ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ


ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ
М.Б.Терещенко
Постановка проблемы. В настоящее время возросло количество детей с РДА, обращающихся в детские учреждения, однако в нашей стране существуют лишь отдельные центры, работающие с такими детьми, не развита сеть специализированной помощи, поэтому создание комплексных методик и индивидуальных маршрутов, обучающих программ и программ развития детей с ранним детским аутизмом является значимым научно-практическим исследованием.Степень разработанности.
Цель статьи раскрыть содержательные условия разработки индивидуальной программы для учащихся с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного учреждения.
Изложение основного материала. Ранний детский аутизм (РДА) обусловлен глубокими нарушениями психофизического развития. Рассматриваемое нарушение не является простой механической суммой отдельных трудностей − здесь просматривается единая закономерность дизонтогенеза, охватывающего все глубокие психофизические нарушения у детей с ранним детским аутизмом, которые сопровождаются определенными речевыми нарушениями. Проводя аналогию между периодами речевого развития в норме и при РДА, можно выделить следующие этапы речевого развития: этап аутостимуляции (лепет, гуление), эхолалия (повторение простых слов, подражание), штампы речи (фразовая речь), стреотипные рассказы и зацикленность на какой-то одной теме (монологическая речь). Самостоятельно-диалоговый вид речи у детей с РДА или не развивается вовсе, или же настолько нарушен, что не является средством коммуникации.
Как обычный ребенок не может овладеть фразовой речью без прохождения предварительных этапов речевого развития, так и аутичный ребенок не может преодолеть этот сложный путь одним скачком. Чтобы максимально сократить этот путь, не позволить остановиться на каком-либо этапе и предотвратить возможную ремиссию, необходимо составление индивидуальной программы речевого развития для каждого учащегося с РДА.
Программа речевого развития ребенка с РДА основывается на поведенческой (бихевиоральной) терапии.
Для речевого развития ребенка с РДА в программе прописываются методические приемы с учетом негативизма и с учетом речевой патологии у данной категории детей.
В связи с целями речевого развития ребенка с РДА логопедическая работа будет направлена развитие слухового внимания, фонематического слуха, на обогащение словарного запаса и будет проходить на ежедневных индивидуальных занятиях.
Для разработки индивидуальных программ речевого развития необходимо использовать результаты логопедического и психологического обследования такого ребенка. Начинать обучение необходимо с учетом уже имеющихся речевых навыков и с наиболее простых для ребенка.
Программа речевого развития ребенка с РДА включает несколько этапов: I этап направлен на обучение понимания речи окружающих, причем данная работа должна идти параллельно с развитием экспрессивной речи.
Условиями для проведения данной работы служит сформированность «умения учиться», «умения выполнять простые инструкции», что позволит сформировать понимание названий предметов.
II этап программы непосредственно связан с обучением экспрессивной речи, которое на основах поведенческой терапии начинается со звукоподражания и тренировки артикуляционных движений.
III этап программы направлен на дальнейшее речевое развитие ребенка с РДА с учетом социальной направленностью данного развития.
IV этап программы предусматривает работу по увеличению числа спонтанных высказываний, работу над эмоционально-смысловой стороной высказывания, что позволяет осмысление ребенком происходящего и осознание сказанного.
V этап программы предусматривает работу над растормаживанием речи на основе уже доступного понимания и параллельно работу по закреплению уже появившихся речевых форм.
Данная работа включает также растормаживание речи на основе закрепления речевых реакций такого ребенка. Растормаживание речи должно сопровождаться закреплением уже появившихся форм речи в игровых упражнениях на занятиях и вне уроков с учетом той ситуации, когда у ребенка появилась словесная и звуковая реакция.
Также на данном этапе проводится работа по закреплению слов, которые отражают ежедневные потребности ребенка с РДА, закреплению речевых реакций с помощью повторения вокализаций, соответствующих по смыслу к данной ситуации, что создает прототип реального речевого диалога.
