Статья на темуКомплексное взаимодействие музыки с другими видами искусств на уроках фортепиано ДШИ


Комплексное взаимодействие различных видов искусств на уроках фортепиано в ДШИ



Спросите любого младшего школьника любит ли он музыку, мечтает ли посещать музыкальную школу, играть на музыкальных инструментах? Отрицательный ответ можно услышать сравнительно редко. Что же ребенок ждет от музыки?
Прикасаясь к клавишам фортепиано, с любопытством и настороженностью воспринимая музыкальные звуки, он радуется, удивляется, делает открытия и на все, что слышит реагирует по детски, непосредственно. Его привлекает возможность выразить свои чувства, впечатления, образы в таинственных и пока еще непонятных звуках. Что делаем мы, педагоги, чтобы не обмануть ожиданий детей, чтобы не пропадал интерес к музыке?
Преподаватели музыкального отделения стараются, чтобы на занятиях не чувствовалась обычная атмосфера урока, как в музыкальных школах, а просто приходя на урок, ученик мог бы не только технически работать над произведениями, но и мог бы поговорить о музыке, послушать стихи, подумать о жизни. Детям очень нужны художественные впечатления - от поэзии, от музыки, от живописи. На занятиях мы стремимся к синтезу искусств: музыка, живопись, литература. Но при этом не надо забывать, что у музыки свой язык, непереводимый на язык слов. Его надо учиться понимать и исполнять. Это наша задача. Может быть во время работы над музыкальным произведением у учеников появится желание нарисовать картину или написать стихотворение – ведь музыка рождает особые чувства, ощущения, настроения, образы. Образное представление дает эмоциональный заряд исполнению. Если воображение ученика слабое, можно придумать стихотворение к мелодии, сделать подтекстовки или предложить ему самому сочинить. Дети любят творить. Учащимся младших классов сложно воспринимать произведения и поэтому педагог применяет несколько приемов, которые развивают воображение и способствуют выразительному исполнению пьес. Мы пробуем сочинять стихи к пьесам. Стихи помогают ученикам более цельно представить инструментальную мелодию, распределенную между двумя руками.
Фантазия детей проявляется и в рисовании. Мы, преподаватели предлагаем ученикам нарисовать рисунки к любимым пьесам, тем самым им становится интереснее исполнять произведение. В старших классах применяются другие формы работы: (слушание фрагментов из опер, балетов), учащиеся, опираясь на образы героев, воспроизводят в музыке их характеры и настроение. Недавно проводили интегрированный урок рисования и музыки по теме: «Сказочные образы балета Ф. Яруллина «Шурале» по мотивам татарских народных сказок». На уроке учащимися исполнялись музыкальные фрагменты из этого балета в фортепианном переложении, связанные с образами Былтыра, девушки - птицы Сююмбике и Шурале. Игра сопровождалась театрализованным представлением. Учащиеся художественного отделения представили сказочные образы в рисунках (работа в технике «пастель»). А ученикам музыкального отделения ставилась другая задача: с помощью графических линий и цвета создать композицию с передачей характера основных образов на выбор. Ребята успешно справились с заданием. С помощью выразительных средств (цветом, графических линий) они ярко выразили характер музыки сказочных героев. На примере этого урока видно как взаимодействуют живопись, графика, музыка и театральное искусство.
Если на занятиях по фортепиано внимание школьника стараются сосредоточить прежде всего на выполнении упражнений, цель которых «постановка руки», то процесс исполнительства сводится к техническому совершенствованию в отрыве от его образного содержания. До тех пор, пока дети в результате целенаправленной работы не поймут, что для выражения определенного образного содержания им совершенно необходимы «круглые пальцы» на фортепиано, нам не решить задачу эмоциональной увлеченности искусством. Практика показывает: ребенок без труда выполнит все технические задачи, если они для него перестанут быть абстрактными! Наверное в этом и будет состоять преемственность с уроками преподавания музыки как уроками живого искусства, где любые знания, умения и навыки мыслятся только как средство достижения цели, но не превращаются в самоцель. Это и является содержательным наполнением той идеи, которая призвана руководить системой воспитания школьников музыкой, искусством на единых принципах.
Заметим таких школ, где «под одной крышей» объединены различные типы учебных заведений (музыкальные, художественные, хореографические) становится все больше, т.к. сама жизнь диктует необходимость обучения детей какому либо виду искусства в гармоническом единстве с другими видами искусства.
Список используемой литературы
1. Батыркаева Л. Клавир Ф. Яруллин «Шурале», Казань, 1987с.
2. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. М.:Педагогика, 973-334с.
3. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979-620 с.
4. Хохрякова Г. Фортепиано: Возможно ли обучение без мучения? ,1998-61с.