Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль ОПК) 4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Студеновская средняя общеобразовательная школа
Илекского района Оренбургской области
Приложение № ______
к основной образовательной программе
начального общего образования
«Рассмотрено»
на заседании ШМО учителей
начальных классов
Руководитель ШМО:
_____ Петухова О.А
Протокол от « » 201 года №____ «Согласовано»
зам. директора по УВР
МБОУ Студеновская СОШ
________ Н.А.ЩуклинаПротокол пед.совета
от « » 201 года №_____
«Утверждаю»
директор
МБОУ Студеновская СОШ
_________ Л.Н.Левина
Приказ от « » 201 года №_____
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль « Основы православной культуры»
для 4 класса
на 2016 - 2017 учебный год
Составитель: учитель русского языка и литературы
МБОУ Студеновская СОШ
Илекского района
Оренбургской области
Дубова Анастасия Александровна

Пояснительная записка
Рабочая программа по ОРКиСЭ разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ( от 29 декабря 2012 года № 273)
- Авторской программы основного общего образования по ОРКиСЭ 4 класса, Л.Л. Шевченко – М: Просвещение, 2016 г.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»).- Приказа МО и науки РФ от 31.12.2015г № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009г № 373
- Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Студеновская СОШ.
- Учебного плана МБОУ Студеновская СОШ на 2016 – 2017 учебный год.

Рабочая программа по ОРКиСЭ для общеобразовательных организаций включает в себя:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «ОРКиСЭ»;
- описание места учебного предмета «ОРКиСЭ» в учебном плане;
- содержание учебного предмета «ОРКиСЭ»;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- планируемые результаты освоения учебного предмета «ОРКиСЭ»;
- календарно – тематическое планирование;
- приложение:
1. Приложение № 1 – «Критерии оценивания знаний, умений и
навыков обучающихся по ОРКиСЭ»;
2. Приложение № 2 – «Контрольно – измерительные материалы».
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
Включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, в то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.Цели курса в контексте начального общего образования.
Цели отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:
-приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентефикации и формирования мировоззрения школьников;
-обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации;
-воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
-интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
-формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.
Изучение предмета «Основы православной культуры»  в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  направлено на решение следующих задач:
 -передача современным школьникам знаний о духовно—нравственной культуре России (христианской православной культуре);
 -формирование базовой культуры личности на основе традиционных культурных ценностей.
Опыт преподавания предмета «Православная культура» в разных регионах страны показывает, что современная образовательная ситуация требует постепенного введения школьников в область знаний духовно-нравственного характера, так как зачастую, по разным причинам, они оказываются неготовыми к их непосредственному восприятию.
Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает,  что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в  их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят, требуется возрождать в ребенке запрос на красивое, светлое, доброе, погашенный примитивностью и нередкой жестокостью современной цивилизации). Для этого предстоит научить школьников через знакомые им образы и реальности окружающего мира  замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе.  Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты,  сочувствия, заботы о красивом мире. Все доброе и красивое, что они уже встретили, став понятным, поможет учителю дать знания о христианском понимании смысла указанных понятий в социокультурном контексте развития отечественной  истории, показать проявление  духовности в явлениях окружающей жизни (православная культура): в красоте, гармонии, разумности устройства мира, в произведениях религиозного искусства, в православных праздниках и традициях жизни христиан.Постепенно школьник может быть подведен к пониманию того, как в течении почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые и по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. Монастыри на протяжении почти всех периодов русской истории являлись центрами не только  духовной, но и культурной жизни. История древнерусского искусства неразрывна с  историей Русской Православной Церкви. Невозможно постижение этого смысла тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Выдающиеся церковные деятели всегда играли одну из первых ролей в истории Российского государства как мыслили, что любили? Не зная этого, невозможно понять ни отечественной истории. Без знания родной культуры человек не может быть назван  культурным.
Цель модуля - знакомство школьников  с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Изучение данного модуля не только расширяет кругозор обучающихся, но и оказывает воспитательное воздействие на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу. Преподавание знаний об основах православной культуры играет существенную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе, способствующем формированию порядочного, честного, достойного гражданина своего Отечества.
Задачи курса ОРКСЭ:
-дать современным школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
-способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором они узнали, пройдя маршрутами духовного краеведения;
-дать знания о христианском понимании смысла добра и зла его воплощения в жизни святых и героев Отечества;
-научить детей беречь святыни родной земли.
