Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: Почему радуга разноцветная?


Тема урока № 48: «Почему радуга разноцветная?»
Дата проведения: 17.03. 2014г.
Учебно-методическое обеспечение:
УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2012г.
Цель урока: сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их
последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и материал:
-Учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир»;
-Компьютер; Презентация предназначена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России». Презентация поможет сформировать первоначальные представления о свете и цвете, познакомит детей с цветами радуги и их последовательностью.
-комплект разноцветных полосок для моделирования радуги.
Учебные действия:
-Описывать явление неживой природы, выделять её признаки.
-Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе, которые являются причиной возникновения радуги.
-Создавать простейшую модель радуги.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
узнают, как образуется радуга; научатся называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; запомнят последовательность цветов радуги, используя мнемонический приём для запоминания.
Метапредметные:
Опережающее обучение: связь природоведения и физики.
Регулятивные: формулируют тему, учебные цели и понимают учебные задачи урока, удерживают их в течение всего урока и стремятся выполнить; контролируют свою учебную деятельность, при необходимости корректируют, оценивают свою работу на уроке.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.); перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий, делают выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; уважительно относятся к позиции другого, пытаются договариваться, соблюдают простейшие нормы речевого этикета.
Личностные: проявляют интерес к изучению явлений природы; испытывают чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"; умеют оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.
Основные методы:
Исследовательский, деятельностный, частично-поисковый, наглядный, словесный, стимулирование, контроль и самоконтроль.
Время реализации урока – 40 минут
Ход урока.
Организационный момент, мотивация
Отгадайте загадку:
Радужная арка
Засверкала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.
2. А кто из вас видел радугу? Какие чувства вызывает радуга?
На что похоже слово радуга?
3. Что такое радуга?
Какое слово спряталось в слове радуга?
(Радуга – это природное явление в виде красивой дуги)
II. Формулирование темы урока
Кто уже может сформулировать тему урока?
III.Формулирование учебных задач.(Предполагаемые ответы)
(Из каких цветов состоит радуга?Сколько цветов в радуге? Как располагаются цвета в радуге?Почему радуга разноцветная?Как возникает радуга?)
IV. Выяснение незнания. Игра «Данетка».
Если знаешь ответ, то встань. Если не знаешь, то хлопай в ладоши.
Я знаю, сколько цветов в радуге.
Я знаю, из каких цветов состоит радуга.
Я знаю, в каком порядке располагаются цвета в радуге.
Я знаю, когда появляется радуга.
Я знаю, почему радуга разноцветная.
V. Уточнение учебных задач и уточнение темы.Уточним, по каким вопросам мы знаем меньше всего.
(записываю на доске)
Почему радуга разноцветная?
Как возникает радуга?
VI. «Открытие новых знаний»
Радужный фейерверк – физминутка.
Чтобы найти ответы на эти вопросы, я предлагаю вам совершить путешествие на радугу. Хотите? Но как это сделать?
А поможет нам попасть на радугу ваша любимая игрушка «Мыльные пузыри». Если догадаетесь, почему именно её я выбрала, то мы попадём на радугу.
Радужная станция «Спектр»
Прочитайте название станции. Почему она так называется?
Вам ничего не подсказывает, как можно объяснить такое название?
Давайте войдём туда.
О!!! Это, ребята, известный учёный Ньютон. Он жил несколько веков назад. Но его, как и нас интересовал вопрос, почему радуга разноцветная. Чтобы это узнать, он проводил опыты.
Ньютон сделал открытие, что если белый пучок света направить на стеклянную призму, то свет, проходя через стекло преломляется, и появляется на противоположной стене уже с радужным чередованием цветов. Вот это чередование цветов Ньютон назвал спектром. Теперь вам понятно, почему так называется станция, на которой мы сейчас находимся? А как вы думаете, можно ли радугу назвать спектром?
Закрепление. Практическая работа.
Какие же цвета составляют спектр, радугу?
Сколько их? Они меняются когда-нибудь местами?
Чтобы, ребята, вернуться на нашу родную землю, надо правильно расположить цвета в спектре. А поможет нам не ошибиться «запоминалка»
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Молодцы!
Но, внимание! Приготовиться! Вы готовы вернуться на землю, в свой класс? Если подберёте к песне движения, то очутитесь родном классе.
VII. Возвращение на землю – песня – придумать танец - физминутка.
О чём была песенка? Песня о радуге, дождике и солнышке.
VIII. Постановка проблемного вопроса.
А как связаны в жизни дождик, солнце и радуга? Как появляется радуга?
IX. Решение проблемного вопроса.
Радуга появляется, когда светит солнце и идёт дождь
Солнечные лучи и дождевые капли строят радугу. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной
Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма. Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга.
Сверка с учебником
Вывод.
X. Коррекция знаний.
Игра «Данетка»
Я знаю, когда появляется радуга.
Я знаю, почему радуга разноцветная.
Я знаю, из каких цветов состоит радуга.
Я знаю, сколько цветов в радуге.
Я знаю, в каком порядке располагаются цвета в радуге.
Я знаю, как быстро запомнить порядок цветов в радуге.
XI. Практическое применение знаний о радуге.
А для чего нам нужны знания о радуге?
Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение. Значит, радуга поможет улучшить свое настроение.
А можно ли самим создать свою «домашнюю» радугу? Да, это можно сделать в любое время. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если мы встанем лицом к солнцу, то обязательно увидим радугу в водяных брызгах.
Радугу можно увидеть в лужах на асфальте; в брызгах фонтана; от компьютерного диска; в мыльных пузырях.
Подрастают младшие братья и сёстры, мы поможем им узнать тайну солнечного луча, поможем разгадать и объяснить природное явление радугу.
Радуга может предсказывать погоду:
XII. А знаете ли вы? Это интересно!
Радуга на западе к дождю, а на востоке к вёдру, т. е. к солнечной погоде.
Радуга по утрам предупрежденье пастухам – будет дождь.
Радуга вечером - дождю здесь делать нечего.
XIII. Расширение знаний о радуге.
1. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
2. Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна!
3. Разные виды радуги (по презентации).
XIV. Посыл в будущее.
На уроках физики в старших классах, вы познакомитесь со спектрометром, когда будете изучать дисперсию. Это слово обозначает явление, связанное с радугой. Если вам захочется, вы уже сейчас можете узнать, что это такое. А как это сделать? (поработать со справочной литературой). А вот на переменке желающие могут в спектрометр понаблюдать за тем, как белый солнечный луч преломляется и образуется спектр – радуга.
XV. Рефлексия и самооценка.
Выбери смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке:
Если было интересно и понравилось, то на доску прикрепи солнышко, если было неинтересно и не понравилось – тучку.
XVI. Итог урока.
Давайте оценим наш урок с точки зрения поставленных учебных задач.
Какие ставили перед собой учебные задачи?
Первую решили? Расскажите, почему радуга разноцветная?
Вторую решили? Как появляется радуга?