Урок – семинар с элементами проектной деятельности по истории на тему «Кто он Иван Грозный – реформатор или тиран на троне?» (10 класс)


Конспект урока истории в 10 классе.
Учебник: «История России с древнейших времён до конца XIX века», Сахаров А.Н.: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. - 3-е изд. М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2005.
Тема урока: «Кто он Иван Грозный – реформатор или тиран на троне?»
Тема курса: Россия в XVI веке.
Тип урока: Повторительно - обобщающий
Форма: Урок – семинар с элементами проектной деятельности
Цель урока: Рассмотреть оценку личности и деятельности Ивана IV в отечественной историографии.
Задачи:
Образовательные:
сформировать яркие образы фактов и событий;
учить каждого ребенка самостоятельно добывать знания;
осуществить выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, осознанность, системность, оперативность, прочность;
формировать умения и навыки работы с хронологическим, фактологическим и картографическим материалом, его преобразования;
Развивающие:
способствовать научению формулирования собственных выводов;
развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать исторические факты, строить аналогии, обобщать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, касающиеся данной темы;
развивать сенсорные способности учеников, умение ориентироваться во времени, в пространстве;
формировать у учащихся навыки исследовательской работы;
развивать умение работать с документами.
Воспитательные:
способствовать воспитанию объективности в самооценке, мыслящей и нравственной личности;
воспитывать чувство долга, умение жить в коллективе, сопереживать успехам товарищей, их неудачам, слушать и критически относиться к мнению другого;
формировать уважительное отношение к труду, дисциплинированность, собранность и усердие;
Оборудование урока:
УМК
презентация;
видеосюжет;
сравнительная таблица;
лист самооценки;
iPod;
мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока
Этапы урока, время, УВЗ, УВМ. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Теоретико-методическое обоснование УВМ.
Организационный этап, 1 мин.
Психологическая задача этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Приветствие учеников, определение отсутствующих, проверка готовности учеников к уроку. Учитель берет небольшую психологическую паузу. Учащиеся приветствуют учителя. Дежурные по классу сообщают учителю об отсутствующих. Ученики настраиваются на деловой лад. Учитель выясняет причину отсутствующих, сопереживает больным, создает атмосферу доброжелательности, симпатию, уважение к учащимся.
Демонстрирует свою позицию к факту отсутствия уч-ся, обращает внимание на внешний вид.
Психологическая пауза выражает твердое намерение перейти к уроку.
Отсутствующее многословие мобилизует учащихся на деловой настрой урока.
Этап подготовки к усвоению материала, 5-7 мин., УВЗ:
- сформулировать новую тему;
- поставить задачи перед учениками;
- заинтересовать учеников в новой теме;
- научить учеников формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.
УВМ №1.
Мотивация учащихся, пробуждение интереса к теме.
УВМ №2.
Сообщение темы урока.
УВМ №3.
Постановка перед учащимися учебной проблемы. Видеосюжет: «Эпоха Ивана Грозного».     На экране проецируется картина Васнецова "Иван Грозный" и на его фоне преподаватель начинает урок: «Когда родился Иоанн, "внезапну бысть гром страшен зело и блестанию молнину бывшу по всей области державы их, яко основанию земли поколебаться; и мнози по окрестным градам начаша дивиться  таковому страшному грому". (Новгородская летопись, 1539г.). Так в блеске молний и грохоте грома появился на свет будущий царь Иоанн Васильевич Грозный.» Учитель задает проблемный вопрос: « Кто он Иван Грозный- реформатор или тиран на троне? – это и будет нашей сегодняшней темой».
Презентация
Учитель проводит мотивационную беседу: «Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к личности и делам этого правителя. Споры о нем не умолкают до сих пор. Оказывается, были они еще при его жизни: одни ненавидели его, другие боялись и трепетали при одном имени его, третьи, по прежнему называли, "царем- батюшкой"- они во всем винили его слуг - опричников.
