Конспект урока окружающего мира в 3 классе Что такое деньги в соответствии с требованиями ФГОС


Тема урока.: Что такое деньги?
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Автор урока Лобанова Елена Александровна, учитель начальных классов
Цель урока: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.
Задачи урока:
- познакомить с новыми понятиями «бартер», «купля-продажа», «обмен», «деньги», «цена» и некоторыми денежными единицами;
- развивать речь учащихся, умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
- расширять кругозор детей;
- воспитывать культуру поведения в условиях рыночных отношений.
В ходе урока ученики:
Актуализируют:
- представления об особенностях товарно-денежных отношений;
- знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей;
- представления о денежных единицах разных стран;
- представления о функциях денег в жизни человека.
Приобретают:
- представления о том, что такое деньги;
- знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений, объясняющие зависимость между ценой, стоимостью и количеством товара;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения;
- умения сравнивать анализируемые понятия: «обмен», «купля-продажа»;
- представления о самых первых денежных средствах на Руси.
Закрепляют:
- навыки работы в группе, паре, фронтально и индивидуально;
- умения работать с различными источниками информации (текстовой, слуховой, наглядной);
- умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
- качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.
Необходимое оборудование и материалы:
- Компьютеры – 1 шт. ( для учителя)
- Мультимедийный проектор, экран.
- Презентация «Что такое деньги?»
-российскиемонеты (современные, устаревшие);
- иллюстрации бумажных денег (современные и устаревшие)
Ход урока.
1.Орг. момент.(слайд 1)
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок!
Ваши ушки на макушке?
Глазки широко открыты?
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
-Улыбнитесь мне, друг другу, повернитесь посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и ,пожалуйста, на них больше не отвлекаемся.
Пусть сегодняшний день будет таким же светлым, как и ваши улыбки!
2.Актуализация знаний учащихся.
-Сегодня у нас необычный урок. Мы на уроке будем трудиться. Большинство взрослых людей во всех странах получают за свою работу заработную плату в качестве чего? ( денег). На заработанные деньги человек покупает необходимые товары и услуги. Но часть денег он может отложить на будущее, сберечь.. Это его сбережения . Вот в и вы сегодня за свой труд, получите деньги и накопите свои сбережения.
- Вы любите смотреть мультфильмы? Посмотрите внимательно на картинку и скажите -Из какого мультфильма взяты герои? .(слайд 2)
-Что искали герои этого мультфильма?
-Что по вашему мнению может быть в сундуке?(слайд 3)
Я предлагаю вам проверить себя! На столах у вас лежат кроссворды – решите кроссворд работая в группах. (слайд 4)
1. 2. 3. 4. 5. 6. 1.Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров.(труд)
2.Он на дорожках во дворе,Он очень нужен детворе,Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)
3. Правила, законы ведения хозяйства. (ЭКОНОМИКА)
4. Составная часть экономики. (ОТРАСЛЬ)
5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей. (УСЛУГИ)
6. Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? (ПИЩЕВАЯ)
- Давайте проверим ваши ответы! (слайд 5)
- Какое слово получилось в выделенном столбце? (ДЕНЬГИ)
3.Целеполагание и мотивация.
-Кто может сформулировать тему нашего урока?(слайд 6)
- Как вы думаете, деньги существовали всегда?
- А сейчас деньги существуют везде?
- А какие деньги существуют?
- Сколько много вопросов на которые вы затруднились ответить, так какие цели мы на уроке сегодня себе поставим?( узнать о деньгах, истории их появления, познакомиться с новыми понятиями и некоторыми денежными единицами)
– Кто-то из вас может ответить на вопрос « что такое деньги?». Я вам дам 2 минуты для того, чтобы вы внимательно подумали и записали ответ на этот вопрос. Сейчас вы обменяетесь своим мнением с партнёром по плечу. Для этого вам будет дано по 30 секунд каждому из партнёров, сначала рассказывает 1-2, 3-4, а затем наоборот.
Кто – нибудь один зачитывает.
( слайд 7) В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этого слова:
«Деньги – металлические и бумажные знаки являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».
- Поднимите руки кто дал приблизительно такое определение
4. «Открытие»нового знания.- Каждую секунду на Земле производиться бесчисленное множество товаров. Каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит обмен товарами. Есть два способа обмена: бартер и купля- продажа. Сейчас откройте учебники на стр. 66-67 и с помощью учебника напишите определения двух способов обмена в рабочую тетрадь задание 1 стр.44.На это задание я даю вам четыре минуты.
Обменяйтесь тетрадями. Давайте послушаем наш компьютер и проверим партнёра по лицу.
5.Физкультминутка.(слайд 8)
-Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы узнать больше о деньгах, нам предстоит небольшая исследовательская работа.
На столах у Вас лежат листы с дополнительной информацией по теме . Каждый из вас проводит исследование по своей теме. Я вам раздам план – исследования. Согласно этому плану вы выделите цветным маркером самое главное для своего выступления.
1 партнёр .-«С чего всё началось»
План - исследования.
-Что такое обмен?
-Почему люди стали придумывать деньги?
-Какими были первые деньги?
2 партнёр.-«Старинные монеты»
План - исследования.
-Где изобрели первые деньги?
-Когда началась чеканка собственных монет в России?
-Когда появилась копейка на Руси?
Когда появился рубль на Руси?
3 партнёр – «Современные российские деньги»
План - исследования.
-Какие сейчас в ходу деньги?(монеты, бумажные)
-Что такое номинал?
Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”.
Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”.
Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
4 партнёр – «Иностранные деньги»
План - исследования.
-Самые известные иностранные деньги
(доллар, евро, франк, фунт-стерлинг).
-Валюта европейских государств.
-Электронные деньги
6.Защита исследований(сопровождается показом слайдов)
1 партнёр - 9-12
2 партнёр - 13 - 20
3 партнёр - 21 -26 ( выполнение задание 3 в рабочей тетради стр.45)
4 партнёр- 27 – 30 (выполнение задание 2 в рабочей тетради стр.44)
7.Метапредметность.
Работа с пословицами. У вас на столах в конвертах лежат разрезанные пословицы. Ваша задача - составить пословицы. На это задание вам отводиться одна минута. Зачитывают по кругу.( слайд 31)
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Мал золотник, да дорог.
Деньги счёт любят.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
8. Рефлексия
1. Графический диктант
– Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «–».Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.
Плата за работу – заработная плата.
Деньги, которые откладывают на будущее, – сбережения.
Оборотная сторона монеты – гурт.
Надпись на монете называется легендой.
(После выполнения задания проводится самопроверка слайд 32)
Проверка: –, +, +, –, + 2. Обсудим! ( слайд 33)
– Представим, что на базар пришли сапожник, портной и гончар, чтобы обменять свой товар на другой. Сапожнику нужен глиняный кувшин, портному – сапоги, а гончару – рубашка. Как они будут обмениваться? – В любом магазине можно убедиться, что цены на различные товары разные. От чего зависит цена товара?
VIII. Подведение итогов урока
Слайд 28.
– Что такое деньги? – Что нового вы узнали о деньгах? – Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)
Вывод: деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Слайд 29.
Домашнее задание( слайд 34)
Учебник: прочитать текст на с. 66-70, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 69. Рабочая тетрадь: № 4-5 (с. 45).
Использованные источники информации.
Литература:
А.А.Плешаков «Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений» – М.: Просвещение, 2012г.
Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова. – М.: «ВАКО», 2013г.
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс. Сост. И.Ф.Яценко. – М.: «ВАКО», 2013г.