) 1382 г.
1485 г.
1520 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
Ответ:
Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) VIII—XII вв.
  1) рядовичи
2) волхвы
3) погосты
4) судебник
5) полюдье
6) пожилое
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другим историческим периодам.
Ответ: ________________________________.
Запишите термин, о котором идёт речь.
Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась _______.
Ответ: ________________________________.
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ   ПОНЯТИЯ
А) Часть города, населенная ремесленниками одной специальности
Б) Часть города в Древнем Новгороде, отграниченная рекой Волхов
В) Торгово-ремесленная часть города
Г) Центральная укреплённая часть города   1) Кремль
2) Конец
3) Сторона
4) Слобода
5) Посад
А Б В Г
Ответ:

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «…Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. <…> Оттуда они шли восемь дней до реки Калки»
Б) «В год 6745 (от Сотворения Мира)….<…> Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу (Игоревичу) Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1)Противником русских в этом сражении были шведы.
2)Участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголо-татар.
3)Первыми на пути полчищ Батыя стала Рязань.
4)Оборону Рязани возглавил Александр Невский.
5)Битва на реке Калке состоялась в 1223 г.
6)Войска Батыя вторглись в русские земли зимой 1237 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент АФрагмент БКакие три из перечисленных божеств относились к пантеону богов восточных славян? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
 
1) Мокошь2) Деметра 3) Тор 4) Велес 5) Сварог6) Арес
Ответ:
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
Мнение о создании русского государства пришлыми варягами называется ____________________________
За большую семью Всеволод Юрьевич получил прозвище _______________________
Форма росписи, когда краски наносятся на сырую штукатурку - _____________________
Варианты:
А) Мозаика
Б) Большое Гнездо
В) Антинорманнская теория
Г) Фреска
Д) Долгорукий
Е) Зернь
Ж) Норманнская теория
9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ИМЕНА   ПРОЗВАНИЯ
A) Владимир Мономах
Б) Владимир СвятославичB) Олег Вещий
Г) Игорь Старый   1) Разгром половцев
2) Объединение Киева и Новгорода
3) Восстание древлян
4) Крещение Руси
5) Разгром печенегов
Ответ: ________________________________.
10. Прочтите отрывок из статьи и напишите, о ком идет речь.
«Не любо ми есть в Киеве быти, хочю жити в Переяславци на Дунай, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: отъ Грекъ злато, поволоки, вина и овощеве разноличныя, пзъ Чехъ же, из Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воскъ, медъ и челядь»
Ответ: ________________________________.
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Отец правителя Правитель Сын правителя
_________(А) Игорь ________(Б)
_________(В) Василий II ________(Г)
Даниил Александрович Иван Калита _________(Д)
Владимир I ________(Е) Всеволод I
 
Пропущенные элементы:
1) Владимир Мономах
2) Иван III Великий
3) Ярослав Мудрый
4) Семен Гордый
5) Святослав
6) Борис Годунов
7) Василий I
8) Рюрик
9) Иван IV Грозный
 
Ответ: ____________________________
12. Прочтите отрывок из житийной литературы.
 «… Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии… <…> И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую…<…> Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: "Пойду и завоюю землю Александрову". И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: "Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою". Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: "Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже праведный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ". И, припомнив слова пророка, сказал: "Суди, господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне"...»
 
Используя текст, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
 
1) события, описанные в тексте жития, произошли в XII в.
2) город, который немецкие рыцари построили на захваченной «земле Александровой», назывался Копорье
3) за заслуги перед Новгородом бояре провозгласили князя Александра Ярославича Новгородским князем «на все времена»
4) в сражении на реке Неве войско князя Александра Ярославича сразилось с войском датчан
5) одним из описанных в житии ратных деяний князя Александра Ярославича была победа над немцами на льду Чудского озера
6) в сражении против немецких рыцарей принимала участие дружина из Владимиро-Суздальского княжества
Рассмотрите схему и выполните задание


13. Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.
Ответ: ________________________________.
14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ: ________________________________.
15. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.
Ответ: ________________________________.
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период
2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели
3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет
4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства
5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость
6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства
Ответ: ________________________________.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКИ
А)  «Повесть временных лет»
Б) церковь Покрова на Нерли
В) «Троица» Андрея Рублева
Г) «Хождение за три моря»
Выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.
Автору данного произведения в 1955 г. был поставлен памятник в Твери
Данное творение создано Нестором-летописцем.
Год создания - 1036.
Находится в Тьмутаракани.
Произведение написано в первой половине XV в.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
Ответ:

Рассмотрите изображение и выполните задание
 

 
18. Какие суждения о городе, старинный план которого Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
 
