Методическая разработка по истории России на тему Иван Грозный


Тема урока: Иван Грозный
Цель урока:  продолжить формирование исторического сознания и критического мышления школьников через осмысление реформ Ивана Грозного.
Оборудование урока: учебники, тестовый материал, презентация , видео фрагмент.
Ход урока
Организационный момент
Слово учителя: давайте вспомним с вами, что изучали на прошлых уроках.
Слайд 1- Повторение. Исторический диктант ,дать определение – баскак, ярлык, юрьев день, уроки, погосты, автокефальный, «Москва-Третий Рим»,вече, вечевой колокол.
Рассказать об исторической личности: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Д.Донской, А.Невский, Софья Палеолог, Ольга, Иван Грозный.
Задание на знание исторических дат:1223,1240,1242,1340,1480,988,1497,1498,1550,1551,1533-1584.
У всех на партах есть задание ЕГЭ типа А и В (выборочно задания на 5 минут)
Слово учителя: у нас сегодня необычный урок, из всего вышесказанного определите тему нашего урока . Ответы учеников –Правление Ивана Грозного
Слайд 2- тема урока и цели урока.
Слайд 3- учитель читает эпиграф к уроку
«как не понять им, маловерным,
Что я – помазанник, я-царь!
Они должны служить примерно.
Кто не согласен тот бунтарь!
Да как они могли помыслить,
Быть не согласными со мной!?
Я- ветер, а они лишь листья,
Их жизни- только звук пустой»
Мы должны ответить с вами на сложный вопрос- кем являлся Иван Грозный для своего народа- государем или тираном?
Слайд 4- изучая биографию Ивана Грозного, мы пришли к выводу, что он убил своего старшего сына, единственного на тот момент наследника престола. Поводом к слухам об убийстве наследника послужила картина И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Вопросы классу- так ли это на самом деле? Мог ли царь в порыве гнева убить сына? Почему у Ивана Грозного была маниакальная болезнь, что все вокруг него убийцы и –отравители? (Ответы учеников- Елена Глинская, первая жена царя Анастасия умерли при загадочных обстоятельствах)
Прав ли художник И.Репин изображая И.Грозного убийцей в данном случае? (мнения учеников)
Слад 5- Иван Грозный у постели умирающего сына. Эта картина больше подходит к действительности . Но это опять же вопрос времени.
Слайд 6 – при Иване Грозном был принят Судебник 1550г. Было запрещено переходить крестьянам от одного помещика к другому, запрещалось дворянских детей превращать в холопов. Важные судебные дела решал царь и боярская дума.
Слайд -7 - Военная реформа при Иване Грозном позволила создать единое регулярное войско которое называлось стрелецким . «Конно, людно и оружно»
Слайд-8- Взятие Казани 1552,Астрахани 1556,Сибирского ханства. В честь взятия Казани Иван Грозный приказал заложить храм Василия Блаженного в Москве рядом с Кремлем.
Слайд 9- опричнина 1565-1572г. Это система мер направленная на укрепление личной власти царя. В переводе означает «опричь»- кроме, поэтому опричников называли кромешниками.
Слайд -10 – здесь на картинах, мы видим деятельность опричников. Это массовые казни, допросы. Опричников можно было узнать из далека: это были всадники,на седлах были привязаны метла и отрезанная голова собаки, что означало всех предателей и непокорных убивать т.е отрубать голову и выметать из государства. Опричниками были: Малюта Скуратов, Александр и Федор Басмановы, Василий Грязной.
Слайд-11- Иван Грозный в 1572 году отменил опричнину.
Слово учителя: Тиран или государь ?Этот вопрос остается открытым.Возможно в скором времени мы ответим на все вопросы. История расставит все по своим местам.
Что бы чуть –чуть отвлечься от серьезной темы, мы посмотрим отрывок из художественного фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Этот фильм снят по произведению замечательного русского писателя Михаила Булгакова.
Итог урока: Мы с вами вспомнили все стороны политики и царствования Ивана Грозного отрицательные и положительные моменты внутренней и внешней политики. Есть ли оправдание опричнине? Перевешивает ли чаша весов благие деяния царя? Ответы учеников.
Домашнее задание: параграф 26 (пересказ), доклады –сообщения на тему: «Опричнина», «Ливонская война».