Рабочая программа по географии для учащихся 8 класса VII вида, с ЗПР

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО Пр. №1 от Заместитель директора по УВР Директор МБОУ ЕСШ №1
___________ Рук. МО Малкова Л.В. __________ Серебрякова Л.А. __________ Комендантов Ю.В. «____»____________2015г. «___»__________2015г. «___»__________2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
для обучающихся 8 класса



Составила учитель географии и биологии
Горошкова Марина Евгеньевна










2015-2016 учебный год



Содержание рабочей программы:

пояснительная записка;
требования к уровню подготовки обучающихся;
работа со способными и одаренными учащимися;
работа со слабоуспевающими учащимися;
учебно-тематический план;
календарно-тематическое планирование;
содержание программы учебного курса;
средства контроля;
учебно-методические средства обучения.

Пояснительная записка.

Изучение учебного предмета «География» для учащихся 8-х классов осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации об образовании.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №271).
"Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312).
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) Приказ МОиН РФ № 1089 от 05.03. 2004г.
Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова - М.: «Дрофа», 2009 г.
Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Природа» – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор природы России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса формируются представления о характере природно-территориальных комплексов России. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.
Программа рассчитана на обучение курса географии обучающихся 8 класса. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у обучающихся в 6-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа» (70 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Всего проводится за учебный период - 13 практических работ. Контрольных тестов – 6. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и
воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Цель курса: сформировать знания о родной стране и подвести учащихся к пониманию своего места в стране и в мире.
Задачи:
Образовательные:
Овладение системой комплексных географических знаний о своей стране.
Формирование знаний о географических особенностях природы разных территорий, о России во всем ее географическом многообразии и целостности.
Формирование знаний об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса учащихся к происходящим в природе и обществе процессам и явлениям.
Развитие географического мышления для ориентации в проблемах современного мира и решения жизненных и профессионально ориентированных задач.
Воспитательные:
Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране.
Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Валеологические:
Создание комфортной обстановки, которая способствует эффективной работе ученика, его творческому самовыражению.
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению его здоровья (средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, обстановка, гигиенические условия в классе и т. д).
Условия реализации программы.
Успех обучения определяется не только содержанием учебного материала и формой его подачи, но и методами и средствами обучения. Многое зависит от учебно-методического комплекса, используемого в преподавании курса.
Педагогические технологии и методы, предлагаемые для изучения программы адекватны возрастным особенностям школьников.
Организация образовательного процесса
В связи с разработкой новой концепции образования, стандартов, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные на деятельностном подходе появилась необходимость обновления и совершенствования методов, средств и форм организации обучения. При изучении курса «Природа России» целесообразно использование элементов следующих педагогических технологий:
1. Технология дифференцированного обучения. В практике работы выделяются два направления:
А) Направление дифференциации – создание дифференцированных групп в классах. Группы могут быть постоянными или комплектоваться по мере изучения тем.
Б) Направление дифференциации сложности заданий. Школьникам предлагаются задания, различающиеся по уровню сложности. Задания учащимся предлагаются на базовом и выше базовом уровнях.
2. Технология формирования приемов учебной работы (технология развития географических умений посредством формирования приемов учебной работы), изложенная в виде планов описаний и характеристик географических объектов.
3. Технология листов опорных сигналов (логических схем – опорных конспектов – лог или лос). Логические схемы учат выделять главное и основное, приучат отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок.
4. Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические знания. Например, заполнение таблиц, также работа с атласами, контурными картами.
5. Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребёнка путём согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие.
6. Новые информационные технологии (НИТ) позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала и т.д.
Методы обучения приобретают свою специфику в зависимости от содержания разных курсов школьной географии. Программа курса «Природа России» предусматривает использование не только методов, различающихся по источникам знаний (словесных и практических), но и методов, которые различаются характером познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения и частично-поисковый). Такие методы необходимы для стимулирования самостоятельной деятельности учащихся, формирования собственной позиции и стремления её отстаивать. Для подростков именно этого возраста (13-14 лет) наиболее актуально решение таких проблем.
Сроки и этапы реализации программы.
Данная программа отводит для изучения предмета 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю в течение одного учебного года.
Содержание данной учебной программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика и т. д.), проведение интегрированных уроков.
Например: Исторический принцип создаёт предпосылки для установления межпредметных связей с историей в теме «История заселения и освоения территории России».
Связь с биологией прослеживается при изучении следующих тем: «Растительный и животный мир России», «Образование почв и их разнообразие», «Природные зоны России».
