План конспект урока окружающего мира Что мы узнали о растениях

Предмет: Окружающий мир
Класс : 1 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Тема: Обобщающий урок «Что мы узнали о растениях».
Цель: обобщение детьми знаний о растениях; проверка усвоения понятий – живая и неживая природа, деревья, кустарники и травянистые растения, хвойные и лиственные деревья, культурные, комнатные растения, части растений; развитие любознательности, правильной связной речи; развитие умения анализировать рисунки, добывать информацию.
Формируемые УУД:
Предметные:
обобщение и систематизация знаний учащихся о многообразии растений;
повторение отличительных признаков разных групп растений;
расширение знаний о растениях , занесенных в Красную Книгу;
Личностные:
Бережное отношение к природе родного края.
Познавательные:
Осуществлять поиск учебной информации из рисунков, фотографий, развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Коммуникативные
Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (игра, диалог).
Регулятивные:
Коллективно планировать свою деятельность, работать по инструкции,оценивать (с помощью учителя) результаты поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.


Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.

II. Сообщение темы и целей урока
- Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может Что это? (Растение) Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях).
Попробуйте сформулировать цели нашего урока.

- Итак, тема нашего урока: «Что мы узнали о растениях ».
-Ребята, как вы думаете, мы все узнали о растениях или что-то еще осталось для вас неизвестным? А хотите узнать еще больше о них? А зачем вам нужны эти знания?

III.Актуализация знаний.
Ребята, отгадайте загадки. Разделите отгадки на 3 группы. Назовите их.
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей (Береза).

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (Малина).
Держит девочка в руке
облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него – и не будет ничего (Одуванчик).
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту (Сосна)
Была зеленой, маленькой.
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я
И вот теперь я спелая (Смородина).
Стоят в поле сестрички -
Желтый глазок, белые реснички (Ромашки).

- Как одним словом называются деревья (береза и сосна), кустарники (малина и смородина) и травы (одуванчик и ромашка)? (Растения)
Назовите свойства живых существ (питание, дыхание, рост, развитие, размножение).
Давайте вспомним, какими признаками обладают все живые организмы? (дышат, питаются, растут, размножаются, стареют, погибают)
Для чего растениям нужны семена?
Скажите, а море относится к объектам какой природы? (к объектам неживой природы).
Дети, что нужно для жизни растений? (тепло, свет, вода, воздух, почва)
Подумайте, чем отличаются растения? (отличаются размерами, формой листьев, цветков и тем, что на них созревает)
Вспомните, пожалуйста, строение растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).
Какие деревья относятся к лиственным (береза, клен, дуб, каштан, липа, черемуха), а какие к хвойным (ель, сосна, лиственница)?
На какие группы делятся растения? (культурные и дикорастущие)

IV. Обобщение о растениях
1. Группы растений
- Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем.
-Скажите, на какие группы делятся все растения?
-Перечислите изображенные растения. На какие 3 группы их можно разделить
- Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения
- Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений.
-Охарактеризуйте дерево
Справка: Без деревьев не обойтись, потому что они не только дают нам кислород, но и оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву. - . Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном. Дуб – 54 кг в год. Клен – 33 кг в год. Сосна – 35 кг в год. Ель – 32 кг в год.
А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень? Охарактеризуйте кустарник
Физкультминутка
- К какой группе растений можно отнести ромашку?
Чем они отличаются от деревьев и кустарников?
. - Назовите травянистые растения (ответы детей).
- На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть: полынь, чертополох, тимофеевку, васильки, ромашки.
-Как называются растения ,которые человек выращивает, ухаживает.
- На сотни километров родной земли простираются поля пшеницы, ржи, овса и кукурузы
- А вот и подсолнечник. Благодаря ему мы можем пользоваться растительным маслом.
- Вспомните , почему это растение так назвали?
-Какие овощи спешат с полей родного края к нашему столу чтобы подарить нам не только вкус, но и здоровье ?
- Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека.)
- Какие блюда можно приготовить из овощей?
- Говорят: «Растение – земли украшение». Как вы понимаете смысл этой поговорки.
Перечислите знакомые декоративные растения на подоконнике и клумбах.

2. Проблемный вопрос «Человек –владыка растений? Человек- друг растений? Человек и растения это две части природы ,которые могут жить отдельно друг от друга?
-Как человек ухаживает за растениями?
Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде.
Справка. Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»
И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Крыма есть информация о растениях, нуждающихся в срочной защите.
Красная книга Крыма 21 июня 2013 г. принято Постановление Верховной рады АРК «О видах растений, подлежащих особой охране на территории Автономной Республики Крым».
Подснежник складчатый. Встречается в лесах и на тенистых местах по всему горному Крыму. Цветет с февраля по апрель. Ежегодно в огромных количествах уничтожается сборщиками для продажи. Вот почему существование подснежника находится под угрозой.
Можевельник - стройное, похожее на кипарис дерево с пирамидальной или яйцевидной кроной. Хвоя сизовато-зеленая, мягкая на ощупь, сходная с хвоей кипариса. Растет в Крыму во многих местах, но везде он немногочислен и поэтому занесен в Красную книгу.
Тис ягодный растет в крымских лесах, на скалистых склонах гор, преимущественно в поясе буковых лесов, реже на плато. Тис является реликтовым деревом, дожившим до наших дней с доледникового периода. Тис внесен в Красную книгу .
Пион тонколистный Многолетнее растение 20–30 см высотой; листья ярко-зеленые, с нежными тонкими долями; цветки одиночные, крупные, 4–5 см в диаметре, темно-красные. Цветет в апрелемае, плодоносит в сентябре. Растет в степях, на яйлинских луговинах, в каменистых местах горного Крыма и Керченского полуострова.
Иглица понтийская – небольшой реликтовый вечнозеленый кустарник, дошедший до нас со времен ледникового периода. Следует запретить массовое ее истребление. Вид включен в список редких и исчезающих видов флоры Крыма.
Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка.
- Давайте познакомимся с некоторыми растениями из Красной книги нашего края.
- И в завершении разговора о растениях я вам открою секрет цветов
На лугу растут разные цветы. Вы хотите собрать букет для мамы. Вы принесли и поставили цветы в вазу. Смотрите и видите: цветы в вазе почему-то не так красивы, как в поле. Голубые колокольчики без синего неба побледнели, Лепестки самой крупной ромашки не так воздушны: их не раскачивает ветер. Желтые серединки не такие золотые: их не золотит солнце. Дикие гвоздички в зеленой траве горели, как искорки. В комнате они закрыли свои венчики. Полевым цветам нужны ветер и солнце, небо и простор. - В чем же секрет полевых цветов? (Ответы детей.)
-Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок...
Если ВСЕ: и я, и ты – Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты. И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы...
3. Работа в тетради (с. 8-9)
Выполняя задания (1-4) в рабочей тетради, рекомендуется каждое задание комментировать, проговаривать учебно-познавательные задачи и способ их решения, объяснять, аргументировать ответ. Педагог предлагает ученикам характеризовать растения, которые взяты для решения поставленных задач, называть признаки, которые помогли им узнать и распределить на группы растения, изображённые на рисунках.

4. Краткие сообщения детей о комнатном растении.

V.Подведение итогов урока.
Ребята, чему мы посвятили сегодняшний урок?
Удалось ли вам вспомнить информацию о растениях?