Необходимо отметить, что в программе должно быть определенное соотношение работы по растормаживанию речи и работы по эмоционально-смысловому комментированию.
VI этап программы по речевому развитию ребенка с РДА включает обучение рассказу и пересказу, изложению событий, изображенных на сюжетных картинках и серии картинок.
Далее проводится работа по развитию связной речи, которая основывается на проведении бесед на определенную тему, составление пересказа с помощью наводящих вопросов, разыгрывание драматизаций, работа над выразительностью и плавностью речи с учетом знакомой для ребенка тематики.
На этом же этапе большая часть работы направлена на развитие слухового внимания, восприятия, фонематического и речевого слуха.
Так как ребенок с РДА не может долго и произвольно сосредотачиваться, игнорирует общение и проявляет негативизм к тому, что его не интересует, то в начале работы неэффективно применение такого метода, как рассказ по картинке, по серии картинок. Актуальным здесь будет использование сюжетного рисования, рисования историй о нем самом с эмоциональным комментарием, и в дальнейшем составление осмысленного пересказа по этим рисункам, основываясь на его непроизвольном интересе.
Следующий этап программы (VII этап) включает обучение чтению и письму глобальным методом, причем, не дожидаясь оформления звуковой стороны речи. Сущность глобального чтения (целостного, слитного) состоит в том, что восприятие речевых единиц (слов или коротких фраз), написанных печатным шрифтом на табличках сопровождается предъявлением красочного наглядного материала, что способствует восприятию слова как своеобразного рисунка. Затем эти слова закрепляются в бытовых, игровых условиях и в речи. Причем подбор слов будет производиться с учетом интересов каждого ребенка, особенностью его произношения, доступностью содержания и количеством слогов в слове.
Выводы. На наш взгляд, разработка индивидуальной программы речевого развития ребенка с РДА должна способствовать положительной динамике развития речи, пониманию речевых инструкций, произнесению простых лепетных слов (2-3 самостоятельных слова в контексте ситуации), улучшению моторики (увеличению объема выполняемых движений, возрастанию силы мышц, произвольности движений), развитию глазо-двигательной координации, когнитивному развитию (знакомство с названиями игрушек, цветов, форм предметов). А также будет способствовать всестороннему, гармоничному развитию ребенка и помогать ему адаптироваться в нашем сложном мире.
Список литературы:
1. Асп Калеви, Губерина Петар, Вербо-тональный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации, Загреб – 1988.
2. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха / под ред. Головчиц Л.А., – М., – 2003.
3. Лебединская К.С., Никольская О.Н. Диагностика раннего детского аутизма – М., – 1991.
4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. Москва, Теревинф – 2006.
5. «Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха на основе вербо-тонального метода, из опыта экспериментальной работы», Выпуск №3 – 2007.
6. Харкевич О.Г. Проговори 1, Загреб «Школьная книга» – 2002.
7. Харлевич О.Г. Проговори 2, Загреб «Школьная книга» – 2002.
1.Романова А.А. Особенности речи детей с аутистическими расстройствами. // Дефектология. - 2011. - №2. - С. 44-51.
2.Романова А.А. Нейропсихологический анализ составления рассказов детьми с аутистическими расстройствами и трудностями обучения: особенности смысловой организации. // Психологическая наука и образование. - 2011. - №3. - С. 95-105.
3.Романова А.А. Смысловая организация рассказов по картинкам у детей с аутистическими расстройствами. // Вопросы психолингвистики. - 2011. - № 14.
4.Хотылева Т.Ю., Ахутина Т.В. Технологии психолого-педагогической помощи детям с СДВГ в Норвегии. // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» PSYEDU.ru. - 2010. - №5.
5.Шапошникова А.Ф. Оценка эффективности реабилитации детей с заболеваниями аутистического спектра в структуре инклюзивного образования. / Научные и методические проблемы точных и естественных наук. Сборник научных трудов. - М.: Изд-во МГОУ, 2011 – С. 104-127.