Выступление на педагогическом совете Классный час как основной элемент системы работы классного руководителя


Большеохочевский филиал
МКОУ " Охочевская СОШ"
Выступление на педагогическом совете
" Классный час как основной элемент системы работы классного руководителя"
Учитель начальных классов:
Нечаусова Наталья Фёдоровна
2017 год
«В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования и ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности»На сегодняшний день существует множество современных подходов и концепций воспитания обучающихся. Все они помогают педагогу в планировании и организации воспитательной работы с детьми, в решении сложных вопросов воспитания, расширяют и обогащают педагогическую культуру учителя.
Но главной целью воспитательной работы в современной школе остаётся всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию.
Этот сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания.
В настоящее время, актуальным остается вопрос о формах воспитательной работы. Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя).
Это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально-организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: "Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство". В самом деле, эта работа поглощает порой все свободное (и несвободное) время учителя. Для того чтобы эффективно работать, получать удовлетворение от своего труда и признание за его качество, учителя стремятся привести деятельность классного руководителя в систему, найти оптимальное сочетание желаемого и возможного. Почти все знают, что воспитание требует терпения…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания. К. Д. Ушинский.
И перед классным руководителем стоит непростая задача, потому что воспитание включает совокупность методов и способов для всестороннего развития личности, а что самое главное, воспитание возможно только в том случае, если будет происходить взаимодействие между воспитателем и щ+
воспитанниками. Какова же роль и место классного часа в системе внеклассной воспитательной деятельности школы, в воспитании классного коллектива?
Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:
«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками” (В. П. Созонов)
«Классный час… - это… та самая "клеточка" воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям…" (Л. И. Маленкова)
«Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру» (Н. Е. Щуркова).
Исходя из названных определений классного часа, можно выделить его характерные особенности. Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, это рабочий момент , на успех которого работает каждый.
Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую , направляющую и формирующую
 Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни. Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.
  Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.
 Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д.
 Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка", « Твои права и обязанности»
Формирующая - формирует навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога, отстаивания своего мнения.
 Чаще всего классный час одновременно выполняет указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.
Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам подготовки и проведения, тем не менее делаются попытки их типизации. Целесообразным основанием для типизации часов классного руководителя является характер деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педагога в подготовке и проведении воспитательного часа.
В зависимости от этого классные часы можно подразделить на: •Нравственный классный час
• Интеллектуально-познавательный классный час
• Тематический классный час
• Информационный классный час

Остановимся подробнее на каждом из предложенных типов классных часов.
Целью нравственного классного часа является: Развитие нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей, просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. Надо отметить, что нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные классные часы перестают быть интересными и значимыми. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни обучающихся, заметным событием в жизни класса, вызывал желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.
Бывает и такое, что нравственный классный час проводится незапланированно, так как связан со сложившейся ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения.Целью интеллектуально- познавательного классного часа является: Развитие познавательного интереса учащихся, осознание своих индивидуальных возможностей, стремление к самосовершенствованию. Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:- интеллектуальные марафоны;
- дни интеллектуального творчества;
- защита интеллектуальных проектов;
- интеллектуальные ринги и викторины;
- заседание клубов интеллектуалов;
- интеллектуальные олимпийские игры;
- школа интеллектуального развития.
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся, способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению.
Тематические классные часы требуют от педагога серьезной подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.Тематические классные часы дают больший результат, если они построены с учетом возраста учащихся, потребностей воспитательного характера в классном коллективе.
Планируя тематические классные часы, необходимо предварительно предложить учащимся совместно определить темы, которые впоследствии могут стать основой серии различных внеклассных мероприятий по данной теме. Целью тематических классных часов является:- Развитие кругозора учащихся, формирование их интересов и духовных потребностей.
Главное назначение информационного часа - формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района. Информационный час помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории , разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские умения.
Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной. он должен быть мобильным, а     информация, которую подготовили классный руководитель и учащиеся должна быть интересной и ненавязчивой.
Основные формы работы во время информационного часа:         - газетные сообщения
 - пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов
  - работа со словарем и справочной литературой;
 - работа с политической картой мира и глобусом;
 - комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
 - формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
 - просмотр и обсуждение телематериалов.
 Формы проведения информационных часов:
 - викторина (обзорная и тематическая)
 - информационный ринг;
  - конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
  - пресс — конференция;
  - праздники газеты и журнала;
 - вечера вопросов и ответов;
  - дискуссии;
 - путешествие во времени (история создания газет и журналов);
  - рекламная акция.
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. 
Классный час в 1-4 классах может длиться 20—30 минут, в 5-8 классах 30-45 минут, в 9-11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость.
 Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.
 В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.
 Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. Если говорить о современном классном часе, то необходимо добавить в ход классного часа этап рефлексию, на этом этапе воспитанники рассуждают о пользе проведенного группового дела ,высказывают родившиеся суждения, отмечают главное.
   Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. 
Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако, в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя, очень важная роль.
Это должно быть потребностью, гармонично вплетаться в систему школы. Сам классный руководитель должен чётко представить себе значение еженедельной встречи с классом. Работа классного руководителя требует от педагога глубоких знаний психологии школьника и умения правильно организовать работу класса, то есть создать благоприятную атмосферу в коллективе для каждого ученика.
Классный руководитель-это и педагог, и воспитатель, и организатор внешкольных мероприятий, и консультант для родителей, и подотчетное лицо, и контролер учебного процесса. Его считают «мамой» или «папой» учащегося, но у этого «родителя» нет никаких прав на ребенка, а есть ответственность и добрая воля воспитывать и опекать чужих детей. Так пусть же эта доброта, понимание, чуткость всегда сопутствуют в нашем нелегком труде. Результат не заставит себя долго ждать.