Описание места учебного предмета «ОРКиСЭ» в учебном плане
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» изучается в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание тем учебного предмета «ОРКиСЭ»
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 ч.)
Россия — наша Родина. Обращение к детям. О духовных ценностях жизни людей.
Культура и религия. О вере, знании и культуре. О чем рассказывает религиозная культура? Культура, культурный человек, историческая память, тура. Ценности жизни христиан. Любовь к Родине. Отечеств в жизни людей. Религиозные представления разных народов. Традиционные религии России. Христианство - одна из основных религий мира. Во что верят православные христиане. Иисус Христос. Православие - основная религия в России.
Раздел 2. Священное писание ( 5 ч.)
Священное Писание. О чем рассказывает Библия? Христианское понимание происхождения знания о Боге. Священное Писание. В какой книге написано о сотворении мира? Библия. Книги, входящие в состав Библии. Смысл жизни Сотворение мира. Шесть дней творения. Обращение к Богу – молитва. Знаменитые люди о Библии.
Священное Писание. Что говорит о Боге православная культура.
Библия рассказывает о том, что Бог открыл о Себе людям. Христианское Откровение о Святой Троице. Явление Троицы Аврааму. Размышления святых о тайне Святой Троицы.
Добро и зло. Добро и зло в православной традиции. Добро и зло в ангельском мире. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель.
Что говорит о человеке православная культура. Священная история рассказывает о  Боге, мире, человеке: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам - любимое чадо Божие; общение человека с Богом. Жизнь в Раю. Правила, данные человеку для жизни. Как зло появились в мире. Искушение Евы. Изгнание из Рая. Взаимосвязь христианских понятий «послушание - радость».
Что говорит о человеке православная культура. О талантах и душе человека. Размышление  маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека - свободная и разумная бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Притча о талантах. Что такое талант? Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божии. Где они скрыты в человеке? Человек – образ и подобие Божие. Какими качествами украшается душа человека?
Раздел 3. Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика (10 часов).
Христианское учение о спасении. Спасение. Пророки. Пророк Моисей. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Царь Соломон.
Спаситель. Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. Рождество в вертепе. Явление Ангелов. Поклонение волхвов. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судьей или земным Царем, а кротким Младенцем? О дарах волхвов, которые они  принесли Христу: как они выглядят, где хранятся.
Христианская этика. Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства.  Что нужно человеку для счастливой жизни? Учение Христа. Заповеди блаженства. Блаженство - счастье. Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей. Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.
Христианская этика. Золотое правило жизни христиан. Главное правило  христианской жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства). Доброта моей души. Чем я могу  поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что означают слова « круговая порука добра»? Понятия ответственности и обязанностей.
Христианская этика. Добродетели и страсти. Какой я? Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие - страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение. Поэма святителя Иосафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Отношение к труду. Труд души. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) - представление иконы; средствами светской и духовной поэзии. Древо талантов - добродетелей христианина.
Христианская этика. Милосердие. Кто мой ближний? Доброта и милосердие  христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он – христианин? Долг и ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Милость, милосердие, сострадание христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Отражение темы милосердия в духовной поэзии (стихотворения Я.П. Полонского и М.Ю. Лермонтова).
Спаситель. Жертвенная любовь. Крестная Жертва. Христианское почитание Креста. Тайная Вечеря. Предательство Иуды. Смерть на Кресте. Погребение. Стража у гроба. Апостол Павел о любви.
Спаситель. Победа над смертью. Самый великий праздник православного календаря. События праздника и его духовный смысл. Пасха – переход от смерти к жизни.  Воскресение Христово. Русские поэты и писатели рассказывают о Воскресении Христовом.  Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Библия о будущих судьбах мира. Страшный суд. Ответственность христианина.
Раздел 4. Православные традиции России (5 часов)
Православный храм. Православные традиции жизни. Православный христиан. Храм - дом, посвященный Богу. Православный храм, его духовное значение. Духовная красота. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Основные части храма. Колокола. Виды звона ( перезвон, благовест, трезвон, набат). Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь. Престол. Скиния—первый  храм. Изгнание Христом из храма торговавших там. Русские поэты рассказывают о православных  храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости.