Связь с экологией проявляется при изучении раздела «Человек и природа».
Формы контроля.
Формы текущего контроля:
Контроль уровня усвоения содержания образования является неотъемлемой составной частью процесса обучения.
Основным видом проверки остаётся индивидуальный устный опрос, когда ученик имеет возможность доказательно и логично построить собственный ответ, развивается его речь, умение работать с настенной картой.
В процессе фронтального устного опроса работает большинство учащихся, где на первый план выходит общая активность учащегося, а не уровень усвоения учебного материала.
При фронтальной письменной работе достигается максимальный охват учащихся проверкой.
Индивидуальная письменная работа предполагает самостоятельную работу учащегося с дополнительной литературой, реферирование и последующую защиту.
Мониторинг качества образования предусматривает использование контрольно-измерительных материалов (КИМ).
Содержание КИМов определяется на основе обязательно минимума содержания основного общего образования по географии. Усвоение знаний учащихся проверяется на базовом, повышенном и высоком уровнях. Базовый уровень подразумевает овладение материалом в объёме, обеспечивающем способность ориентироваться в потоке поступающей информации, понимать сущность географических объектов и явлений и их пространственное распространение. Повышенный уровень подразумевает знание фактологического материала в большом объёме и овладение более сложными умениями. Овладение материалом на высоком уровне подразумевает способность творческого применения знаний и умений.
В связи с этим структура КИМов предусматривает наличие трех частей разного уровня сложности.
Часть А – задания базового уровня, основанного на материале школьного курса географии;
Часть В – задания повышенного уровня с кратким ответом;
Часть С – задания, требующие дать развёрнутый ответ на поставленный вопрос или решить задачу.
Кимы распределены по трём видам контроля: входной, тематический, рубежный, итоговый. Перед каждой работой указана цель проведения. Представлены следующие типы заданий:
с выбором ответа из четырёх вариантов, из которых один является верным;
с выбором неверного ответа;
установление соответствия;
с применением карт атласов, схем, рисунков, диаграмм, таблиц;
с кратким ответом;
с развёрнутым ответом;
географические задачи.
Итоговый контроль предполагает проведение в конце учебного года проведение итоговой контрольной работы и устного зачёта за курс «География: природа России».
Работа со способными и одаренными учащимися
Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования. Способные и одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связанные именно с одаренными молодыми детьми.
Цель: формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого ученика; развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся; углубление знаний по географии, совершенствование навыков работы с картами и атласами; развитие творческого потенциала и навыков исследовательской деятельности.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Принципы работы со способными и одаренными детьми
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения (цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся).
3. Принцип учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).
Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Формы работы со способными и одаренными учащимися
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- разноуровневые задания;
- творческие задания.
Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Поэтому и внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся. Особенно большую роль играют недели географии, включающие различные формы работы: конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы и т.д., где творческие, талантливые дети раскрывают свои способности в полной мере. Стремление помериться своими силами, проверить знания, умения. Навыки в соревновании с друзьями, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, придают этим видам деятельности мотивированный характер.
Важна и самостоятельная работа ребенка, т.к. в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Но для того, чтобы потенциал одарённого ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную, кропотливую индивидуальную работу на каждом уроке.
Работа со слабоуспевающими учащимися
Работа со слабоуспевающими учащимися в школе необходима, так как у таких ребят слабо наработаны общеучебные умения и навыки за предыдущие годы обучения, отсутствуют навыки самостоятельности в работе. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, ученик не умеет выражать мысли, не всегда выполняет домашнее задание, не работает с атласом и контурными картами, наблюдается наличие пробелов в знаниях.
Цель: повышение уровня обученности и качества обучения отдельных учеников, повышение мотивации и ликвидирование пробелов в знаниях, формировать умение работать с атласом и контурной картой.
При работе со слабоуспевающими детьми придерживаться следующих правил:
При опросе слабоуспевающим ученикам давать примерный план ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, помогающие им последовательно излагать материал.
При опросе создавать ситуации успеха.
Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов стараться обеспечивать атмосферу доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, поэтому необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: при этом необходимо отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий.
На уроках географии со слабоуспевающими учениками использовать личностно - ориентированный подход, обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений это дифференцированные тренировочные задания, практические работы, дифференцированные контрольные работы, домашняя работа по выбору. С новым материалом знакомить постепенно, использовать образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности.
Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно старые и новые знания. Поэтому практиковать для желающих дополнительные занятия. В конце каждого блока организовать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю. Особенно охотно ребята идут на занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок: проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагать карточки консультации, давать задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Ожидаемые результаты.
Требования к уровню подготовки учащихся

