Методическая разработка урока по ОРКСЭ, тема №19, модуль ОПК. Тема Подвиг


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
города Кирова Калужской области
248440, г. Киров, ул. Пролетарская, д 259, тел. 8(48456) 5-16-18
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________Н.И. Филатова
(подпись, печать)

Методическая разработка урока по предмету
Основы религиозных культур и светской этики
«ПОДВИГ»
(модуль ОПК, тема №19
Возраст детей: 9-11 лет)
Составлена
учителем начальных классов
Н.П.Федотовойг. Киров Калужской обл.
2017 г.
Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики
(4 класс, модуль ОПК, тема №19)
Тема урока Подвиг
Цель урока Формировать у учащихся православное понимание подвига и жертвы.
Задачи урока 1) Образовательная. Узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник, познакомить с православным пониманием подвига и жертвы.
2) Развивающая. Уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига; понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического)
3) Воспитательная.. Учить анализировать жизненные ситуации и выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями, побуждать к внимательному отношению к окружающим, близким, преодолевая эгоизм.
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение, русский язык
Оборудование урока Учебник «Основы православной культуры» А.В. Кураев, электронное приложение к учебнику, видеофильм, распечатка листов рабочей тетради, предлагаемых для работы на уроке, компьютер, проектор, интерактивная доска, словарь С.И. Ожигова, толковый словарь.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока УУД, формирующиеся
на данном этапе Деятельность учителя Деятельность учащегося
I. Мотивация
к учебной деятельности
Личностные:
Положительный настрой к уроку.
Регулятивные:
Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
- Все доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки, так как высидите и вместе с теплом руки передать друг другу самое лучшее и доброе, что есть у нас. (Звучит спокойная музыка).
- Пожелали? Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, так как они шли от души Невербальное общение.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
.
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция;
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
Наше занятие, я бы хотела начать со строк поэта Алексея Хомякова.
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг – в терпенье,
Любви и мольбе.
Какое слово повторяется несколько раз. Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым? Какое место на уроке может занимать это понятие?
Определите, пожалуйста тему урока.
- Тема занятия – «Подвиг».
- Как вы считаете, эта проблема заслуживают нашего внимания?
Какие задачи поставим на урок?
Что бы вы хотели узнать? Чему научиться?
Ребята, у каждого на парте лист, на котором записаны слова: Подвиг, жадность, корысть, жертва, щедрость, подвижник, эгоизм
Разделите слова на нравственные категории. Если значение некоторых слов непонятны, объедините их в 3 столбик. Когда работа будет завершена - обсудите результаты в группах.
Дети выполняют задание индивидуально и далее обсуждают результаты в группах.
(группа образуется из каждых двух парт. Дети, сидящие за 1 партой поворачиваются лицом к детям, сидящим сзади)
Целеполагание.
Дети формулируют тему урока.
Ставят цели и задачи.
Ответы детей (Наша группа объединила слова подвиг и щедрость; А наша группа объединила слова жадность, корысть и эгоизм).
В 3 столбик мы вынесли слова «подвижник», «жертва»
Дети высказывают свое мнение, почему так разделили, в группах, а затем обсуждают всем классом.
III. Выявление места и причины затруднения
Познавательные:
умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании информации, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами. Среди слов, с которыми вы работали, есть такие сложные понятия как «жертва» и «подвижник», но и «подвиг» - понятие непростое.
Как вы думаете, а что такое «подвиг»?
– Попробуйте растолковать значение этого слова.
Я согласна с вами, сколько людей, столько и высказываний по этой проблеме.
- Мне кажется, что понятие «подвига» – как только героического поступка это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширять. Я предлагаю поработать вам в группах и провести исследование этого слова с разных сторон.
(у детей небольшие тексты из произведений известных авторов, современные ситуации, в которых люди совершают подвиги)
Так что же такое подвиг? Построение диалога.
Ответы детей (Подвиг – это когда человек совершает такой поступок, на который не каждый человек может решиться. Подвиг - это помощь кому-то. Подвиг совершает смелый, отважный человек).
Высказывания обучающихся о том, что в мирное время тоже можно совершить подвиг.