Православные Таинства. Православный храм и Таинства православной церкви. Начало христианской жизни в Таинстве Крещения. Крёстные родители. Таинство Причастия—центр духовной жизни христиан. Тайная Вечеря. Установление Таинства Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Литургия. Евхаристия - благодарение. Духовный смысл Литургии. Правило веры символ православной веры. Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Московский Кремль - сердце; Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор – самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Правила поведения в храме.
Священные образы. О чем рассказывает икона. Символический язык православной культуры. Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона - окно в мир невидимый. Икона -  христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает  почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания  первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика.  Словарик иконописца. Иконография Христа. Духовная красота иконы. Картина и икона.  Христианское искусство.
Христианская семья. Родина. Отчий дом - самое родное место на земле. Семья.  Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение  близким. Ценности жизни христианской семьи. Чему учат христиан заповеди Божии? Поучения Евангелия о любви к ближним. Добрые дела любви. Священная история о почитании родителей. Дети Ноя. Христос Отрок. Его жизнь в Назарете. Традиции освящения христианского дома. Молебен. Иконы Спасителя и Богородицы.
Православный календарь и праздники. История церковного календаря. Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники? Православные традиции жизни. Библия о посвящении седьмого дня недели Богу. Двунадесятые праздники. Какой праздник празднуется христианами чаще всего? Иконы праздников. Пост - подготовительные дни к празднику. В чем заключается православный пост? О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста.
Раздел 5. Православный календарь. Почитание святых (8 часов)
Почитание святых в православном календаре. Православие в России Святая Русь. Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Как христианство пришло на Русь. Лики святых. О святых юных мученицах Вере,  Надежде, Любови и матери их Софии. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие». Отражение подвигов святых в духовной поэзии.
Православный календарь. Почитание святых. Верность. Сыновья князя Владимира - святые братья -князья. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что  они прославлены? Добродетели, явленные святыми. О вере и верности. Мученики -  страстотерпцы. Пример кротости и послушания Богу, показанный Христом. Евангельский рассказ «В саду Гефсиманском»). Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему -  заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью.  Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Чтение евангельского текста и его  соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба: «Не бойтесь же не могущих убить» (Мф. 10,28). Как почтили память святых Бориса и Глеба?  Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в  разных городах.
Православный календарь. Почитание святых. Смирение. О святом Преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. Детские годы Преподобного. Послушание родителям. Основание монастыря—центра духовной жизни Руси. Смиренный чудотворец. В чём проявляется добродетель смирения? Размышляем о добродетели смирения в жизни современного человека. О добродетели смирения рассказывают произведения духовной поэзии. Смирение—это сила или слабость? Объединение русских князей. Чему учил Преподобный Сергий русских князей. подобный Сергий русских князей. Защита Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Что защищали святые воины? Как преподобный Сергий помогал русским воинам на Куликовом поле. Ученики преподобного Сергия. Христианские добродетели, которые воспитывал в князьях Преподобный. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице-Сергиеву лавру.
Православный календарь. Почитание святых. Ратный подвиг. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Илья Муромец. Как Илья Муромец богатырем стал. Что он защищал, с чем сражался. Святой богатырь, преподобный монах. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Князь Димитрий Донской. Князь Александр Невский. О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Святой Александр Невский на фреске собора Московского Кремля. О словах князя «Не в силе Бог, а в правде». В чем заключался подвиг князя? Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?
Православный календарь. Почитание святых. Мужество. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Его послания к русским людям. Оборона Троице-Сергиевой Лавры. Мученическая смерть Патриарха Ермогена. Из истории Троице-Сергиевой Лавры. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках. О мужестве в наше время. В каких делах оно проявляется?
Православный календарь. Почитание святых. Христианская радость. О святом преподобном Серафиме Саровском. Христианская радость. Отличается ли радость христианская от обычной, житейской? Что означают слова «радость о Господе» ? Явления Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы. Почитание христианских святынь. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери.
Православный календарь. Почитание святых. Подвиг веры. Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Представление иконы: «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Как разрушили храм Христа Спасителя. Добро и зло в душе человека: созидателя - православного зодчего; разрушителя святынь - вандала.
