Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе по теме Как Москва стала столицей


Денисова Л.С.,
учитель начальных классов МАОУ Абатская СОШ № 1, первая квалификационная категория
Самоанализ урока окружающего мира
в 3 классе
по теме «Как Москва стала столицей».
Цель урока: способствовать формированию представления о важнейшем событии в русской истории – образовании Московского государства.
На уроке решались следующие задачи:
сформировать представление детей о становлении Москвы, как столицы; расширить знания учащихся об истории основания Москвы;
развить умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов; способствовать развитию умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении, т.е. создавать условия для положительной мотивации в обучении
воспитывать любовь к своей стране, интерес к её истории, бережное отношение к историческим памятникам.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Предметные результаты: знать причины становления Москвы как столицы Русского государства.
В процессе обучения формировала универсальные учебные действия.
Метапредметные результаты:
Познавательные: работа с картой, «лентой времени»; анализ текста, установление закономерностей, обобщение полученных знаний для формулирования вывода.Регулятивные: учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха.Коммуникативные: готовность разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, умение работать в парах, группах.
Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться.
На уроке были использованы следующие:
технологии:
технология «шахматной игры»;
информационно-коммуникативная технологии;
технология проблемного обучения
здоровьесберегающая технология.
2) формы и методы:
работа в парах и группах, фронтальная работа;
творческая работа.
На уроке использовалось оборудование:
Учебник « Окружающий мир» 3 класс 2ч., автор Виноградова Н.В.- М.: Вентана-Граф, 2012.
Компьютер, проектор.
Презентация.
Карта «Московская Русь».
Карточки для работы в парах и группах.
Данный урок является 4-м в разделе уроков по теме «Наша Родина от Руси до России».
Он включал в себя следующие этапы:
Орг. момент.
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Формулирование темы урока, постановка задач.
Изучение нового материала. Совместное открытие новых знаний.
Включение нового знания в систему знаний. Самостоятельная работа с проверкой.
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1этап. Организационный момент
Цель этапа: Создать эмоциональный настрой, мотивировать к учебной деятельности.
Организационный этап включал в себя предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока, создание психологической комфортности.

2этап. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Цель: Активизировать ранее полученные знания обучающихся; создать проблемную ситуацию
На этапе актуализации знаний использовала жизненный опыт учащихся.
3 этап. Формулирование темы урока, постановка задач.
Цель этапа: Научить формулировать учебную проблему в виде темы урока, ставить цели на урок.
Целеполагание способствовало подготовке учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
4 этап. Изучение нового материала. Совместное открытие новых знаний.
Цель этапа: Научить решать учебную задачу, поиск решения создавшейся учебной проблемы, работа с информацией.
5 этап. Самостоятельная работа с проверкой.
Цель этапа: Научить практически применять новые знания. Выявить уровень усвоения материала. Формирование умений и способа действий при решении поставленной задачи на пути к решению проблемы.
На этом этапе проявилось умение учащихся применять знания в новой ситуации.
6 этап. Закрепление полученного материала.
Цель этапа: Научить фиксировать новое содержание урока; организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
7 этап. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: Научить организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; создать условия для осуществления самооценки результатов деятельности своей и своего класса.
Этой цели я достигла с помощью беседы. На этом этапе учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровьесберегающая технология была включена физкультпауза. Подвижная физминутка способствовала тому, что дети сняли физическое напряжение, физминутка для глаз помогла отдохнуть, расслабиться и с новыми силами включиться в работу.
Для отработки материала, для первичного закрепления старалась применить групповую, индивидуальную и фронтальную формы работы. Работа в группах способствовала развитию умения доказывать, обосновывать, делать выводы, коммуникативности, самостоятельности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, высказывали и учились высказывать свою точку зрения.
На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
На всех этапах урока прослеживалось формирование универсальных учебных действий.
Я считаю, что все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать, насколько дети усвоили данную тему.
На этапе подведения итогов учащиеся еще раз озвучивали тему и цели занятия. Рефлексия учащихся дала осмысление ими своих действий и самооценку.
Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, этому способствовало создание эмоционального настроя в начале урока, создание ситуации успеха, поощрения. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ, который корректировался их одноклассниками и педагогом.
Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать. Урок целей достиг.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Считаю, что выбранные формы проведения урока были подобраны правильно.