1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече.
2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе установилась сильная княжеская власть.
3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах.
4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки».
5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в 1478 г.
19. Какие два из представленных ниже памятников находятся в этом городе? В ответе запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) 2)
3) 4)
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из «Слова о полку Игореве»
«…. Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?
А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…
Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!
Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота. Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»
20. Какое историческое событие легло в основу «Слова…»? К какому времени относится это событие?
21. Что послужило автору «Слова…»и поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чём он упрекает князей Игоря и Всеволода?
22. В чём суть призыва автора ко всем князьям?
23. По мнению ряда историков в XII в. произошла так называемая «новгородская революция», результатом которой стало изменение в форме правления Новгородской землёй. Укажите десятилетие, когда произошла «новгородская революция». В чём состояла суть «революционных событий»? Какое изменение в форме правления произошло в Новгороде в результате этой «революции»?
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Отставание в развитии русских земель от западных стран было прежде всего вызвано длительным ордынским владычеством».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 862 - 912 гг.; 2) 1132 – 1236 гг.; 3) 1325 – 1359 гг.
.
В сочинении необходимо:
указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Система оценивания экзаменационной работы по историиЧасть 1Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемое слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 3, 4, 8, 10, 13-15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 5-7, 9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка - 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка - 2 баллами; допущено две-три ошибки - 1 баллом; допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов.
№ задания Ответ
1 321
2 5132
3 46
4 Посад
5 4351
6 2536
7 145
8 ЖБГ
9 1423
10 Святослав Игоревич
11 857243
12 256
13 Батый
14 Владимир
15 Новгород
16 156
17 3162
18 45
19 24
Часть 2Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом20. Какое историческое событие легло в основу «Слова…»? К какому времени относится это событие?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Может быть указано, что
в основу «Слова...» лёг поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев;
это событие относится к XII в. (1185 г.).
Правильно указаны два элемента 2
Указан один элемент 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
21. Что послужило автору «Слова…»и поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чём он упрекает князей Игоря и Всеволода?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть указаны следующие положения:
повод для горьких раздумий о судьбах Русской земли — усобицы между князьями, ставшие причиной военных неудач Руси в борьбе со Степью;
автор упрекает князей Игоря и Всеволода в том, что они:
а)искали себе личной славы;
б)не согласовали свои действия с другими князьями;
в)провели поход только своими силами. Правильно указаны два элемента 2
Указан один элемент 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
22. В чём суть призыва автора ко всем князьям?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
к согласованию всеми князьями действий против кочевников;
к прекращению усобиц между князьями.
Правильно указаны два положения 2
Правильно указано одно положение 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
23. По мнению ряда историков в XII в. произошла так называемая «новгородская революция», результатом которой стало изменение в форме правления Новгородской землёй. Укажите десятилетие, когда произошла «новгородская революция». В чём состояла суть «революционных событий»? Какое изменение в форме правления произошло в Новгороде в результате этой «революции»?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1) десятилетие – 1130-е гг.;
2) суть «революционных событий» – новгородцы изгнали из города князя Всеволода Мстиславича;
3) изменение – в Новгородской земле установился республиканский строй (боярская республика), при котором главным политическим органом Новгорода стало вече.
Могут быть приведены другие объяснения Правильно указаны три положения 3
Правильно указаны два положения 2
Правильно указано одно положение 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Отставание в развитии русских земель от западных стран было прежде всего вызвано длительным ордынским владычеством».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например:
Аргументы в подтверждение

– серьезно пострадали города
 
должны были выплачивать дань;
 
– 240 лет продолжалось;
 
2) в опровержение, например:
– феодальная раздробленность и междоусобицы навредили больше чем ордынское иго;
 
– оказались в стороне от мировых торговых путей;
 
– монархическое правление сковывало инициативу и предприимчивость.
Могут быть приведены другие аргументы.
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки 4
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.
ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки 3
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки 2
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки 1
Приведён только один любой аргумент.
ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 4
25.
Критерии оценивания Баллы
К1Указание событий (явлений, процессов) 2
Правильно указаны два события (явления, процесса) 2
Правильно указано одно событие (явление, процесс) 1
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно 0
К2Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории 2
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 2
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 1
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно. ИЛИ
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована. ИЛИ 0
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы Причинно-следственные связи 2
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) 2
КЗ Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) 1
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ 0
Причинно-следственные связи не указаны Оценка значения периода для истории России 1
Дана оценка значения периода для истории России с опорой на1
исторические факты и (или) мнения историков К4Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ
Оценка значения периода для истории России не дана 0
Использование исторической терминологии 1
При изложении корректно использована историческая 1
терминология К5 Все исторические термины, понятия использованы
некорректно.
ИЛИ
Исторические термины, понятия не использованы 0
Наличие фактических ошибок. 2
1 или 2 балла по критерию Кб может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено Кб в сумме не менее 4 баллов В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 2
Допущена одна фактическая ошибка 1
Допущены две или более фактические ошибки 0
Форма изложения. 1
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только К7в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0
Максимальный балл 11