Называть и (или) показывать:
предмет изучения географии России;
основные средства и методы получения географической информации;
субъекты Российской Федерации;
пограничные государства;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов;
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
основные области современного оледенения и крупные ледники;
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
экологически неблагополучные районы России;
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
погоду по синоптической карте;
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
как составляют прогноз погоды;
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
разнообразие природных комплексов на территории страны;
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»: «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс».







Учебно-тематический план:


раздела, темы
Название разделов и тем
Количество часов
Практические
работы


Введение
1



Пространства России.
6
2

Раздел №1.
Особенности природы и природные ресурсы.
24


Тема 1.
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.
6

1

Тема 2.
Климат и климатические ресурсы.
5
2

Тема 3.
Внутренние воды и водные ресурсы.
5
3

Тема 4.
Почвы и почвенные ресурсы.
4
1

Тема 5.
Растительный и животный мир.
4


Раздел №2.
Природные комплексы России.
29


Тема 1.
Природное районирование.
6
1

Тема 2.
Природа регионов России.
23
2

Раздел №3.
Человек и природа.
8
1

Резерв

2


Итого: 70 часов
13

:




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс
(68 ч, 2 часа в неделю)
Введение (1ч).
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Пространства России (6ч).
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Практические работы. 1. Обозначение на к/к границы, соседних государств, крайних точек, морей. 2. Решение задач определение поясного времени для различных пунктов России.
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы (24 ч).
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6 ч).
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Камчатского края.
Практическая работа. 3. Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и п/и.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы (5 ч).
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона.
Практические работы. 4. Определение суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. 5. Анализ климатических карт, характеристика климата отдельных территорий.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы (5 ч).
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели) и их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы Камчатского края.
Практические работы. 6. Составление характеристики одной из рек. 7. Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений. 8. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своего региона.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы (4 ч).
Почва особый компонент природы. В. В. Докучаев основоположник почвоведения. Почва национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Практическая работа. 9. Определение условий почвообразования для основных типов почв.
Тема 5: Растительный и животный мир. (4 ч).
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Флора и фауна Камчатки.
Раздел II. Природные комплексы России (29 ч).
Тема 1: Природное районирование. (6 ч).
Формирование природных комплексов (ПТК) результат длительного развития географической оборочки Земли.
Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы.
Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.
Практическая работа. 10. Выявление зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон.
Тема 2: Природа регионов России (23 ч).
Особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов: Русская равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека.
Комплексная характеристика Камчатского края. Перспективы развития рекреационных ресурсов на Камчатке.
Практические работы. 11. Характеристика особенностей природы и ресурсов Урала. 12. Обозначение на к/к географического положения, форм рельефа, месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Западно-Сибирской равнины.
Раздел III. Человек и природа (8 ч).
Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории. Заповедники. Заказники. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.
Практические работы. 13. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.




















Перечень обязательной географической номенклатуры для 8 – го класса:

Тема: «Географическое положение России»
Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское. Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.
Озёра: Каспийское море.
Острова: Земля Франца – Иосифа, Ратманова.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Крайние точки: Куршская коса в Гданьском заливе, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, гора Базардюзю.
 
