Рабочая программа по литературе для учащихся с ЗПР (VII вида)

Рассмотрено на заседании ШМО
Руководитель МО
Пуртова Н.Н._____________
Протокол № от
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Приказчикова И. Г ___________


Утверждаю
Директор
Бочкарева Е.Г.______
Приказ №_________
От



Рабочая программа
и
календарно-тематическое планирование
уроков литературы
для учащихся с ЗПР (VII вида)


Самариной Ирины Сергеевны,
учителя русского языка и литературы


Красногорский
2015год
Пояснительная записка

Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование//ФГОС. М.; Просвещение, 2008) и Примерной программы по учебным предметам. Литература.5-9классы. – М. «Просвещение»2010. (Литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.)
В целом предлагаемое планирование ориентировано на Базисный план, который определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания по литературе на каждом году обучения.
Литературное чтение один из основных предметов в обучении школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса обеспечивает результативность по другим предметам.


Актуальность планирования уроков литературы для работы с детьми ЗПР

Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах VIX классов массовой общеобразовательной школы, так как интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме.
Данное календарно-тематическое планирование по литературе является одним из вариантов авторских рабочих программ в классах с интегрированным обучением учащихся с особыми образовательными потребностями, которое осуществляется в условиях массового общеобразовательного учреждения.
Обучение детей с отклонениями в развитии заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Дети, обучавшиеся по массовым образовательным программам и программам для детей с ЗПР, аттестуются в порядке, установленном для учащихся общеобразовательных школ. При успешном прохождении итоговой аттестации они получают документ государственного образца. Поэтому серьёзное внимание в предлагаемом планировании уделяется передаче и выработке таких знаний и умений, которые будут необходимы при контрольных работах в выпускном классе или при сдаче экзамена за курс основной школы в 9 классе (в случае, если ученик выберет экзамен по литературе).
Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую трудность для детей с ЗПР. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в обеспечении этой категории детей специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН учащихся при сохранении общего цензового объема содержания обучения:
овладение детьми практическими умениями и навыками;
уменьшение объема теоретических сведений;
включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.
Задачами обучения являются:
развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе;
совершенствование навыка чтения;
привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.
Данное планирование имеет практическую направленность, так как предназначается не только для формирования круга знаний учащихся по литературе и для знакомства только с самыми основными литературоведческими понятиями, сколько для развития их умений и навыков. Эта цель должна быть предельно конкретной и направлена на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.


Основные направления содержания деятельности

В 5 классе предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Поэтому работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.
В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям.
В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы.


Особенности познавательной сферы детей с ЗПР и их коррекция
Каждая форма педагогического общения с детьми ЗПР должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.
Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.
Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Требования к организации обучения школьников с ЗПР:

ученик должен знать программный материал (фамилию, имя, отчество писателя, название произведения, сюжет, имена главных героев, их характеристика и некоторые другие основные характеристики),
темп урока должен соответствовать возможностям ученика;
чётко обобщать каждый этап урока;
новый учебный материал объяснять по частям;
вопросы формулировать четко и ясно;
домашние задания должны преобладать практические, так как учащимся с ЗПР нужна именно способность применять знания в практической деятельности;
на каждом уроке обязательна словарная работа;
переключать с одного вида деятельности на другой;
разнообразить виды занятий;
использовать дидактический материал, наглядность, игровые моменты.
Главное, чтобы информативная и деятельностная насыщенность урока соответствовала психофизическим возможностям ребенка.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний

Входной мониторинг в 5 классе по литературе для учащихся с ЗПР можно провести по следующей таблице
(оценки по 3, 4, 5, 6-ому столбцам учитель ставит сообразно индивидуальным особенностям ученика).



Техника чтения
Анализ текста
Теория литературы
Речевое развитие

Скорость чтения
Выразительность
Осознанность




Чтение незнакомого текста с 12 шрифтом вслух 100 слов и более – «5»
80 – 100 – «4»,
60-90 – «3»,
До 60 слов – «2».
«Актерское» чтение, передача чувств и выделение голосом ключевых слов (игра голоса, мимика, паузы и т.п.) – «5»,
Чтение предложений с правильной интонацией (понижение – повышение голоса, перечислительная интонация, длинные паузы при тире, в конце предложений и т.п.) – «4»,
Достаточный для понимания текста уровень выразительности – «3».
Однообразная интонация – «2».
Озаглавить прочитанный эпизод,
пересказать содержание,
сочинить план по прочитанной статье
Предмет речи (О чём идёт речь?)
Сформулировать основную мысль текста (Ради какой главной мысли написал автор это произведение?)
Словесное рисование (Какие картины показал автор?)
Аргументация авторской позиции (Какие доказательства приводит автор?)

