Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему: «К.И. Чуковский «Путаница».


Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему: «К.И. Чуковский «Путаница».
Цель: познакомить детей со знаменитым детским писателем К.И. Чуковским, научить их читать выразительно и правильно, обучить их правильному и лаконичному ответу на уроке, познакомить их со сказкой «Путаница»; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать чувство коллективизма и любовь к чтению.
Оборудование: учебники, портрет К.И. Чуковского.
Ход урока:
Организационный момент:
Присаживайтесь. Все ли готовы начать урок? У все всё лежит на парте? Сегодня на уроке мне понадобятся ваши способности читать правильно и выразительно.
I. Актуализация опорных знаний:
Итак, ребята, что было задано на дом? (нарисовать фрагмент из сказки «Мойдодыр»).
Сейчас я пройду и проверю ваши рисунки.
II. Основная часть:
-Кто автор произведения «Мойдодыр»? Вы догадаетесь как только разгадаете ребус
Wкuоyрzнеqйrчwуsкyоuвсijкnиvzй (написать на доске).
Необходимо выбрать все русский буквы последовательно.
-Корней Чуковский.
Посмотри внимательно на доску и скажите с каким произведением мы с вами сегодня познакомимся? (НАБОР КАРТИНОК ИЗ ПЕРВЫХ БУКВ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА).
-А теперь давайте вспомним какие ещё произведения этого автора вы знаете?
РАЗМИНКА
•Как звали командира мочалок? (Мойдодыр) - Мойдодыр•Кто посмел украсть солнце? (Крокодил) - Краденое солнце
•На чем ехали комарики? (на воздушном шарике) - Тараканище•Кто поджег море? (лисички)-Путаница
•Как звали кровожадного и беспощадного персонажа? (Бармалей)
•Кто спрятался от паука под мосток? - (кузнечик) - Муха-Цокотуха
•Что просил крокодил по телефону? (калоши) - Телефон
•Кто потушил пожар? (бабочка) - Путаница
Перед тем как начнём читать, проведём небольшую чисто говорку:
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Сейчас познакомимся с произведением К. Чуковского «Путаница».
Как думаете, о чём будет произведение?
ФИЗМИНУТКА
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись, вверх поднимись
И немножечко попрыгай.
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.
Первичное чтение.
1) Учитель читает стихотворение «Путаница».
Там, где учащиеся могут по смыслу догадаться о том, какие слова следуют далее, можно сделать паузу, чтобы дети продолжили хором.
Например:
Учитель. Свинки замяукали:
Учащиеся. Мяу, мяу!
Учитель. Кошечки захрюкали:
Учащиеся. Хрю, хрю, хрю!
1. Словарная работа.
У. Какие слова были непонятны?
Д.(отвечают).
У. Как узнать лексическое значение этих слов?
Д.(отвечают).
У. Давайте поработаем со словариками в учебнике (с.214:паинька, лопотал).
Д.(отвечают).
Словарная работа:
Ковш - округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.
Кадка - бочка с прямыми боками и одним дном.
Ушат - небольшая деревянная кадка с ушами (ручками).
Заинька был паинька – ласковое название послушного ребёнка.
Лопотал – лопотать: говорить много, быстро, неясно.
Бочка – сосуд, который можно перекатывать и предназначен для хранения жидких и других веществ.
У. Назовите персонажей сказки.
Д. (котята, утята, свинки, курочки, воробышки, медведь, кукушка, заинька, медвежата, ерши, жабы, лисички, мыши, кит, крокодил, лягушки, бабочка, гуси, лошади, мухи). –20.У. Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?
Д. Заинька – паинька.
У. Какое настроение создаёт поэт?
Д. Весёлое.
Самостоятельная работа.
1. Чтение учащимися стихотворения по «цепочке» по 4 строчки и по ролям (котята-2, утята-2, свинки-2, курочки-2, медведь, кукушка, заинька, кит, гуси-2, воробышки, лошади-2, мухи, лягушата) – 19, а в конце все: «Баюшки-баю!».
2. Работа над произведением «Путаница», выборочное чтение.
У. Что случилось с героями произведения?
Д. Они захотели разговаривать голосами других животных.
У. Почему им надоело говорить своими голосами?
Д. Пошалить захотелось.
У.Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?
Д. Кому велено чирикать –
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать –
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!
У. К чему привела их шалость?
Д. К пожару.
У. Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?
Д. Да.
У. Смогли бы они потушить море?
Д. Нет.
У. Кто потушил море? Зачитайте.
Д. Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать –
И потухло.
У. Как веселились звери? Прочитайте, как автор передал радость зверей?
Д. Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
У. Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?
Д. Звери не шалите!
Творческое задание. Игра «Подберите рифмы» (ПИШУ НА ДОСКЕ).
Подберите рифмы к словам:
Пирожок (творожок)
Котёнок (мамонтёнок, утёнок)
Ушко (подушка, лягушка, кружка, мушка)
III. Подведение итогов. Рефлексия:
-Что узнали? Чему научились?
-С каким произведением познакомились?
-Кто автор?
-Оцениваем свою работу на уроке.
Отдыхайте.