Технологическая карта по истории теме:Иван IV -тиран или благодетель?


Класс 7
Предмет история
Тема урока «Иван IV- тиран или благодетель?»;
Тип урока Урок открытия нового знания.
Дата урока 25.02. 2016
Образовательные ресурсы Документы.
Учебник
План урока Цель урока Содействовать осознанию учащимися роли первого русского царя Ивана Грозного в истории Российского государства
Задачи урока На основе имеющихся знаний способствовать формированию у учащихся оценочных суждений о личности и политике Ивана IV.
Способствовать формированию умений работы с различными видами информации (учебник, документы), развивать опыт публичных выступлений,  воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них, высказывать своё мнение в дискуссии.
Способствовать формированию таких качеств как толерантность, уважение мнения других, воспитание негативного отношения к деспотизму, террору как способу решения политических проблем.
Формы и методы, технологии обучения Методы: объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый; анализ; обобщение.
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Технологии: технология проблемного обучения, икт.
Основные даты, понятия и термины террор
Планируемые образовательные результаты
Научатся находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач. Научатся представлять информацию в разных формах. Научаться давать оценку событиям и личностям.
Умение работать индивидуально, в парах.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование универсальных учебных действий
1.Организационный
1 мин. Организует учащихся. Сегодня ребята у нас необычный урок и я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. 2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. В русской истории царствование Ивана Васильевича Грозного одна из самых важных и достойных особого исследования эпох. Это не только расширение территории Российского государства, но и знаменательные события во внутренней жизни государства. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явлений характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным.  Многое остаётся неизученным и по сей день. Мы с вами сегодня приоткроем завесу этих тайн и попробуем в них разобраться.
 Приведите факты, подтверждающие или опровергающие следующие утверждения:
Иван Грозный – герой – добродетель (Карамзин).
Иван Грозный - неистовый кровопийца (Карамзин).
Иван Грозный – тиран своего народа (Соловьев).
Иван Грозный – жертва борьбы за власть (Соловьев). 
Так то же Иван IV? Выделите основные слова, характеризующие царя.
Определите тему нашего урока. Тема нашего урока «Иван IV – тиран или добродетель?». Вернемся к фактам, сделайте вывод:  В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, выдающийся военачальник, дипломат и писатель.
 В глазах других, это кровавый тиран, почти сумасшедший, безнравственный и жестокий человек.
Сравните два вывода о Иване Васильевиче. Какое здесь вы видите противоречие? Какой проблемный вопрос вытекает? Проблема: почему историки так противоречиво отзываются о первым русском царе? Формулируют тему урока. Сравнив высказывания историков, формулируют проблему урока. Регулятивные
Определять цель, проблему в учебной деятельности.
3. Версии. Какие ваши версии? Предлагают свои версии. Регулятивные
Выдвигать версии.
Личностные УУД
1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.
2. Объяснять взаимные интересы, ценности.
3. Вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
4. Актуализация знаний.
Чтобы проверить версии, давайте вспомним, что мы уже знаем о правлении Ивана Грозного из курса истории?
Отвечают на вопрос Познавательные
Обобщать, делать выводы.
5. Планирование деятельности. Чтобы доказать ваши версии, и решить проблему урока что нам необходимо узнать? Предлагают решение проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и где их найти. Регулятивные
Планировать деятельность в учебной ситуации.
6. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).  Стр.87-88 задание № 1,2,3
Для спасения души следовало истязать плоть, а под «плотью» Руси царь понимал всех людей ее, спасение которых вверено было ему Господом и осуществлять его он должен был страхом Божиим. По сути, вся программа действий Ивана Васильевича сводилась к тому, чтобы страхом Божиим обратить людей к истине и свету, а значит спасти их души.
Как называлась политика, которую проводил внутри государства Иван Грозный? Когда проходила?
Историки спорят. Стр 88.
Безусловное большинство историков, публицистов, писателей и т. п. рассматривает его, как заведомо "беспрецедентного", в сущности, патологического тирана, деспота, палача.Нелепо было бы оспаривать, что Иван IV был жестким правителем. Историк Скрынников, посвятивший несколько десятилетий изучению его эпохи, доказывает, что при Иване IV Грозном в России осуществлялся "массовый террор", в ходе которого было уничтожено около 3-4 тыс. человек.