Знать имя фамилию автора, название произведения.
Определить, чем является текст: рассказом, стихотворением или пьесой.
Различать главных и второстепенных героев.
Видеть авторские приёмы выразительности текста (эпитет, сравнение, олицетворение)
Пересказывать текст: подробно, кратко, выборочно.
Составлять характеристику героя: внешность, характер и его поступки.
Создавать письменный отзыв.




Чтение наизусть

Если в течение учебного года учащиеся выучивают по 15-20 произведений (стихотворений или фрагментов прозы) по собственному выбору или указанию учителя, то учащимся с ЗПР можно рекомендовать 7-10, причём объём материала, который следует выучить, учитель должен обговаривать особо (например, стихотворение от 8 строчек и больше).

Учебно-методические комплекты и методические пособия

Для детей с ЗПР рекомендованы к дополнительному использованию следующие учебники:
Малышева З.Ф. Чтение. 5 кл.
2001
Просвещение

Гусева Г.М., Островская Т.И. Книга для чтения. 5 кл.
2005
ВЛАДОС


Контрольные работы позволяют проверить, насколько хорошо усвоен пройденный материал, подвести итоги в конце учебного года, выяснить, какие произведения наиболее понравились и запомнились детям. Ученики с ЗПР вспоминают названия произведений, их жанры, авторов, главных героев и сюжет.
Для проведения контрольных работ используются следующие пособия:
Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.- 224 с.
2011
«Астрель»

Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 кл.: Методическое пособие. – М. – 176 с.
2009
Дрофа





Учебно-методическое обеспечение

 1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2007 г.
2. «Дефектология» 2009, №1,2,3.
3. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Изд-во «Аркти», 2011 г.
4. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc 
5. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.: Изд-во «Аркти», 2008 г.
6. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр коррекции. – М., 2005.
7. Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2012 № 29/2065-п.
8. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
9. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.,2009. – С. 90-95.
10. Семаго Н., Семенович М.. Интеграция стихийная и продуманная. «Школьный психолог» 2011, №23.
11. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. –М.,2009.




Содержание курса литературы
5 класс (34 часа в год)


Программный материал для обязательного изучения

Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Программный материал
для внеклассного (или ознакомительного) изучения

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

































№ п/п
Сроки проведения

Тема урока
Виды учебной деятельности
Коррекционная работа
Планируемые результаты
( УУД)
Домашнее задание





Развитие речи
Развитие ВПФ



1


Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос.

Работа с текстом
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов




Предметные: понимать значение книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок; уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Метапредметные: Уметь работать с критической статьёй, составлять план. Формирование умения взаимодействовать в малых группах в процессе решения проблемных ситуациях. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию
Стр. 3-5 (чтение, пересказ)


2

Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Сказка как особый жанр фольклора ( сказки волшебные, бытовые, о животных)
Практические работы.
Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нем по плану. Составление развернутого устного и письменного ответа на проблемный вопрос (составление плана ответа, подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения).

Работа с текстом
Коррекция памяти, восприятия и внимания
Предметные: Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; понимать, как собирают фольклор, почему он не исчез с появлением письменной литературы; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки.
Метапредметные: Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
Сотрудничество в поиске информации. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё
Личностные: Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Стр. 8 зад.2
(устно)

3.

«Повесть вре-менных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Практические работы.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.

Работа с текстом, пересказ. Пересказ текста
Коррекция аналитического мышления, коррекция зрительного внимания и памяти.
Предметные: понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока»; уметь коротко передать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)
Метапредметные: Знать жанры древнерусской литературы, видеть нравственные аспекты летописи
Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.  
Личностные: Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа
Стр. 48-50 (чтение, пересказ)

4.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру»
Практические работы.
Анализ стихотворения по плану.
Составление таблицы «Роды и жанры литературы».
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «М.В. Ломоносов – великий россиянин».
Выразительное чтение
Коррекция зрительного внимания и долговременной памяти
Предметные: Понимать значимость личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве»; знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно.
Метапредметные: Уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил М.В.Ломоносов
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать
Личностные: Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Биография (пересказ); стр. 55 (выраз.чтен.)

5.