Тема: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ (Большой Кавказ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Районы распространения полезных ископаемых:
Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).
Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский (Воркута и Инта), Тунгусский (Норильск), Южно-Якутский (Нерюнгри).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино).
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское), Приангарье (Коршуновское), Урал (Качканар).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск), Урал (Сулея).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан)
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск), Урал (Верхний Уфалей).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово), Южная Сибирь (Шерловая Гора).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск), юга Сибири (Салаир, Забайкалье).
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак), юг Западной Сибири (Бурла).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).
Тема: «Климат и климатические ресурсы России»
Города: Оймякон, Верхоянск.
Тема: «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Тема: «Природные комплексы России»
Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.
Тема: «Русская равнина»
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.
Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.
Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.
Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.
Крайние точки: Куршская коса.
Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский Кряж.
Горы: Хибины.
Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,
Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.
Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.
Тема: «Кавказ»
Моря: Азовское, Чёрное.
Заливы: Таганрогский.
Проливы: Керченский.
Полуострова: Таманский.
Крайние точки: гора Базардюзю.
Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.
Горы: Большой Кавказ.
Вершины: Казбек, Эльбрус.
Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.
Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.
Каналы: Ставропольский.
Заповедники: Тебердинский.
Тема: «Урал»
Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.
Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.
Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.
Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.
Тема: «Западная Сибирь»
Моря: Карское.
Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.
Острова: Белый.
Полуострова: Гыданский, Ямал.
Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.
Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.
Озёра: Кулундинское, Чаны.
Заповедники: Гыданский, Юганский.
Тема: «Средняя и Северо-Восточная Сибирь»
Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.
Заливы: Енисейский, Хатангский.
Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.
Острова: Новосибирские острова, Северная Земля.
Полуострова: Таймыр.
Крайние точки: мыс Челюскин.
Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.
Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.
Вершины: Победа.
Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.
Озёра: Таймыр.
Водохранилища: Вилюйское.
Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.
Тема: «Горы Южной Сибири»
Равнины: Витимское плоскогорье.
Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.
Вершины: Белуха.
Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.
Озёра: Байкал, Телецкое.
Водохранилища: Братское, Красноярское.
Заповедники: Алтайский, Баргузинский.
Тема: «Дальний Восток»
Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.
Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.
Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.
Полуострова: Камчатка, Чукотский.
Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.
Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.
Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.
Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.
Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.
Озёра: Ханка.
Водохранилища: Зейское.
Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, «Остров Врангеля».













Дополнение к рабочей программе по географии в 8 классе:

В нашей школе в 8 «Г» классе обучаются 2 учащихся VII вида (с задержкой психического развития) – К. Максим, К. Анна.
Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материла с реальной жизнью.
Система работы коррекционно-развивающего обучения направлена на восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности обучающегося, его работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
Основными принципами содержания программы коррекционной работы в образовательном учреждении являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер. На данном этапе необходимо, учитывая учебную нагрузку, особенности ребенка, правильно построить процесс работы. Важно не перегрузить обучающегося, сформировать положительную мотивацию на совместную деятельность, учесть индивидуальные особенности личности, особенности социального окружения.
Особенности организации урока при обучении учащихся VII вида (с ЗПР):
1. Соблюдение психогигиенических требований к организации урока и соблюдение здоровьеохранительного режима (разумное чередование различных видов деятельности, игровых и проблемных ситуаций, позволяющих ребенку сохранять работоспособность на протяжении всего урока).
2. Обеспечение мотивационной готовности к решению стоящих на уроке задач. Использование с этой целью упреждающего предъявления этих задач, организации предварительной подготовки к их решению (в том числе средствами домашних заданий поискового характера), включения в деятельность контроля за успешностью их достижения.
3. Соответствие информационной и деятельностной насыщенности учебного занятия психофизиологическим возможностям ученика. Учет психического состояния в процессе занятия и оперативный отклик на него возможным изменением форм, методов работы.
4. Построение учебных заданий, ориентированных на преобладание продуктивных методов учебной деятельности учащихся над репродуктивными. Обеспечение субъективной позиции обучающегося на всех этапах учебного занятия - этапе освоения новых знаний, их закрепления, применения, проверки и оценки результатов учебной работы.
5. Оснащение учебного занятия дидактическими пособиями, объективирующими перспективные и этапные учебные цели, формы фронтальной и индивидуальной помощи ученику (таблицы, схемы, алгоритмы, правила, памятки и т.п.), средства обеспечения оперативной обратной связи (сигнальные карточки и т.д.)
Данная программа по географии в целом доступна учащимся с ЗПР. Ввиду психологических особенностей обучающихся с ЗПР, ставится коррекционная цель («Коррекционные цели» в разделе «Календарно-тематическое планирование»), которая включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция и развитие памяти;
коррекция и развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умений сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность;
воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи:
коррекция нарушений речи;
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря.
Календарно-тематическое планирование скорректировано в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.



