Самоанализ интегрированного урока окружающего мира и ИЗО по теме Птицы зимой


САМОАНАЛИЗ
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ИЗО
В 1 КЛАССЕ
УМК «Перспектива»
.Тема урока «Птицы зимой».
Дата проведения: 03.02.2014г.
Учитель Рябцева Светлана Геннадьевна.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: формировать представление о характерных признаках зимы в неживой природе; учить изображать снегиря с помощью акварельных красок.
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость при восприятии произведений художников;
Раскрыть некоторые природные закономерности поведения птиц зимой;
Учиться изображать птиц (снегиря) с помощью акварельных красок.
Развивающие:
Развивать познавательные процессы: произвольное внимание и образную память;Развивать приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, умение делать выводы.
Воспитательные:Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, интерес к предмету.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия - УУД):
Личностные: - проявлять положительное отношение к изучению математики, к учебному материалу; - слышать другое мнение и принимать его;Регулятивные: - организовывать своё рабочее место; - разбираться в выборе цветовой гаммы для определенного времени года. - контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.Познавательные: - сравнивать и группировать предметы; - осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие (перелётные и зимующие птицы);
- приобретение новых знаний о цветовом круге.Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - строить понятные высказывания; - осуществлять диалог на уроке; - объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода с применением ИКТ. В классе 20 человек – 14 мальчиков и 6 девочек.
Большинство обучающихся (10 человек) имеют средний уровень развития, 5 человек имеют низкий уровень развития (у них наблюдается кратковременное запоминание материала, поэтому необходимо многократное повторение, закрепление), 5 человека с уровнем развития выше среднего.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
Так как по типу урок - построения системы знаний, то была выбрана такая структура:
1 этап – организационный. С целью привлечения внимания детей в организационный момент включила стихотворение, которое настраивало детей на плодотворную работу.
2 этап – подготовка обучащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала с целью формирования интереса и мотивации к уроку, стремления к сотрудничеству и совместной деятельности. Этап осуществлялся через беседу и тематические вопросы.
3 этап – постановка познавательной задачи, с целью самостоятельного определения учащимися темы и основных задач урока, умения принимать и сохранять учебную задачу. Данный этап осуществлялся через использование технологии проблемного диалога и игровой технологии, приёма работы в группах (по рядам). Тип деятельности учащихся носил проблемный характер.
4 этап - повторение и углубление темы. Предлагались задания разного типа и уровня сложности. Использовалась межпредметная связь с музыкой, окружающим миром и изо. Проводились разные формы работы: коллективная работа, работа в парах. Тип деятельности учащихся носил проблемный, продуктивный и творческий характер.
5 этап - закрепление и контроль полученных знаний осуществляется через индивидуальную работу. Тип деятельности –продуктивный и творческий. Использовались ИКТ, проблемная технологии, технология, основанная на создании учебной ситуации.
6 этап – подведение итогов и рефлексия через творческое задание (выставка рисунков), самооценку (оформление дерева с птицами)
На уроке использовались следующие методы обучения:
1.Частично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности .
2.Метод генерации идей – обучающиеся высказывают свои идеи решения поставленной проблемы.
Технологии обучения:
1.Икт – презентация, прослушивание музыки, экскурсия в виртуальный лес
2.Проблемного диалога – работа в группах и парах.
Используя физминутку, как элемент урока, я применяла здоровьесберегающую технологию.
На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока окружающего мира и ИЗО подходы:
 Интегрированный. Осуществлялась связь с музыкой, изо, окружающим миром, информатикой.
 Личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи других людей, обучению связной речи.
На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.
Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ТСО была направлена на достижение поставленных целей.
 
В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как
Коммуникативная и информационная (умение высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),
умение работать в коллективе для достижения поставленной цели,
личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка) 
На каждом этапе учащиеся оценивали себя сами, а также проводили оценку работы всего класса.
Я старалась создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную атмосферу. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения провела физминутку. Поддерживала доброжелательные отношения с учениками, использовала разнообразные задания. Поддерживала темп урока.
  Недостатком считаю неполные ответы детей во время проведения беседы о птицах.
На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи достигнуты.
АМОАНАЛИЗ УРОКАУчитель: Крючкова Надежда ВалерьевнаДата: 08.03.2013 годаКласс: 2 «Б»Предмет: интегрированный курс «Окружающий мир. Литературное чтение»Тема: Зимняя жизнь птиц и зверей.Тип урока: урок изучения новых знанийПреподавание окружающего мира ведется по учебнику Плешакова в 2-х частях (2 ч в неделю). На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: « Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы», «Зима в мире растений», «Зимние праздники». Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Эта удивительная природа».Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:
Образовательный: сформировать у детей представление о жизни животных в зимнем лесу как важнейшем явленияи природы.
Развивающий: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать знания об экологической целостности природы;
Воспитательный: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, учить детей анализировать свое поведение через поступки.
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.Это урок освоения новых знаний, третий урок темы «Эта удивительная природа».Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.На уроке были использованы следующие методы обучения:
По виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся);
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
По виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга, отмечаются в журнале отсутствующие. Затем учащимся предлагается отгадать загадку и просмотреть подготовленные слайды, раскрывающие тему и цели данного урока. Этот этап хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.Следующий этап – проверка домашнего задания и повторение раннее изученных тем. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался опрос фронтальный и индивидуальный (карточки с заданиями), устный, письменный. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся отгадывали загадки-слайды, обобщали и систематизировали полученные сведения путем подбора иллюстраций к заданной схеме. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, фронтальная. На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались эвристический метод (чтение учащимися подготовленных ранее мини-сценки ), метод наглядности (демонстрация слайдов, ) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды.Наблюдая и исследуя окружающий мир, каждый школьник делает для себя открытия многогранных связей человека с природой, закономерных связей живой и неживой природы, связи всего живого на земле. Особенностью моего урока по теме «Зимняя жизнь птиц и зверей» заключается в том, что дети сами проводили исследовательскую работу, собирая информацию о лесных жителях, а потом защищали её на уроке. В урок включено много занимательного материала. Это загадки, викторина путешествие, сказочный гость, прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между зверями, птицами. Использование занимательного материала помогло активизировать учебный процесс, развивать познавательную активность, творческое воображение, поддерживает интерес к изучаемому, снимает утомляемость. По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе первичной проверки усвоения знаний использовалась физкультминутка. Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о жизни диких животных и зимующих птиц нашего края. Учились рассуждать, логично излагать свои мысли, использовали в речи термины (стайки, популяции и др.) При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Следует отметить, что почти 20 процентов учащихся слабо успевают и основное внимание уделялось привлечению именно этих детей к учебной деятельности на уроке. Сильные учащиеся получили индивидуальные задания: по карточкам определить название животных и птиц. Слабые ученики получали карточку, где было описание того или животного и на доске надо было найти его.Выбранные учителем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное. Я считаю, выбранная форма достаточно эффективна. Большой интерес ребят на уроке вызвало использование компьютерного и проекционного оборудования, что также позволило рационально распределить время на уроке, способствовало динамичности урока. С большой ответственностью ребята подошли к исследовательской работе и инсценировке сценок « разговоры в лесу», что позволило проявить актёрские способности. Занимательный материал не только помог в интересной форме познакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывал любовь ко всему живому. Вызвал желание помогать животным, сохранять их. Перспективы педагогической деятельности: разработать цикл уроков с использованием ИКТ как наиболее эффективным (на мой взгляд!) средством активизации познавательной деятельности младших школьников, пропагандировать широкое использование ИКТ в начальной школе как неотъемлемый метод обучения.