Русские басни. Басня как литературный жанр. И. А. Крылов.
Практические работы.
Составление сообщения о баснописце и устный рассказ о нем.
Поиск сведений о баснописцах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под рук. учителя).
Выразительное
Выразительное чтение
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.
Предметные: уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки, знать творческую историю басни, понимать драматический конфликт , исторический контекст и мораль басни, уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев
Метапредметные: Уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И.А.Крылов
 Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Личностные: Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств
Стр.57 (пересказ)

6.

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна», «Кубок»
Практические работы.
Устный рассказ о поэте.
Восприятие и выразительное чтение сказки и баллады (в том числе наизусть).
Составление характеристик героев и их нравственная оценка.
Работа с текстом.
Развитие артикуляционной моторики. Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.
Предметные: Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям; уметь выразительно читать балладу
Метапредметные: Знать отличие литературной сказки от народной, уметь приводить примеры антитезы
Сотрудничество в поиске информации
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения. Знать особенности жанра баллады и уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского, уметь определять жанр баллады как лироэпический
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов .













Стр.71-81 (выраз. чтение)

7.

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
Практические работы.
Инсценирование фрагментов сказок
Составление отзыва о литературной сказке.

Работа с текстом.
Коррекция творческого воображения и пространственного представления.
Предметные: Знать сведения о жизни писателя, что такое псевдоним; уметь разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки
Метапредметные: Закрепить понятие о литературной сказке, выявить основную идею сказки, развивать навыки пересказа и анализа.
Сотрудничество в поиске информации
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.
Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры
Стр 120-129 чтение, пересказ)


8.

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»

Работа с текстом.
Коррекция творческого воображения.

Предметные: уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснить непохожесть действующих лиц, роль описания пальмы, причину изменения тональности в описании оранжереи, отношение автора к изображаемому, уметь устанавливать связь между прочитанным и изображением художника
Метапредметные: Закрепить понятие о литературной сказке, выявить основную идею сказки, развивать навыки пересказа и анализа.
Сотрудничество в поиске информации
Умение определять понятия, создавать обобщения
Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Чтение, пересказ (по текстам)

9.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У л«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». укоморья», «Руслан и Людмила»
.
Работа с текстом.
Коррекция зрительного и слухового внимания.
Предметные: уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев
Метапредметные: Видеть нравственные аспекты стихотворения. Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам
Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.
Биография (пересказ); стихотворения (выр.чтение)

10.

М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Бородино»
Практические работы.
Обучение выразительному чтению.
Подбор цитатных примеров из сказки, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись». 
Выразительное чтение
Развитие артикуляционной моторики.
Предметные: Знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.
Метапредметные: Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, показывать мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.
Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей.
Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Инд.-групповые задания (сообщ.) по подготовке биографии М.Ю.Лермонтова

11

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место», «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Практические работы.
Инсценирование фрагментов повестей Н. В. Гоголя.
Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов повестей (по выбору учителя).
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «фантастика», «художественная условность».

Анализ текста
Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.
Предметные: Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; уметь использовать текст повести, сопо-ставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И.Е.Репина, иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения
Метапредметные: Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя.
Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей.
Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира
«Заколдованное место» (чтение Пересказ)

12.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге», «Есть женщины в русских селеньях»
Практические работы.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет».
Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.
Сопоставление стихотворения «На Волге» с
Выразительное чтение
Коррекция аналитического мышления, коррекция зрительного внимания и памяти.
Предметные: Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимать его тональность; уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»
Метапредметные: Уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения.
учить сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”.
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность
Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера
Биография поэта (пересказ); отрывок (на выбор) наизусть

13

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму».
Практические работы.
Инсценирование фрагментов повести.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж».
Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести.
Создание собственных иллюстраций к повести. Подбор цитат по заданной теме
Работа с текстом.
Коррекция зрительного и слухового внимания; коррекция долговременной памяти.

Предметные: Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа; уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников
Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры
Метапредметные: Знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием “сюжет”
Знать реальную основу повести, изображенных в ней быта и нравов крепостнической России.
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Биография писателя; стр. 189-197 (чтение)


14

А.А.Фет..Стихотворение «Весенний дождь»
Практические работы.
Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно-выразительных средств, использованных в стихотворении. 
Анализ стихотворения по плану анализа лирики.
Выразительное чтение
Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.
Предметные: Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произ-ведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе.
Метапредметные: Знать особенности построения поэтического произведения, Уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение.
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры
Стр. 226-228 (выр. чтение); стр. 227 (наизусть)

15

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник».
Практические работы.
Инсценирование фрагментов рассказа. 
Подбор цитат по заданной теме. 
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет», «сравнение».
Определение роли сравнений в рассказе. 
Обучение анализу эпизода рассказа. 
Создание собственных иллюстраций к рассказу. 



