Смысл спора о сильной и благородной любви (по повестям А.И. Куприна «Гранатовый браслет» и «Олеся»)

Зелянина Ольга Юрьевна
АГЛ г. Архангельска 
Основная проблема: Смысл спора о сильной и благородной любви (по повестям А.И. Куприна «Гранатовый браслет» и «Олеся»)
Проблемный анализ текста
(3 часа, соподчинение)
 1-2 уроки
 
Тема: Любовь должна быть трагедией (по повести «Гранатовый браслет»)
 
Цель: развитие мышления учащихся; рассуждение над философской проблемой; развитие речи; развитие навыков работы с текстом; определить, в чем смысл спора, какова авторская идея.
 
Лучшие книги А. Куприна были «великим благословением всему: земле, водам, деревьям, небесам, запахам,.. морям, зверям и вечной благости, и вечной красоте, заключенной в женщине». И «Гранатовый браслет» - тоже. «Любовь должна быть трагедией!» - говорит генерал Аносов.
- Что хочет сказать он этой фразой?
- А как относятся к этим словам главные герои?
 
         Обратимся к Вере. Проследим за ее состоянием души, за мыслями с первой до последней страницы повести.
- Каким термином определяется состояние души главной героини? (диалектика)
(«Ах, это – тот! – с неудовольствием подумала Вера. Но, однако, дочитала письмо».
«Показать Васе..? лучше после – теперь не только этот несчастный будет, но и я вместе с ним».
Прерывает иронию Василия Львовича: «Лучше не надо».
«Я с удовольствием расскажу», - говорит деду.
«Княгиня Вера с неприятным чувством поднялась на террасу».
«Мне почему-то стало жалко этого несчастного», - нерешительно сказала Вера.
«Вера была встревожена: - Я знаю, что этот человек убьет себя».
«С нежностью, которой она в себе не ожидала, развернула письмо».
и т.д.)
- Сумеет ли Вера быть прежней?
- Почему сама она не может отличить истинное чувство и принимает его за вульгарное и навязчивое?
 
- А Желтков? Представим себе, что он слышал бы слова генерала Аносова. Что ответил бы он нам сейчас? Почему?
(Следим за состоянием его души во время разговора с братом и мужем Веры:
«стоял спиной к свету и в замешательстве потирал руки»,
«худые и нервные пальцы Желткова забегали»,
«с трудом произнес»,
«неловко кланяясь»,
«пролепетал омертвевшими губами»

И вдруг перемена:
«Желтков рассмеялся»,
«Глаза блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И было видно, что он совсем забыл о светских приличиях».
Теперь он не мелкий чиновник. Он человек, познавший великую тайну – любовь, недоступную им. Сравните первую записку и прощальное письмо – он вырос в своих чувствах. Князь смотрел с жадным вниманием).
 
- Для А. Куприна любовь – мистическое чувство или абсолютно земное?
- А не выражается ли это мистическое ощущение как-то конкретно?
(13 глав, 3 свечи у гроба, в 7 часов взломали дверь у Желткова;
«судьба заставила ее развернуть газету»;
гранаты – «точно кровь! – подумала с неожиданной тревогой Вера»;
пять алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов;
красная роза – последний дар;
«Губы Желткова улыбались так, будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь».Смысл инверсии: будет и другая, эта – лишь часть, потому так легко прощание, ведь Вера поймет – и будет счастлива, но там, потом)
 
- Какую идейную нагрузку несет красный цвет? (любовь и жертва, кровь, смерть, трагедия)
Так еще раз – образно – звучит фраза генерала.
 
- Так почему же Вера знала, что будет играть Женни?
В последней фразе уверенность: «Он меня простил».
- Откуда это убеждение? (оказывается, он знал ее лучше других. А теперь они вместе, теперь и она пережила боль, страдание – значит душа открылась для любви).
 
3 урок
 
Тема: «Что у судьбы положено, разве от этого убежишь?»
 
« жизнь ваша будет невеселая. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете» - Таков печальный приговор главному герою, даже трагедией веет.
 
- Какие же проблемы ставит автор повести? С какими героями связаны эти проблемы?
 
- Найдите в тексте самую яркую фразу, которая бы характеризовала этих персонажей.
 
Олеся: «Ну и что ж – полюблю! Спрашивать ни у кого не буду». Иван Тимофеевич: найти трудно.
- Почему? (слова идут от рассудка, не от души, не от сердца, это и подметила Олеся. – см. отрывок).
 
- Могли ли отношения Ивана Тимофеевича и Олеси сложиться иначе? Почему?
 
         Посмотрите, на страницах повести появляется снова красный цвет. Но теперь это «красные бусы – символ нежной, великодушной любви».
- А есть ли еще символы? (вишневая настойка, кровь, птицы)
 
- Олеся говорит: «Я думала, что можно уйти от судьбы». Поясните.
 
         Две повести. Тема – любовь, сходны даже ситуации, проблемы. В обеих книгах «звучат» разные взгляды на любовь, идет спор:
существует ли сильная и благородная любовь или уже нет, измельчала? Насколько важно для любви социальное положение?
Итак, вы один из оппонентов.
- Какую сторону вы займете в этом споре?