Но зададимся вопросом: сколько людей отправили на тот свет западноевропейские современники Ивана Грозного: испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX? Оказывается, они самым жестоким образом казнили сотни тысяч людей. Так, например, именно во время, синхронное правлению Ивана Грозного - с 1547 по 1584, в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, "число жертв... доходило до 100 тыс.". Из них было "сожжено живьем 28 540 человек". Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принял активное "личное" участие в так называемой Варфоломеевской ночи, во время которой было зверски убито "более 3 тыс. гугенотов" только за то, что они принадлежали к протестантству, а не к католицизму; таким образом, за одну ночь было уничтожено примерно столько же людей, сколько за все время террора Ивана Грозного! "Ночь" имела продолжение, и "в общем во Франции погибло тогда в течение двух недель около 30 тыс. протестантов". В Англии Генриха VIII только за "бродяжничество" вдоль больших дорог "было повешено 72 тысячи бродяг и нищих". В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 г., казнили более 100.000 человек.И все же, как это ни странно и даже поразительно, и в русском, и в равной мере западном сознании Иван Грозный предстает, как ни с кем не сравнимый, уникальный тиран и палач.
отвечают на вопросы, формулируют выводы.
Отвечают на поставленные вопросы.
Познавательные
1.Находить достоверную информацию в разных источниках (исторических источниках, учебнике).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
Коммуникативные
1. Умение работать в группах (навыки сотрудничества).
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
7. Выражение решения проблемы. Проблема: почему историки так противоречиво отзываются о первым русском царе?
Любая точка зрения должна быть аргументирована.
Коммуникативные
Излагать своё мнение, аргументируя его.
8. Применение нового знания. . Завершая урок, я предлагаю вам выполнить несколько тестовых заданий.
1-б
2-в
3-в
4-а
5-а
6-в
7-а Должны применить полученные знания по теме, работая в парах. Коммуникативные
1.Излагать своё мнение, аргументируя его. . 2.Умение работать в группах (навыки сотрудничества).
Личностные
Оценивать чужие поступки.
9. Домашнее задание. На выбор: эссе по теме: «Иван IV- тиран или благодетель?»; синквейн о Иване Грозном 10. Рефлексия А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:
Меня поразило…..
Я узнал…..
Мне было интересно…..
Я восхищался…..
Я благодарю вас за урок. Мне тоже было интересно работать с вами. Тест «Опричнина Ивана Грозного».
1. Выберите правильное определение «опричнины».
А) Особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым контролем Ивана Грозного.
Б) Особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением.
В) Особый, царский удел, который получали опричники в свое пользование.
2. Что из перечисленного не являлось целью опричнины?
А) Стремление царя к единовластию
Б) Противоборство царя с его окружением
В) Сосредоточение главных сил на продолжении начатой Ливонской войны.
Г) Ликвидация остатков феодальной раздробленности.
Д) Неудовлетворенность царя внешней политикой
3. Опричнина была учреждена вА) 1562 г.
Б) 1563 г.
В) 1565 г.
4. Опричный террор был направлен противА) боярства
Б) духовенства
В) городов
5. Кто помогал Ивану Грозному осуществлять опричный террор?
А) М. Скуратов
Б) А. Адашев
В) А. Курбский
6. Найдите политические последствия опричнины.
А) Хозяйственное разорение страны
Б) начало процесса закрепощения крестьян
В) Укрепление режима личной власти и ликвидация пережитков удельной системы.
7. На чем основывалась уверенность Ивана Грозного о благости его чудовищных злодеяний?
А) на уверенности в том, что власть ему дана от Бога
Б) на том, что крестьяне не были его политическими противниками
В) на том, что Грозный использовал противоречия «имущих и неимущих».
Тест «Опричнина Ивана Грозного».
1. Выберите правильное определение «опричнины».
А) Особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым контролем Ивана Грозного.
Б) Особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением.
В) Особый, царский удел, который получали опричники в свое пользование.
2. Что из перечисленного не являлось целью опричнины?
А) Стремление царя к единовластию
Б) Противоборство царя с его окружением
В) Сосредоточение главных сил на продолжении начатой Ливонской войны.
Г) Ликвидация остатков феодальной раздробленности.
Д) Неудовлетворенность царя внешней политикой
3. Опричнина была учреждена вА) 1562 г.
Б) 1563 г.
В) 1565 г.
4. Опричный террор был направлен противА) боярства
Б) духовенства
В) городов
5. Кто помогал Ивану Грозному осуществлять опричный террор?
А) М. Скуратов
Б) А. Адашев
В) А. Курбский
6. Найдите политические последствия опричнины.
А) Хозяйственное разорение страны
Б) начало процесса закрепощения крестьян
В) Укрепление режима личной власти и ликвидация пережитков удельной системы.
7. На чем основывалась уверенность Ивана Грозного о благости его чудовищных злодеяний?
А) на уверенности в том, что власть ему дана от Бога
Б) на том, что крестьяне не были его политическими противниками
В) на том, что Грозный использовал противоречия «имущих и неимущих».