Пересказ текста
Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.
Предметные: Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого
Метапредметные: Знать о писателе (детство, начало литературной деятельности). Содержание рассказа «Кавказский пленник».
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.
Предметные: Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка); уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя
Биография писателя (пересказ); стр. 230-231 (чтение)

16

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»
Практические работы.
Инсценирование рассказов Л. П. Чехова. Подбор цитат по заданным темам (например, интерьер земской больницы, внешность героев, их реплики).
Описание кадров киносценария по рассказу «Хирургия».
Обучение составлению
Работа с текстом.
Коррекция аналитического мышления, внимания




Предметные: Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содер-жание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации
Метапредметные: Рассказ о писателе на основе прочитанного; знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова.
Определять свои действия в рамках предложенных условий и требований
Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
стр. 261 – 268 (чтение, пересказ)






Коррекция творческого воображения, пространственного представления.



17

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова
киносценария.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика»
Создание собственных иллюстраций к рассказам А. П. Чехова.
Проект:
Составление под руководством учители электронного альбома «Юмористические рассказы Л. П. Чехова в иллюстрациях»
Выразительное чтение

Предметные: Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи
Метапредметные: Знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова. Передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа.
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
смысловое чтение
Личностные: Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе.
Инд. зад.- пересказ юморист. рассказов А.П.Чехова

18

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев
Практические работы.
Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.
Обучение анализу стихотворения.
Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.
Развитие лексической стороны речи.
Коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
Предметные: Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать
Метапредметные: Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение,
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
смысловое чтение
Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Стр.272- 283 (выраз. чтение)

19

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Развитие лексической стороны речи.
Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.
Предметные: Знать план анализа лирического произведения; уметь работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст Метапредметные: Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение,
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры
Анализ стихотворения (письм.)

20

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
Практические работы.
Обучение анализу эпизода рассказа.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия
«антитеза», «повтор».
Создание собственных иллюстраций к рассказам.
Пересказ текста
Коррекция актуализации памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Предметные: Знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы»; понимать авторское отношение к описываемым со-бытиям; уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне
Метапредметные: Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине Сотрудничество в поиске информации. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
2 часть учебника стр. 4-10 (чтение, пересказ)

21

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»
Практические работы.
Подбор цитат к теме «Портрет как средство характеристики литературных героев».
Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.
Подбор цитатных примеров,
Работа с текстом.
Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления.
Предметные: Знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества Метапредметные: Характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы. Сотрудничество в поиске информации
Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
Личностные Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.
Биография писателя; гл.1-4
(чтение, пересказ)

22

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»
иллюстрирующих элементы композиции повести (портрет, городской пейзаж и др.).
Создание иллюстраций к повести.
Контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных
Пересказ текста
Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.
Предметные: Знать определение понятий «композиция»; «сюжет»; «повесть»; виды эпических произведений; уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения
Метапредметные: Характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы
Сотрудничество в поиске информации
Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
Личностные: Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству
гл. 5-7
(чтение, пересказ)

23



Поэзия С.А.Есенина. Образ родного дома в стихах Есенина
Практические работы.
Обучение анализу стихотворения.
Создание иллюстраций к стихотворениям
Работа с текстом. Выразительное чтение Развитие лексической стороны речи.
Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.
Предметные: Знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения
Метапредметные: Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение.
Сотрудничество в поиске информации
Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить  логическое рассуждение, умозаключение.
Личностные: Воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
стр. 52-54 (выраз. чтение)

24

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» , «Малахитовая шкатулка» Отличие сказа от сказки
Практические работы.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика». Обучение анализу эпизода сказа. Создание собственных иллюстраций к сказу.

Работа с текстом. Развитие речи через постановку вопросов.
Коррекция зрительного и слухового внимания; коррекция долговременной памяти.

