Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом


Приложение 1Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом
Цели программы:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Примерное тематическое планирование занятий по программе
Содержание занятий Кол-во часов Номера занятий
Первичная диагностика. Методика наблюдения. 1 1
 
 
 
 
 
 
 
 
  1.ЭТАП    
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций 1 2
Диагностика активности 1 3
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений 1 4
Диагностика оценки своего поведения 1 5
Диагностика внимания, памяти 1 6
2.ЭТАП    
1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» 1 7
2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». 1 8
 
 
 
 
 
  3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» 1 9
3.ЭТАП    
1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. 1 10
 
2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) 1 11
4.ЭТАП    
1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд. 1 12
2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы. 1 13
3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия. 1 14
4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. 1 15
5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья 1 16
5.ЭТАП    
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’ 1 17
2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’ 1 18
3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. 1 19
6.ЭТАП    
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей. 1 20
 
 
 
 
  Итоговая диагностика. Диагностика активности. 1 21
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. 1 22
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. 1 23
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. 1 24
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. 1 25
ВСЕГО 25 25