статья География-способ познания окружающего мира,в соответствии с ФГОС


 
География – способ познания окружающего мира
География – способ познания окружающего мира. Среди объектов изучения современной географии главными являются: население, хозяйство и его отрасли, природные условия и ресурсы, пространственные формы их взаимодействия (экономические районы, ТПК, населенные пункты и т.д.). В ходе исторического развития география из «описательной» науки превратилась в науку преобразовательного характера.
Объект изучения географии – земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением, для которого характерны свои проблемы.
Задачи географической науки: описывать, объяснять, предсказывать, управлять, создавать новые объекты. География должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, т.е. выполнять прикладные (практические) задачи.
Основная цель географического образования заключается в овладении обучающимися законченной системой знаний и умений. А также с возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Школьное образование ориентируется на формирование всесторонне образованной и инициативной личности обучающихся. В соответствии с основной целью географического образования необходимо:
ориентировать обучающихся на приобретение фундаментальных знаний, составляющих основу миропонимания, на развитие их мышления
формировать практические знания и умения прикладного характера
Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигнуты обучающимися уже сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни. Таким образом, основой школьного образования признается система универсальных учебных действий (УУД), ценностных установок, ориентаций и мотиваций.
К универсальным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:
Умение пользоваться географической картой – языком международного общения.
Умение пользоваться современными информационными технологиями;
Владение научными географическими понятиями;
Умение видеть проблемы и ставить вопросы;
Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;
Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.
УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие функции:
Обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);
Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)
Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;
Обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;
Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;
Закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования.
Важнейшим требованием при разработке учебных задач является учет специфики географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни. Методы географии неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться в умения.
При формировании познавательных УУД используются следующие географические методы.
Географический метод Осуществляемые действия Примеры заданий
Метод наблюдения Определить цель наблюдения;
Произвести отбор источников информации;
Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений; Провести наблюдение за погодой;
Наблюдение за фенологическими изменениями в природе.
Метод географического описания Отбирать необходимые источники информации, находить информацию;
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
Составлять географическую характеристику территорий. По типовому плану дать характеристику ЭГП Европейского Севера, географического положения Африки, населения России, баз химико-лесного комплекса.
Историко-географический метод Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать. Как изменился бы климат Республики Коми, если бы Уральские горы находились на севере (юге, западе) республики. Что повлияло на формирование отраслей специализации Центральной России.
Сравнительно – географический Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины. Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; промышленных и сельскохозяйственных районов.
Картографический Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления. Почему на территории Северной Америки формируются торнадо, а над Евразией – нет? Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном – влажные леса?
Статистический Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. Проанализируйте половозрастные пирамиды разных стран. Объясните какой тип воспроизводства для них характерен.
По климатограммам определите тип климата данной местности.
Проблему качества обучения на уроках географии эффективно помогают решить и информационные и коммуникационные технологии. Их плюсы:
Оперативность информации: только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию
Динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. В последнее время перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря информационным технологиям мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.
Коммуникативность (дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях).
Использование ИКТ на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями.
Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. А вот, например, спустится на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, доведется далеко не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер становится ученику и учителю помощником.
Использование мультимедийных средств
при выводе изображения на большой экран существенно повышает наглядность обучения. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств.
на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со статистическими таблицами.
Применение интерактивных карт на уроках географии
Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. Изображение — это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.
Существует три основных вида работы с электронной картой:
работа со слоями карты;
работа с дополнительным материалом;
использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).
Работа со слоями карты
Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.
Работа с дополнительным материалом
Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.
Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.
Применение мультимедийных презентаций
позволяет сделать уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Подготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования школьников.
Урок — прежде всего встреча, общение, а потом уже предмет, методика. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он «путешествует» по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.
Использование интерактивной доски
значительно повышает эффективность урока за счет следующих возможностей:
инновационная наглядность изучаемого материала;
возможность показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения;
возможность развивать креативные способности детей за счет моделирования, конструирования и виртуального эксперимента;
повышение интереса и учебной мотивации учащихся к изучению учебных предметов;
повышение качества усвоения материала;
Заключение
В заключении следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Ученик должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.