Предметные: Знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа; уметь отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать
Метапредметные: Знать содержание сказов Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
Личностные: Знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей.
Биография писателя; стр. 57-68 (чтение, пересказ)

25

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки, «Заячьи лапы»
Практические работы
Анализ языка пейзажных фрагментов сказки.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и
Работа с текстом, пересказ.
Коррекция актуализации памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Предметные: Знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки; уметь объяснять смысл названия сказки
Метапредметные: Знать содержание рассказов Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы
Сотрудничество в поиске информации. Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить  логическое рассуждение, умозаключение.
Личностные: Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе.
Стр.72 ( чтение)

26

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
Практические работы.
Инсценирование фрагментов сказки. Сопоставление литературной пьесы-сказки и ее фольклорных источников. Подбор цитат для характеристики героев.
Составление плана высказывания «Драма как род литературы». Создание иллюстраций к
Работа с текстом.
Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие слухового и зрительного внимания.
Предметные: Знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки); уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение
Личностные: Формирование нравственных чувств и нравственного поведения
Метапредметные: Кратко познакомить с жизнью, творчеством С.Я.Маршака; расширить представление о драме как роде литературы, показать традиции народной сказки в пьесе Маршака, развивать навыки выразительного чтения , анализа текса, работа над ролью.
Сотрудничество в поиске информации.
Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить  логическое рассуждение, умозаключение.
Стр. 91-106 (чтение)

27.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»
Практические работы.
Инсценирование фрагментов произведений.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».

Контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1.Почему Герда
Пересказ текста
Коррекция словесно-логического мышления, коррекция творческого воображения.
Предметные: Знать: в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок; понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь вбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями
Метапредметные: Знать своеобразие Андерсена-сказочника, владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Личностные: Знание основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Стр. 215- 223 (чтение)

28

Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

Работа с текстом.
Коррекция творческого воображения, пространственного представления.
Предметные: Знать автора, факты его жизни; уметь подтверждать свои ответы цитатами из текста, рассказывать о своем желании и попытках понять язык природы
Метапредметные: Речевая характеристика персонажей, формирование умения анализировать литературное произведение
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви и уважительного отношения к литературе, к культурам других народов.

Чтение рассказа

29.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»
Практические работы.
Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа.
Подбор цитат для характеристики героя.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фантастика».

Коррекция словесно-логического мышления.
Предметные: Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души
Метапредметные: Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев; уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы.
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение.
Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

стр.113- 121 (чтение

30

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

Практические работы.
Подбор цитат, иллюстрирующих бесстрашие, терпение героя, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях.
Создание иллюстраций к рассказу. Контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных
Работа с текстом. Пересказ текста
Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания
Предметные: Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы
Метапредметные: Формирование умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение.
Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры человечества.


Биография писателя

31.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»
Практические работы.
Инсценирование фрагментов произведений.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».
Создание собственных иллюстраций к произведениям.

Работа с текстом. Пересказ текста
Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания.
Предметные: Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем; уметь объяснять, почему Джек Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой
Метапредметные: Знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение.
Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры

стр. 270-280
(чтение, пересказ)

32

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».
Практические работы.
Обучение анализу стихотворений. Сопоставительный анализ стихотворений. Создание собственных иллюстраций к стихотворениям

Коррекция творческого воображения, коррекция монологической и диалогической речи.
Предметные: Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского, жанровые особенности баллады; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм
Метапредметные: Кратко познакомить с жизнью и творчеством Твардовского. Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне
Формирование умения взаимодействовать в парах.
Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение.
Личностные: Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.

Стр. 158- 159 (выраз. чтение)

33.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». Поэма-баллада «Сын артиллериста»


развитие артикуляционной моторики.
Предметные: Знать о бойцах крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта; уметь наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать
Метапредметные: Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить  логическое рассуждение, умозаключение.
Личностные: Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.

Стр. 160 -162 (выраз. чтение);

34

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»

Работа с текстом. Пересказ текста
















Развитие речи через постановку вопросов.
Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления.
Предметные: Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни
Личностные: Воспитание чувства любви и уважительного отношения к литературе, к культурам других народов. Метапредметные:Знать биографические сведения о
Д. Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь пересказывать эпизоды .
Сотрудничество в поиске информации
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
стр. 200 -213 (чтение, пересказ)


35

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. Ю.Ч. Ким «Рыба-кит»

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».


Развитие восприятия, памяти и мышления
Предметные: Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; понимать время и место действия; уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника
Метапредметные: Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить  логическое рассуждение, умозаключение.
Личностные: Воспитание чувства любви и уважительного отношения к литературе, к культурам других народов.
Биография писателя


























Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 615