IV. Построение проекта выхода из затруднения
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные: знаково-символические – моделирование;
выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
Проверим истинность наших высказываний по источнику, т.е. словарю.
С.И. Ожегов считает, что «подвиг» это «подвигнуть, побудить к чему-либо к благородному возвышенному»

Ребята, а можете ли вы объяснить значение слов «жертва», «подвижник» с точки зрения православной культуры?
Наблюдение учителя: У детей вызывает затруднение значение этих слов в соответствии с православным пониманием.
Используя мультимедийную доску (просмотр видеофильма), учащиеся знакомятся с картиной И. Крамского «Христос в пустыне».
Давайте займемся с вами исследовательской работой, чтобы разобраться со значением понятий «жертва» и «подвижник».
Каждая группа получает определенное задание, с которым она работает, а позже выступает на определенном этапе урока.
Ребята 1группы работают с учебником, читают текст на стр.63 “Епископ Акакий” и занимаются исследовательской деятельностью, которая поможет решить возникшие перед нами проблемы.
Ребята 2группы работают с учебником, читают текст стр.63 (рубрика «Это интересно») и подумают над вопросом «Слово «подвиг» связано только с военным временем?».
Ребята 3группы работают со словарями, находят значения слов «жертва», «подвижник».
Ребята 4группы восстанавливают «рассыпавшиеся» высказывания и объясняют их смысл. Для задания вам предлагаются эти карточки (из рабочей тетради).
Ребята 5группы составляет модель по теме урока, опираясь на текст учебника стр.62-63. -
Сверить его с тем, что нам даётся в толковом словаре, в научных текстах, в трудах мыслителей.
Дети высказывают свои гипотетические суждения.
Ответы детей (Жертва преступления; Жертва насилия; Подвижник – человек, который побуждает кого-нибудь к действию).
Работа в группах
Дети читают текст и определяют, какие наши гипотезы подтвердились, а какие дополнили наши исследовательские проблемы.
Дети читают историю «О подвиге любви» рассказанную Митрополитом Антонием Сурожским, обсуждают вопрос «Слово «подвиг» связано только с военным временем?».
Работа в группах с источниками информации
Дети составляют модель с опорой на текст учебника А. В. Кураева «Основы православной культуры» стр.62-63, учитель консультирует детей по данному вопросу
V. Реализация построенного проекта
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
знаково-символическое – моделирование
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,
Регулятивные УУД :умение работать
по предложенному
учителем плану.
Личностные: действие смыслообразования, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами. Жертва Богу, приносимая христианином – это память о Боге и Его заповедях. Это любовь к Богу и к людям. Если во имя этой любви человек переступает через свой эгоизм – он идет путем подвижничества.
Ребята 1группы прочитали небольшую притчу о подвижнике.
Так кто же такой, по вашему мнению, «подвижник»?
Может быть, такие люди есть среди твоих знакомых?
А теперь послушаем определение из словаря, которое подготовили ребята 3 группы.
Почему Акакий был «подвижником», в чем проявился его героизм? Что двигало действиями епископа Акакия и его паствы?
Выслушиваются мнения групп (Акакий переплавил золотые сосуды в монеты, выкупил пленников, накормил их и дал деньги на путь к дому. В результате чего наступил мир).
Ребята 4группы получили «рассыпавшиеся» высказывания, восстановили их и попытались объяснить смысл. Посмотрим, что у них получилось.
Почему подвижников, людей, жертвующих собой в большом и малом, становится не больше, а меньше?
Ответы детей (Подвижник – человек, который через тяжелые испытания совершает подвиг и т.д.)
Словарь Ожегова: Подвижник –
1. монах, аскет, давший обет самоотречения во имя служения Богу. 2. Человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели.
Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни, и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ради главного.
Смелость – жизненная энергия души. К. Д. Ушинский
Подвижники нужны, как солнце. А. П. Чехов
Где слова привета, там улыбка для ответа.
Дети зачитывают высказывания и истолковывают их смысл..Ответы детей
VI . Первичное закрепление во внешней речи
Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные УУД :умение работать
по предложенному
учителем плану.
Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Послушайте начало текста миниатюры:
«Вечерело; По дороге шли два путника: отец и сын, семилетний ребенок. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камня, споткнулся, ушиб ногу. Ему больно. Кряхтя, он обошел камень, и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу.
На третий день отец с сыном снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень».
Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже на дороге не было. На обочине дороги сидел седой старше.
— Дедушка, — спросил мальчик, — ты не видел здесь камень?...»
Каким мог быть, по вашему мнению, конец этого рассказа?
Учитель зачитывает конец рассказа В.А.Сухомлинского.
«…- Я убрал его с дороги,
- Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?
- Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
- Почему же вы убрали камень?
- Потому что я — человек».
Слово предоставляется ученикам 2 группы. Ваше мнение, ребята, об истории, которую поведал вам митрополит Антоний Сурожский.
Учитель: Ребята, как вы думаете, слово “подвиг” связано только с военным временем?
Подготовленные ученики рассказывают о героях нашего времени.
1. О подвиге мальчика 9 лет Николая Лебедева спасшего ребенка,
2. Про Илью Жаворонкого, который спас 4-х летнюю девочку,
3. Про подвиг майора Сергея Солнечникова.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ Любой подвиг всегда связан с какой-то личной жертвой во имя поставленной цели. Добиваясь этой цели, мы каждый раз жертвуем своими желаниями, порой эгоистичными, своими потребностями. Иногда проще пойти на уступки своей совести, своим желаниям, чем совершить движение вперёд … Движение к сердечной чистоте и великодушию, кротости и милосердию, проще сказать – к святости, которой ждет от нас Господь.
Настоящий подвиг складывается из бесконечных побед над собой.
Как вы думаете, кто является величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным? Дети высказывают свои предположения, каким мог быть конец этого рассказа.
Дети высказывают свои мнения по тексту «О подвиге любви» (Это текст о том, как совершенно незнакомая женщина пожертвовала своей жизнью, ради жизни другой женщины, которая являлась матерью двоих детей и была женой русского офицера).
Дети приходят к выводу о том, что героем можно быть и в наше время. И в наше время можно совершить подвиг.
Ответы детей
VIII. Включение в систему знаний и повторение
. Личностные:
действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала; эмоциональное «проживание» содержании изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.Регулятивные УУД :в сотрудничестве с
учителем учитывают
выделенные педагогом
ориентиры действия
в учебном материале.
- Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Это яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих мучителей, прося Отца Небесного простить их. Обладая сверхчеловеческим знанием и могуществом, он отказался хоть чем-нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем, в свой смертный час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он должен был проявить!
Чего же Он ожидает от Своих учеников и последователей?
Христос сказал, что Его ученики смогут горы передвигать с места на место.
- Какие горы Он имел в виду?
Найдите в тексте параграфа ответ.
Ответы детей (Господь ждет от нас подвига, движения к святости – духовного труда над собой)
Выборочное чтение (Христос имел ввиду не те горы, с которых можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычек, освобождение от лени и от страха – вот первые добрые подвижки).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание;
поиск и выделение необходимой информации;
знаково-символические – моделирование
Познавательные:
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, (У каждого ученика на столе листок с вопросами. Дети отвечают на них письменно.)
Вопросы:
1. Как называют человека, который считает, что другие люди должны угождать ему?
2.Назовите имя епископа, который выкупил пленных персов.
3. Что-то по- настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда без принуждения и сожаления.
4. Что продал Акакий ради спасения пленных воинов?
5.От чего отказываются люди для достижения серьёзных и высоких целей?
6.Как называют реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие- либо подвиги или переносившее тяжелые испытания?
Ответы проверяются, обсуждаются. Самостоятельная работа с последующей проверкой
Самооценка