Календарно-тематическое планирование по географии для учащихся 8 «Г» класса,
учебник: И.И. Баринова. География: природа России.- М.: Дрофа, 2013.


урока
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки обучающихся VII вида (с ЗПР)
Коррекционно-развивающие цели
Д/З
§
Дата









по
плану
по
факту

Введение (1 час)



1.
Что изучает география России.

1
Изучение нового материала
Знать: предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации.
Уметь: объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.
Знать: предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации.
Уметь: объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических проблем страны.
Развитие и концентрация внимания и памяти
с.3-6



Пространства России (6 часов)

2.
Географическое положение России.
Практическая работа № 1 «Обозначение на к/к границы, соседних государств, край-них точек, морей».
1
Практикум
Знать: особенности ГП России; пограничные государства; размеры территории, морские и сухопутные границы; крайние точки России.
Уметь: показывать и называть факторы, определяющие г/п России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны.
Знать: особенности ГП России; пограничные государства; размеры территории, морские и сухопутные границы; крайние точки России.
Уметь: показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны.
Формирование обобщённых представлений и систематизация знаний
§1,
к/к



3.
Входной
контро контроль знаний.
1
Урок контроля и проверки


Формирование и систематизация знаний




4.
Моря, омывающие берега России.
1
Изучение нового материала
Знать: моря Северного Ледовитого океана, моря Тихого океана, моря Атлантического океана; экологические проблемы, межокеанические водоразделы.
Уметь: показывать моря и океаны на карте.
Знать: моря Северного Ледовитого океана, моря Тихого океана, моря Атлантического океана; экологические проблемы.
Уметь: показывать моря и океаны на карте.
Развитие практических навыков,
развитие комбинаторных способностей
§2,
к/к



5.
Россия на карте часовых поясов.
Практическая работа №2: «Решение задач на определение поясного времени для различных пунктов России».
1
Практикум




Знать: часовые пояса, местное и поясное время, линии перемены дат, декретное время в РФ.
Уметь: определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.
Знать: часовые пояса, местное и поясное время, линии перемены дат, декретное время в РФ.
Уметь: определять разницу во времени по карте часовых поясов; показывать на карте субъекты РФ.
Развитие практических навыков, навыков само-контроля и самоанализа
§3, вопросы



6.
Формирование, освоение и изучение территории России.
1
Изучение нового материала
Знать: землепроходцев.
Уметь: по карте определять географические объекты носящие имена русских исследователей.
Знать: землепроходцев.
Уметь: по карте определять географические объекты носящие имена русских исследователей.
Развитие способности к установления причинно-следственных связей
§4, повторить тему



7.
Обобщающий урок по теме «Пространства России».
1
Урок обобщения и системати-зации знаний
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой работы.
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой работы.
Формирование обобщённых представлений и систематизация знаний
повторить тему



Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (24 часа)
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (6 часов)

8.
Особенности рельефа России. П/р №3: «Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и п/и».
1
Изучение нового материала
Знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России.
Уметь: показывать на карте эти объекты.
Знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России.
Уметь: показывать на карте эти объекты.
Развитие практических навыков, навыков само-контроля и самоанализа
§5, номенклатура



9.
Геологическое строение территории России.
1
Изучение нового материала
Знать: геохронологическую таблицу, строение земной коры; особенности рельефа страны.
Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу.
Знать: строение земной коры; особенности рельефа страны.
Уметь: читать тектоническую, геологическую карты.
Развитие моторной памяти, развитие сенсомоторики
§6, вопросы



