Выступление на педагогическом совете на тему: Учёт возрастных особенностей ребят в формировании культуры учебного процесса







Подготовила:
педагог – психолог
МОУ-СОШ № 1
сл. Большая Мартыновка
Ткаченко О.Н.


2008-2009 уч.год
В младшем школьном возрасте наблюдается устойчивое, равномерное физическое развитие. Внешние перемены сопровождаются внутренними органическими изменениями. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой координации деятельность. Моторная деятельность детей в этом возрасте приближается к моторной деятельности взрослых. Поскольку значительную часть времени дети проводят в школе, в программах начальных классов учитывается эта потребность в движении. Например, на уроках физкультуры большое внимание уделяется развитию двигательных навыков.
В младшем школьном возрасте закрепляется мотив достижения успехов, а затем он становится устойчивой личностной чертой. Это происходит примерно к 3-4 классам. Мотивация достижения успехов складывается на базе опыта ребенка в учебной, игровой и трудовой деятельности. Эти виды деятельности являются основными для детей младшего школьного возраста.
Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков.
В ходе нормального, полноценного развития ребенка важнейшая роль принадлежит школе. С поступлением ребенка в школу связано и начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, и возникновение новых условий для личностного роста человека. Поступив в школу, дети сталкиваются с рядом требований и ожиданий со стороны нового окружения, причем существует значительная разница между этими требованиями и теми, к которым ребенок привык дома. Чем сильнее это различие, тем труднее будет ребенку приспособиться к новым условиям. Успешность перехода к новым требованиям зависит от общей обстановки в семье, школе, а также от особенностей индивидуального развития ребенка. С первого же дня в школе от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Вначале учебная деятельность представляет для детей большие трудности, которые приходится преодолевать. Это и адаптация к новым условиям жизни (режиму дня, обязанностям, требованиям), и проблемы, связанные с обучением чтению, счету, письму, и новые заботы, которые возникают у ребенка в школе и дома.
Если с приходом в школу сразу поставить ребенка в условия собственно учебной деятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться к школе.
Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом. Особой умственной позицией, которая обусловлена отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций.
Ежедневно дети возвращаются домой, нагруженные всем тем, что надо выучить, выполнить, написать. Чтобы окончательно покинуть школьный мир и войти в домашний, детям младше 13 лет для этого необходимо от 45 минут до 2 часов (на обед, игры, в том числе и подвижные). Выполнение домашних заданий необходимо превратить в ежедневный ритуал, происходящий в определенный час в определенном месте. Такие рамки помогают упорядочить процесс обучения. Лучшее время для выполнения домашних заданий – с 15 до 17-18 часов. Длительность занятий может быть разной: у каждого ребенка свой ритм; разным бывает и объем заданий. До 12 лет идеальной время для работы – полчаса без перерыва. Сверх этого времени трудно концентрироваться. Поэтому необходимы перерывы по 5-10 минут, за которые ребенок может расслабиться, снять напряжение зрения. Можно выпить стакан сока, съесть яблоко.
Без присутствия взрослого ребенку еще трудно организовать свою работу. Требуется несколько лет, чтобы ребенок научился самостоятельно работать и управлять своим расписанием. Оставаясь с заданиями один на один, ребенок рискует «застрять» на одном упражнении, не двигаясь дальше. Кроме того, детям необходимо одобрение сделанного. Присутствие взрослого успокаивает ребенка и подпитывает веру в собственные силы.
Еще одним основным видом деятельности является игра. Большой интерес для младших школьников представляют игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность проверить и развить свои способности, включающие человека в соревнование с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех и т.п. К новому типу игр, которые начинают привлекать повышенное внимание детей в младшем школьном возрасте, относятся и разнообразные спортивные игры. Помимо решения задач на развитие практического мышления эти игры укрепляют здоровье детей, вырабатывают смелость, настойчивость.
Следующей основной деятельностью является труд. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Труд совершенствует практический интеллект, необходимый для самых разных видов будущей творческой профессиональной деятельности. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей. Любое задание в школе или дома желательно делать интересным и достаточно творческим для ребенка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий подход ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный результат.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, которые влияют на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов. Во всем намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных делах, чем совместные игры. Эти дела охватывают широкий диапазон видов деятельности.
Подростковый возраст – это самый ответственный период, т.к. здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших. Причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он далеко не во всем соответствует требованиям взрослости.
Наиболее существенные изменения в структуре познавательных процессов подростков наблюдаются в интеллектуальной сфере.
Очень важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят. Ведь и школьные занятия, и подготовка к ним отбирают у подростков так много времени, что его совсем не остается. А если и остается, то его явно недостаточно для того, чтобы побыть на свежем воздухе, заняться любимым делом.
Весьма значительную долю ответственности за режим труда и отдыха берет на себя школа. Расписание уроков составляется так, чтобы предметы, требующие больших усилий, чередовались с теми, которые усваиваются легче. Перемены должны быть достаточной продолжительности (10-15 минут), во время которых ребята должны получить горячий завтрак, побыть, по возможности, на свежем воздухе.
На приготовление домашних заданий должно уходить не больше 2-2,5 часов. Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Время начала занятий должно быть твердо зафиксировано. Эта привычка должна сложиться у детей еще в начальных классах. Воздух в комнате, где занимается ребенок, должен быть свежим. Также должна быть тишина. Через каждые 45 минут необходимо делать перерыв, во время которого комнату необходимо снова проветрить. Высота письменного стола должна соответствовать росту ребенка. Свет от настольной лампы должен падать слева. Мощность лампочки – 50 Вт.
В бюджете времени нужно предусмотреть 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка.
Говоря о питании, необходимо подчеркнуть, что нужно всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Горячий завтрак в школе необходим, так же как и обед после школы. Неплохо, если в режиме питания предусмотрен полдник – перед тем, как ребенок, отдохнув и погуляв, примется за домашние задания.
В сутки подросток должен получать около 3000 ккал. Но важна не только общая калорийность пищи, но и качественный ее состав, правильное соотношение пищевых веществ. Соотношение белков, жиров, углеводов должно составлять 1:1:4.
Развитие эмоциональной сферы происходит бурно. Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.
В подростковом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере. Она приобретает иерархический характер.

Старший школьный возраст – это время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются, как я уже упоминала, в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают и соседствуют с не всегда удачными попытками вести себя по-взрослому.
Вместе с тем старшеклассников полностью взрослыми еще не назовешь, т.к. у них еще многое сохранилось от детства. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее у старших школьников еще немало детскости.
По сравнению с подростковым возрастом значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышается их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста либо миновал, либо идет на убыль. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка. Что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.
Завершается формирование «образа Я». Молодые люди уже имеют более ясное представление о себе, хотя этот образ еще неустойчив и зависит от круга общения и даже массовой культуры.
Центральным новообразованием старшего школьного возраста становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. Большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными.
Будущие профессиональные успехи детей в немалой степени определяются трудовыми умениями и навыками, которые активно формируются в школьные годы.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Выступление
на педагогическом совете
на тему: "Учёт возрастных особенностей ребят
в формировании культуры
учебного процесса"Times New RomanБумажный пакет15