     Споры о Иване Грозном шли и в XIX -XX веке. В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, выдающийся военачальник, дипломат и писатель. В глазах других, это кровавый тиран, почти сумасшедший, безнравственный и жестокий человек. Где же истина? Кто прав в своей оценке? Кто же он Иоанн Васильевич? Какую роль сыграл в русской истории?». Этими вопросами преподаватель подводит учащихся к выводу о цели урока: рассмотреть оценку личности и деятельности Ивана IV в отечественной историографии.
Говорит о предстоящей работе: «Свой ответ на эти вопросы вы и должны сформулировать на этом уроке при помощи анализа деятельности Ивана Грозного». Ученики внимательно слушают преподавателя, смотрят видеосюжет.
Делают вывод о цели и задачах урока.
Ученики записывают тему и цель предстоящей работы. Учащиеся завершая вместе с учителем мотивационную беседу поставили перед собой учебную задачу, преобразовали ее и подготовились к защите своих презентаций.
Видеосюжет способствует погружению учеников в изучаемую историческую эпоху.
Метод объяснительно - иллюстративный. Этот метод помогает учителю создать яркие образы исторических фактов. Используются устный и письменный приемы. Проблемное изложение материала (постановка проблемного вопроса).
Данная формулировка темы урока может быть интерпретирована как эмоциональный эпиграф, который должен способствовать механизму погружения учеников в изучаемый период времени, а также она составляет основу проблемной ситуации, которую предстоит разрешить в ходе занятия.
Учитель ставит перед учащимися цель, которая является точкой пересечения педагогической деятельности учителя и учебной деятельности ученика, единицей педагогического взаимодействия. Ученики ставят перед собой задачи на поиск нового способа действия.
Активизируется познавательная деятельность учащихся.
В процессе данного УВМ используется проблемный метод обучения, что имеет свое оправдание: во-первых, присутствует право предложения целей самими учениками, и в тоже время интеллектуальное затруднение (недостаток знаний); во-вторых, наличествует возможность самостоятельного решения данной проблемы.
На данном этапе наиболее оправдана фронтальная форма познавательной деятельности, в ходе осуществления которой происходит прямое, непосредственное идейно- эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся, что должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания. Эвристическая беседа помогает уч-ся увидеть проблему, поставить перед собой цель и спланировать план действий.
Этап усвоения новых знаний, 25-30 мин, УВЗ:
- дать ученикам конкретные представления об эпохе Ивана IV;
- добиться усвоения и запоминания нового материала;
- сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.
УВМ №1
УВМ №2
УВМ №3
Учитель объясняет принцип групповой работы на уроке. Предлагает каждой группе выступить со своим анализом и ответить на поставленные вопросы:
1. Что повлияло на формирование характера молодого царя?
а) детские годы, проведенные в окружении чужих людей;
б) влияние церкви;
в) бесконтрольность и вседозволенность в детстве;
г) понимание своей значимости.
2. Какими качествами характера, проявившимися в политической деятельности, обладал Иван IV?
а) «разум превосходный»;
б) справедливость;
в) проницательность в государственной деятельности;
г) полководческий талант;
д) жестокость;
е) недоверчивость, подозрительность;
ж) эгоизм, самолюбие.
3. Какие события заставили Ивана IV пойти на реформы?
а) вступление на престол;
б) пожар Москвы 1547г;
в) попытки бояр подчинить царя своему влиянию;
г) влияние Адашева и Сильвестра.
4. Оценка деятельности Избранной Рады:
а) положительная;
б) была необходима для укрепления власти царя;
в) была противовесом власти и влиянию бояр.
5. Что послужило причиной перехода к опричнине?
а) неудовлетворенность царя медленным ходом реформ;
б) подозрительность, болезненное самомнение;
в) душевная болезнь Ивана IV;
г) сознательный выбор методов кровавой диктатуры;
д) нежелание делиться властью.
6. Оценка деятельности Ивана IV.