Любовь и уважение к Отечеству. Как сохранить красивый мир? Святыни России. Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской культуры. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Почаевская» иконы Божией Матери. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери - Умиление, Одигитрия, Оранта. Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы?
Творческие проекты «Диалог культур и поколений: сохраняем духовное, культурное наследие России».
Раздел 6. Творческий проект.
«Диалог культур и поколений» (4 часа)
Сохраняем святыни России. Сокровища духовные. Духовные завещания. Поучение князя Владимира Мономаха детям. Какие сокровища завещали родители детям в 17-18 веках? Духовное завещание святого Митрофана Воронежского. Наставления святого Тихона Задонского своим духовным детям. Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?
Обращение к школьникам 22 века: «Желаю тебе». Какие ценности я хотел бы передать в наследство школьникам 22 века? Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?
По святым местам моей Родины—России. «Герои России», «Русские святые», Золотая цепь святых. Мои предки»

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ Наименование разделов, тем Количество часов
1 Раздел 1. «Культура и религия в жизни человека» 2
2 Раздел 2. «Священное Писание» 5
3 Раздел 3. «Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика» 10
4 Раздел 4. «Православные традиции России» 5
5 Раздел 5. «Православный календарь. Почитание святых» 8
6 Раздел 6. «Творческий проект «Диалог культур и поколений» 4
Итого: 34
Планируемые результаты освоения учебного курса «ОРКиСЭ»
К концу обучения ученик научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции  - как основы  культурной истории  многонационального народа России;
познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимать значения нравственности  в жизни человека и общества;
осознавать  ценности человеческой жизни.
Ученик получит возможность научиться:
проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края),воспринимать географический образ России (территория, границы, географические особенности). Знать права и обязанности гражданина.
ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Приложение № 1 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по ОРКСЭ в 4 классе
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать:
систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов;
оценивание по системе «зачет-незачет»;
технологии портфолио;
самооценка своей деятельности;
самопроверка своих действий по овладению учебным материалом;
анализ достижения (или не достижения) в конце урока, темы предполагаемых результатов;
качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга;
различные формы рефлексии.
Оценка должна решать основные задачи:
подведение итогов работы;
сравнение (с самим собой и другими);
оценивание предметных, метапредметных и личностных результатов.
Следует предусмотреть проверку:
достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету;
глубину сформированности учебных умений.
Безотметочная система обучения с одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения.
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение и опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Приложение 2. Оценка выполнения требований программы. Примеры контрольных заданий.
Православная культура как предметная область включает  совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологических, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем
возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.
Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (творческие проектные работы, компьютерные презентации,сочинения, рисунки и т.д.). Для проверки выполнения требований могут использоваться следующие виды контрольных заданий.
А) Виды контрольных заданий для текущего контроля
1. Вставь пропущенные слова и укажи источник текста: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме _____».
2. Вставь пропущенные слова: «Апостолы - это ближайшие у________  И________X________; а постолы М_ _ _ _ _, М_ _ _ , Л_ _ _ , И_ _ _ _  написали четыре Е _ _ _ _ _ _ _ _ .
3. Вставь пропущенные слова и объясните смысл: «Чти отца твоего и ...  ..., да благо тебе будет, и да долголетен  ...  на земле».
4. Выбери понятия и названия, которые относятся только к христианской православной традиции: храм Христа Спасителя, собор Святой Софии в Константинополе, собор Парижской Богоматери, икона, Патриарх, митрополит, Папа Римский, синагога, мечеть, ступа5. Дай определение понятия «икона».
Б) Виды контрольных .задании для итогового контроля
1). Краткий вопрос типа: «Как называется...?», «Перечислите...», «Укажите...», «Дайте определение...», «Что означает...?» 
Примеры задании 
Как называется главная часть православного храма?
Назови русские монастыри.
2). Свободный по форме содержательный текст из 1—3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.
Пример заданий
Вставьте пропущенные слова: «храм Покрова на ...», «святые благоверные Борис и ...», «Троице-Сергиева ...», «Владимирская... Божией Матери», «русский иконописец преподобный Андрей ...».
3). Описание, характеристика или изложение (1—5 предложений)
Пример задания
Кого в христианской религиозной традиции называют святыми людьми?
4). Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение, или без такого указания
Примеры заданий
1. Подберите названия добродетелей, противоположные по нравственному смыслу названиям страстей и греховных проявлений человека: жестокость, ненависть, гордыня, жадность, лицемерие.