IX. Рефлексия учебной деятельности.


Домашнее задание (дифференцированное) Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Личностные:
действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев, соотнесение поступков героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержания изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие новые определения и понятия нам встретились?
- Слово подвиг связано только с военным временем?
Ребята, а знаете ли вы, что такое «трудовой подвиг»?
Учитель: Все достижения нашей страны в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без подлинного героизма людей, которые работали в очень тяжелых условиях, не жалея сил. А знаете ли вы о трудовом подвиге ваших родственников?

Обсуждение и запись домашнего задания.
Домашнее задание по выбору:
Прочитать текст параграфа 19 «Подвиг» и кратко пересказать.
2. Найти притчу или рассказ о подвиге. Прочитать.
Нарисовать иллюстрацию по содержанию
Напишите рассказ о геройском поступке известного тебе человека.
Написать сочинение - миниатюру на тему: « Можно ли в повседневной жизни совершить поступок, который будет считаться подвигом
Спасибо за урок. РефлексияМы познакомились с понятиями «подвиг», «жертва», «подвижник»; Мы не должны быть эгоистами, жадными; Мы должны жертвовать собой ради других; Мы должны совершать подвиги; Мы узнали, что подвиги совершаются и в наше время; В жизни всегда есть место подвигам
Ответы детей (Трудовой подвиг совершают люди, которые много трудятся на благо своей Родины).
Запись и осмысление домашнего задания.
Литература.
Основная:
Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»
Дополнительная:
книга для учителя
словари: С. И. Ожегов «Словарь русского языка», В. В. Волина «Этимологический словарь», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»;
В.И. Даль «Пословицы русского народа»;
В.А. Сухомлинский «Уроки осердечивания ума»;
А. Ю. Кожевников «Мудрость веков. Россия»;
притча «О двух волках»;
статья Крамской И. «Христос в пустыне