а) в целом положительная;
б) в целом положительная, но осуждается его жестокость;
в) «герой» в период реформ и «тиран» во 2ой период правления;
г) отрицательное;
д) добрая слава Ивана IV пережила его худую славу в народной памяти.
Результаты вашей работы будут занесены в сравнительную таблицу, которая у вас есть на партах (Приложение 1).
Каждая группа заполняет свой вопрос по периоду, который вы исследуете, остальные группы должны занести вашу информацию в свои таблицы и таким образом заполнить её всю.
Учитель помогает группам, корректирует их работу, но делает это ненавязчиво, координирует деятельность учащихся, заслушивает вместе со всеми результаты работы групп и заносят их в таблицу. Так же на партах находятся листы самооценки (Приложение 2). Учащиеся выступают с предварительно подготовленными проектами - презентациями о взглядах различных историков на период правления Ивана Грозного.
Каждая группа делает сообщение, т.е. сообщает результаты своего исследования.
I группа (Н.М. Карамзин):
1 – а
2 – д, е
3 – г, в4 – а
5 – д
6 – б, в
II группа (Н.И. Костомаров):
1 – а, в
2 – д
3 – г
4 – б
5 – д
6 – б, в
III группа (С.М. Соловьев):
1 – а
2 – д, ж3 – г
4 – в
5 – д
6 – б
IV группа (А Курбский):
1 – а
2 – е
3 – г
4 – б
5 – г
6 – в
V группа (В.О. Ключевский):
1 – а
2 – а, д
3 – г
4 – а, б5 – г, д
6 – б, в
VI группа (Современные авторы):
1 – а
2 – г, д, е
3 – б, г4 – б
5 – г, д
6 – б, в
Группы защищают свои проекты – ответы в порядке, предложенным учителем; каждая микрогруппа сама определяет учеников, презентующих результаты их работы. Учащиеся активно участвуют в обсуждении проектов, задают уточняющие вопросы, делают замечания, дают собственную оценку. Заносят ее в карточки самоконтроля.
Учебно-воспитательная задача данного момента: актуализировать и проверить усвоение пройденного материале о личности и деятельности Ивана Грозного. Учитель заблаговременно формирует группы учеников (таким образом они работают на протяжении определенного времени) и организует коллективно – распределительную деятельность, взаимодействие учеников между собой и учителя с ними. Учитель оказывает необходимые консультации.
Метод частично - поисковый с элементами исследовательской работы. Так же используется метод объяснительно – иллюстративный. И в том и в другом случае используются приемы: анализ документов, дополнительной литературы.
Учащиеся обобщают, систематизируют материал, делают выводы. Помогает усвоить материал самостоятельно. Прием – устный и письменный. Создается атмосфера уважительного отношения к выступающим, дисциплинированности, сплоченности, в работу втянуты все и все заинтересованы в результатах учебной деятельности. Складывается деловое сотрудничество. ФОПД – групповая, индивидуальная и фронтальная. Благодаря этой ФОПД эмоциональное воздействие учителя на коллектив пробуждает такое же состояние у учеников.
В ходе работы учащиеся видят результаты своего труда, коллективной деятельности в совместно заполненной таблице.
Использование карточек самооценки позволяет осуществлять пооперационный контроль.
Учащиеся осуществляют самооценку, производят пооперационный контроль. Характер учебной активности детей – репродуктивный, преобразующий.
Учитель консультирует группы по определенным вопросам проекта, главных ориентиров поиска, определяет критерии оценки деятельности учащихся. Также оказывает помощь по осмыслению содержания проекта, систематизации и обобщению материалов, по правилам оформления проекта, стимулирует умственную активность учеников, отслеживает деятельность каждого участника проекта.
В завершении учитель дает советы в подготовке устной защиты, выступает в качестве эксперта на защите, участвует в анализе проделанной работы, по возможности оценивает вклад каждого из исполнителей.