2. Укажите характерные особенности иконографических типов икон Божией Матери: «Оранта», «Одигитрия», «Умиление».
5). Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из пяти-восьми предложенных вариантов
Примеры заданий
В Российской Федерации отмечаются как гражданские следующие христианские праздники (выберите правильные ответы): Рождество Христово; Троица; память святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских; Покров Пресвятой Богородицы, Пасха — Светлое Христово Воскресение.
2. Подчеркните слова, которые относятся к православной культуре: притвор, благотворительность, Кремлевский Дворец съездов, апостол, скиния.
3. Из предложенного перечня выделите великие христианские праздники: Рождество Христово, рождество Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Вход Господень и Иерусалим, Вознесение Господне, Крещение Господне, Новый год, День защитников Отечества, масленица.
6). Задания на объяснение с использованием примеров, иллюстраций.
Примеры заданий
1. Объясните смысл праздника Рождества Христова, используя названия местностей, в которых происходили события Рождества Христова.
2. Обоснуйте утверждение: «Изучение религиозной культуры помогает в освоении других учебных предметов в школе: языка, литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания».
3. Приведите примеры икон Божией Матери, связанных с историей России.
4.Объясни, почему христиане называют Христа Спасителем.
7). Задания на объяснение аналитического и синтетического характера.
Примеры задании1. Объясните, почему христиане называют Христа Спасителем.
2. Приведите обоснования утверждения: 1) Православие является культурообразующей религией в России.
8). Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач.
Пример заданий
Дайте буквальный перевод слова «Православие» и объясните смысл его составных частей. 9). Итоговые самостоятельные работы учащихся 
        Итоговые самостоятельные работы учащихся являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учащимися учебного материала образовательной области в выпускном классе образовательной ступени и применяются для итоговой оценки знаний наряду с системой устных или письменных заданий. При раскрытии конкретной темы учащийся должен продемонстрировать знания по всем содержательным линиям предмета. Итоговые самостоятельные работы готовятся учащимися либо аудиторно – в виде написания сочинения в учебной группе на определенную заданную преподавателем тему (2-3 темы) в течение одного академического часа, либо в форме творческого проекта, который готовится учащимся (группой) заранее и затем представляется в форме презентации. Возможные темы творческих проектов содержатся в темах 31-34.
10). Контрольные задания с основными понятиями предмета
Формой итогового контроля являются контрольные задания с понятиями предмета. Как работать с понятиями предмета? Учащимся раздают карточки (от 1 до 3) с понятием из словаря и просят выполнить следующие задания:
1. Определи, к какой теме предмета относится понятие. (Например: «Понятие «храм» относится к теме: «Православный храм».) 2. Дай определение понятия. («Православный храм».) 3. Укажи, с какими понятиями оно связано. (Понятие «храм» связано со следующими понятиями: «православие», «духовность», «алтарь»... и т.д.) 4. Приведи пример. (Например, храм Покрова на Нерли.) 5. Составь рассказ из истории христианской православной культуры, используя данное понятие.
Примеры контрольных задании с понятиями предмета
1. Подчеркните слова, которые относятся к предмету «Основы православной культуры»: книга, акрополь, мифы, Библия, любовь, Заповеди Божий, Кремль, собор Парижской Богоматери, храм, крест, икона, святые. 2. Продолжите предложение: «В начале сотворил ...». 3. Подберите слова, противоположные по смыслу следующим: нетерпение, жестокость, зависть, гордость, себялюбие, раздражительность, непослушание. 4. Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять. 5. Вставьте пропущенные слова и объясните смысл: «Чти отца твоего и......, да благо тебе будет, и да долголетен ... на земле». 6. Нарисуйте картинку: «Дерево добродетелей и страстей» и расположите на их плодах следующие понятия: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, черствость, неуступчивость, воровство, прощение, смирение, порядочность, совестливость, злость, себялюбие (эгоизм), кротость, честность. 7. Допишите предложения:
Человека называют добрым, когда ...          Семья — это ...        Любить родителей - значит ...
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь
решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в
делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание
Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и
вероисповеданий»
Темы исследовательских работ:
.Как христианство пришло на Русь.
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского,
Дмитрия Донского или других)