Урок бинарный по изобразительному искусству, истории, литературе, музыке на тему Грозный царь Иван Васильевич ( 7 класс)


Технологическая карта урока ( 2 часа)
Предмет Изобразительное искусство (+ история, литература, музыка)
Класс 7 « А» класс
Учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в жизни человека. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.; под ред. Б.М. Неменского.-3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Тема урока Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в русском искусстве. Исторические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Монументальная скульптура и образ истории народа.
Цель урока Раскрытие образа Ивана Грозного в произведениях изобразительного искусства как выражения особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей.
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент Личностные: самоопределение;
регулятивные:целеполагание;
коммуникативные: планирова-
ние учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками в группах. Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе; класс делится на группы: историки, искусствоведы, литераторы.
Настрой на работу.
Подготовка класса к работе. Учашиеся занимают места. Соответственно тому к какой группе они относятся – «историков», « искусствоведов» или «литераторов».
Этап “Постановка цели и задачи урока”
Подготовка к активной познавательной деятельности Коммуникативные: планирова-
ние учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками в группах. Позна-
вательные: логические - анализ
образа с целью понимания значения его для государства российского. Учитель истории предлагает назвать черты характера Грозного. Проанализировать чего в нем больше положительного или отрицательного. Выявляет отношение учащихся с помощью карточек зеленого (+) и красного (-) цвета. Учитель Изо демонстрирует презентацию «Образ Ивана Грозного в изобразительном искусстве» слайды с парсуной, картиной В.М. Васнецова «Иван Грозный»
«Историки» перечисляют исторические события, в которых проявляются + либо – черты Грозного. «Искусствоведы» на фоне презентации рассказывают об образе Ивана Грозного в живописи и скульптуре с 16 по 20 век.
Докладчик анализирует образ в скульптуре М.М. Антокольского. Совместно с учителем «искусствовед» провод диспут по картине И.Е.Репина «Иван Грозный убивает своего сына» - верна ли версия.
Установка познавательной задачи Регулятивные: целеполагание;
познавательные: общеучебные:
самостоятельное выделение формулирование познавательной
цели; логические: формулированиепроблемыОрганизует обсуждение темы и задач урока.
учитель проводит совместно с «искусствоведами»
фронтальную беседу сравнения двух образов Ивана Грозного в картинах В.М. Васнецова, И.С.Глазунова;
Участвуют в обсуждение темы и задач урока. «Историки» доказывают свою точку зрения с помощью аргументов. «Искусствоведы» совместно с учителем проводят
фронтальную беседу сравнения двух образов Ивана Грозного в картинах В.М. Васнецова, И.С.Глазунова;
Этап “Изучение нового материала”
Усвоение новых знаний Регулятивные: планирование,
прогнозирование; познавательные
моделирование,
логические решение проблемы,
построение логической цепи рас-
суждений, доказательство, вы-
движение гипотези их обоснование;коммуникативные– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Организует оценочные суждения о личности Ивана Грозного в скульптуре М.М.Антокольского художественных средствах, выразительном языке, личности скульптора, позволяющим понять противоречивость исторической личности. Высказывают своё мнение, выводят художественные средства :рельеф скульптуры, пластический ритм.
Находят контрасты, которыми скульптор подчеркивает противоречивость личности Ивана Грозного: устойчивость – ассиметрия скульптуры, контрастная пластика, неровный ритм и движение света.
Первичная проверка понимания Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; познавательные:
общеучебные–умение структу-
рировать знания, выбор наиболее
эффективных способов решения
задания, умение осознанно и про-
извольно строить речевое высказывание, рефлексия. Подводит итог беседы об образе как выражении художниками существующей в обществе системы ценностей мировоззрения и своих личных идей и отношения к Ивану Грозному.
Организует обсуждение «искусствоведами» проводит
фронтальную беседу сравнения двух образов; помогает докладчику проанализировать образ в скульптуре М.М. Антокольского. Проводит диспут по картине И.Е.Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Учитель литературы проводит беседу совместно с «литераторами» об образе Грозного в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…».
Выявляют изобразительные приёмы в живописи и скульптуре, работают с презентацией. Обсуждение «искусствоведами» с классом -проводится
фронтальную беседу сравнения двух образов; пытаются проанализировать образ в скульптуре М.М. Антокольского, используя домашнюю подготовку.
«Литераторы» цитатами из лит. произведения, передают черты личности Ивана IV.
Закрепление знаний Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения; личностные:
самоопределение Организует нахождение сходства и различия образов в картинах В.М. Васнецова, И.С.Глазунова. Учитель музыки включает муз. произведения С. Прокофьева и в т.ч. в качестве физкультминутки предлагает дирижировать под музыку. Находят сходства и различия в образе, создаваемом разными художниками,в разные исторические периоды , называют выразительные средства композиции, рисунка, колорита живописных полотен, а также средства худ. выразительности литературного произведения.
Этап “Творческая практическая деятельность”
Самопроверка знаний Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения; личностные:
самоопределение Учитель истории снова просит поднять зеленую либо красную карточку, означающую каких качеств + или – больше в образе Ивана Грозного. Учитель истории и литературы задают домашнее задание: написать эссе об образе грозного, учитель изобразительного искусства – нарисовать его портрет ( может дать это задание на следующем уроке).
Этап “Итог урока”
Итог Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения; личностные:
самоопределение Обеспечивает положительную реакцию учащихся к мнениям, ответам одноклассников; связывает результат урока с его целями влияние на отношение к исторической личности особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей. ( По выставке проводится самоанализ своих работ). Группы формулируют конечный результат своей работы на уроке; осуществляют самооценку, самопроверку.
Выставка творческих работ обучающихся проводится к концу следующего урока.