Выполнение данного задания способствует включению учащихся с достаточно низким уровнем познавательной деятельности в поисковую работу, формированию хронологических и картографических знаний и умений, а также закреплению способов воспроизведения изученного материала об эпохе Ивана IV. Характер учебной активности учеников – преобразующий.
Выполнение данного задания ребятами, у которых средний уровень познавательной активности, способствует включению учащихся в познавательную деятельность, закрепляет практические навыки работы с историческими фактами и документами, развивает умение выбирать главное, определять причину и повод исторического события.
Этап закрепления новых знаний,
5-10 мин, УВЗ:
- закрепить в памяти учащихся новые знания;
- добиться в ходе закрепления его углубления и обобщения;
- выработать необходимые умения и навыки;
- научить составлять синквейн.
УВМ №1
УВМ №2
УВМ №3
УВМ №4 Учитель ещё раз совместно с учащимися анализирует составленную таблицу и по ней проводит беседу.
Учитель предлагает группам обсудить и дать ответ на вопрос: «Можно ли для достижения поставленных целей использовать любые, даже кровавые, средства и методы?»
Учитель задает проблемный вопрос: «Кто же он Иван Грозный? Славы достоин или позора?»
«Что принесло царствование Ивана IV России?»
Учитель просит учащихся выразить свою точку зрения на изученную эпоху и личность Ивана Грозного: «Мы познакомились с оценкой Ивана Грозного историками, литераторами, современниками и очень интересно узнать ваше мнение о первом русском царе и его эпохе. Я предлагаю вам сделать это через синквейн со словами Иван Грозный (Иван 4), эпоха». Учитель объясняет правила написания синквейна:
Первая строка – ключевое слово, определяющее содержание синквейна
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие
Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Приводит пример:
Иван Грозный
Умный, строгий
Правит, казнит, милует.
Правит всей Русью.
Царь.
Учитель делает вывод по уроку: «История никогда не оставалась равнодушной к этой личности и её деятельности. Это слишком крупная и противоречивая фигура. Она привлекла пристальное внимание современников и потомков. О ней писали историки, поэты, писатели, драматурги. Образ этой личности пытались воплотить в музыке, в живописи, в скульптуре, в театре и кино. Кто-то ее идеализировал, кто-то оправдывал, а кто-то жестоко подвергал критике. Одни говорили, что эта личность – благо для России, другие считали её злом и вы ярко отразили эти противоречия в своей работе». Учащиеся участвуют в беседе опираясь на знания полученные в результате совместной деятельности.
Соответственно каждая группа обсуждает и высказывает свое мнение по поставленной теме (возможны добавления, возражения и вопросы)
Учащиеся подводятся к мысли, что личность Ивана Грозного неоднозначная, противоречивая в ней сочетаются и привлекательная,  и отталкивающие черты. Мудрые государственные распоряжения, крупные внутренние реформы, настойчивое стремление к укреплению международных позиций страны, блестящие военные успехи, просвещенный монарх, талантливый публицист и оратор - и одновременно кровавый тиран, не по годам дряхлый, болезненно подозрительный и глубоко несчастный человек. Вряд ли можно дать Ивану IV исчерпывающую характеристику. Следует учитывать и положительные стороны его правления (укрепление государства), и отрицательные (ухудшение положения народа и террор).
Можно сказать, что при всех его успехах он оставил тяжелое наследство: хозяйственное разорение демографическую катастрофу, нравственно- духовный упадок общества, пресечение династии Рюриковичей. Все это привело к печально знаменитому в истории нашего отечества смутному времени.
Ученики выполняют задание, затем каждая группа предоставляет свой вариант синквейна.
Учащиеся обобщают, систематизируют, материал, делают выводы. Здесь используются словесный и частично-поисковый метод, а так же репродуктивный метод. Приемы: эвристическая беседа продолжение анализа таблицы, изученного материала.
Данное задание ориентировано на учеников с высоким уровнем познавательной активности, которая в этом случае носит преобразующий характер; в ходе его выполнения и дальнейшей фронтальной проверки диагностируется умение внимательно слушать и запоминать материал, закрепляется методика изучения вопроса и предстоящего ответа при очередной проверки знаний.