10.
Минеральные ресурсы России.
1
Практикум
Знать: месторождения и бассейны полезных ископаемых, виды полезных ископаемых, процессы.
Уметь: показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства. Оценивать условия добычи.
Знать: месторождения и бассейны полезных ископаемых, виды полезных ископаемых.
Уметь: показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства.
Развитие коммуникатив-ных навыков, повышение согласованности взаимодействий
§7, вопросы



11.
Развитие форм рельефа.
1
Практикум
Уметь: приводить примеры
изменений в рельефе под влиянием различных факторов
Уметь: приводить примеры
изменений в рельефе под влиянием различных факторов
Развитие конвергентного мышления
§8,
вопросы



12.
Рельеф Камчатки, полезные ископаемые. Р.К.
1
Практикум


Коррекция внимания и памяти
учить номенкла-туру



13.
Обобщающий урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые».
1
Урок обобщения и системати-зации знаний
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой работы.
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой работы.
Формирование обобщённых представлений и систематизация знаний
повторить тему



Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5 часов)

14.
От чего зависит климат нашей страны.
Практическая работа № 4: «Определение суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны».
1
Практикум
Знать: закономерности распределения суммарной солнечной радиации.
Уметь: приводить влияние климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.
Знать: закономерности распределения суммарной солнечной радиации.
Уметь: приводить влияние климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.
Развитие практических навыков

§9, вопросы



15.
Типы климатов России.
Практическая работа №5: «Анализ климатических карт, характеристика климата отдельных территорий».
1
Практикум


Развитие практических навыков

§10,
к/к



16.
Зависимость человека от климата. Агроклиматичес-кие ресурсы.
1
Изучение нового материала


Развитие дивергентного мышления, развитие практических навыков
§11, повторить тему «Климат и клима-тические ресурсы»



17.
Особенности климата Камчатки. Характеристика сезонов года. Р.К.

Изучение нового материала


Развитие слуховой памяти, развитие логических навыков
конспект



18.
Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы».
1
Урок обобщения и системати-зации знаний
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой работы.
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой работы.
Формирование обобщённых представлений и систематизация знаний
повторить тему



Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

19.
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Практическая работа № 6: «Составление характеристики одной из рек».
1
Практикум
Уметь: показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком, использования реки в хозяйственных целях; давать характеристику рек и крупных озер страны; объяснять значение каналов и водохранилищ.
Уметь: показывать на карте реки России, озера, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком, использования реки в хозяйственных целях.
Развитие практических навыков

§12, вопросы



20.
Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
1
Изучение нового материала


Развитие способности к установлению причинно-следственных связей
§13, вопросы, сообщение



21.
Водные ресурсы. Охрана вод.
П/Р № 7: «Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений».
1
Практикум


Развитие практических навыков

§14



22.
Внутренние воды и водные ресурсы Камчатки. Р.К.
П/Р № 8: «Сравнительная оценка обеспечен-ности водными ресурсами своего региона».
1
Практикум


Развитие практических навыков

учить номен-клатуру



23.
Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».
1
Урок обобщения и системати-зации знаний
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой работы.
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой работы.
Формирование обобщённых представлений и систематизация знаний
повторить тему



Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (4 часа)

24.
Образование почв и их разнообразие.
1
Изучение нового материала
Уметь: объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья»; необходимость охраны почв, рационального использования земель; называть факторы почвообразования; свойства основных типов почв.
Уметь: объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья»; называть факторы почвообразования; свойства основных типов почв.
Развитие
словесно -
логического мышления
§15, вопросы



25.
Закономерности распространения почв.
Практическая работа № 9: «Определение условий почвообразования для основных типов почв».
1
Практикум


Синтез деятельности анализаторов
§16, сообщения



26.
Почвенные ресурсы.
1
Изучение нового материала


Развитие комбинаторных способностей
§17



27.
Обобщение по теме «Почвы России».
1
Урок обобщения и системати-зации знаний


Формирование обобщённых представлений и систематизация знаний
повторить тему



Тема 5. Растительный и животный мир (4 часа)

28.
Растительный и животный мир России.