На данном этапе используется репродуктивный метод обучения, с применением письменного приема. ФОПД – сначала индивидуальная, затем фронтальная.
Выполнение данного задания, где учебная активность учащихся носит творческий характер, закрепляет умение выявлять причинно – следственные связи исторических событий, их взаимозависимость, давать необходимые оценки явлениям, отмечать их неоднозначность, делать выводы; способствует закреплению методики применения усвоенного материала в нестандартной ситуации.
На данном этапе учитель применяет несколько методов обучения.
Этап подведения итогов,
2 мин., УВЗ:
- подвести итоги урока;
- сообщить учащимся о творческом задании;
- разъяснить методику его выполнения;
- рефлексия. Учитель благодарит учеников за работу на уроке. Выделяет «+» и «-». Каждая группа выставляет оценки в листе самооценки.
Творческое задание (для всех): ответить на вопрос - как вы понимаете слова, сказанные об Иване Грозном «Гениальный изверг».
Для любознательных! (выполняется по желанию): подготовить сообщение на тему: «Образ Ивана Грозного в искусстве».
Рефлексия.
Завершите пожалуйста предложения:
- На этом занятии я научился…….
- Было бы лучше, чтобы на наших занятиях…..
- Мне бы хотелось, чтобы на следующих занятиях…….. Учащиеся выставляют оценки в листе самооценки. Подводят итоги своей работы на уроке.
Учащиеся активизируют внимание, осмысливают предложенное задание, задают уточняющие вопросы, записывают его в рабочие тетради.
Отвечают на вопросы учителя, с каким настроением они работали на уроке, что нового узнали. Предлагают свои идеи по проведению последующих уроков. Применение методики рейтинговой самооценки позволяет формировать умение самоконтроля учащихся как важнейшего условия эффективности учебных действий учеников.
В ходе рейтинговой оценки у школьников воспитывается критическое отношение к своим учебным действиям и чувство собственного достоинства.
Вводятся разноплановые задания, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика.
Сравнительная таблица
№ Вопросы для сравнения Н.М. Карамзин Н.И. Костомаров С.М. Соловьев А. Курбский В.О. Ключевский Совр. авторы
1 Что повлияло на формирование характера молодого царя?
а) детские годы, проведенные в окружении чужих людей;
б) влияние церкви;
в) бесконтрольность и вседозволенность в детстве;
г) понимание своей значимости. 2 Какими качествами характера, проявившимися в политической деятельности, обладал Иван IV?
а) «разум превосходный»;
б) справедливость;
в) проницательность в государственной деятельности;
г) полководческий талант;
д) жестокость;
е) недоверчивость, подозрительность;
ж) эгоизм, самолюбие. 3 Какие события заставили Ивана IV пойти на реформы?
а) вступление на престол;
б) пожар Москвы 1547г;
в) попытки бояр подчинить царя своему влиянию;
г) влияние Адашева и Сильвестра. 4 Оценка деятельности Избранной Рады:
а) положительная;
б) была необходима для укрепления власти царя;
в) была противовесом власти и влиянию бояр. 5 Что послужило причиной перехода к опричнине?
а) неудовлетворенность царя медленным ходом реформ;
б) подозрительность, болезненное самомнение;
в) душевная болезнь Ивана IV;
г) сознательный выбор методов кровавой диктатуры;
д) нежелание делиться властью. 6 Оценка деятельности Ивана IV.
а) в целом положительная;
б) в целом положительная, но осуждается его жестокость;
в) «герой» в период реформ и «тиран» во 2ой период правления;
г) отрицательное;
д) добрая слава Ивана IV пережила его худую славу в народной памяти Лист самооценки работы на семинаре.
Ф.И. учащихся Этап подготовки Работа на уроке Оценка учителя Итог
1. 2. 3. 4.