1
Практикум

Знать: ресурсы животного и растительного мира. Уметь: приводить примеры использования человеком ресурсов животного и растительного мира; объяснять причины изменения живой природы под влиянием человека; значение животного и растительного мира в жизни человека.
Знать: ресурсы животного и растительного мира. Уметь: приводить примеры использования человеком ресурсов животного и растительного мира; значение животного и растительного мира в жизни человека.
Развитие умений сравнивать, анализировать
§18, сообщение



29.
Биологические ресурсы.
Охрана растительного и
животного мира.

1
Изучение нового материала


Развитие описательной устной речи на основе плана
§19, вопросы



30.
Флора и фауна Камчатки. Р.К.
1
Изучение нового материала


Развитие наглядного-образного мышления
конспект



31.
Природно – ресурсный потенциал России.

1
Урок усвоения нового материала


Развитие
умения
планировать свою
работу
§20



Раздел II. Природные комплексы России (29 часов)
Тема 1. Природное районирование (6 часов)

32.
Разнообразие ПК России. Моря как крупные ПК.
1
Урок усвоения нового материала




Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.




Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.
Развитие навыков соотносительного анализа
§21, 22
вопросы



33.
Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра.
П/Р № 10: «Выявление зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон».
1
Практикум


Развитие практических навыков

§23, заполнить таблицу



34.
Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.
1
Урок применения знаний и умений


Развитие
умения
планировать свою
работу
§24,
заполнить таблицу



35.

Безлесные зоны на юге России: степи полупустыни и пустыни.

1
Урок применения знаний и умений


Развитие слуховой памяти, развитие логических навыков
§25,
заполнить таблицу



36.
Высотная поясность.
1
Урок усвоения нового материала


Развитие описательной устной речи на основе плана
§26, вопросы



37.
Обобщение по теме «Природные комплексы России».
1
Урок контроля и проверки


Формирование обобщённых представлений и систематизация знаний
повторить



Тема 2. Природа регионов России (23 часа)

38.
Русская (Восточно-Европейская) равнина

1
Изучение нового материала
Знать: зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории.
Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека.
Знать: зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории.
Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов; характеризовать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека.


Развитие аналитико-синтетической деятельности (на основе упражнения в составлении целого)
§27,
учить номенкла-туру



39.
Природные комплексы русской равнины. Памятники природы
1
Изучение нового материала


Коррекция диалогической речи
§28, сообщение



40.
Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины
1
комбинированный


Развитие
словесно -
логического мышления
§29



41.
Р.К. Географическое положение Камчатского края.
1
Изучение нового материала
Уметь: показывать и называть факторы, определяющие географическое положение республики; читать тектоническую, геологическую карты, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель; приводить примеры значения растительного и животного мира в жизни людей знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории.
Уметь: показывать и называть факторы, определяющие географическое положение республики; читать тектоническую, геологическую карты, показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; объяснять понятия: земельные ресурсы, с/х угодья; называть факторы почвообразования; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель; приводить примеры значения растительного и животного мира в жизни людей знать законы об охране природы; рациональное природопользование, особо охраняемые территории.
Развитие описательной устной речи на основе плана




42.
Р.К. Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые Камчатского края.
1
комбинированный


Развитие способности к установления причинно-следственных связей




43.
Р.К. Особенности климата Камчатского края.

1
комбинированный


Развитие навыков соотносительного анализа




44.

Р.К. Природные зоны Камчатского края.


1
Изучение нового материала


Развитие
умения
планировать свою
работу





45.
Проблемы взаимодействия природы и человека на территории края.
Охраняемые объекты

1
Изучение нового материала


Развитие слуховой памяти, развитие логических навыков




46.
Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России.
1
Путешествие
Знать: зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории.
Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека.
Знать: зависимость характера рельефа от строения земной коры.
Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов; характеризовать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека.


Развитие описательной устной речи на основе плана
§30,
сообщение



47.
Природные комплексы Северного Кавказа.
1
Практикум


Развитие
словесно -
логического мышления
§31,
вопросы



48.
Урал – «каменный пояс» Земли русской
П/Р № 11: «Характеристика особенностей природы и ресурсов Урала».
1
Практикум


Развитие практических навыков

§32,
задания после §



49.
Своеобразие природы Урала

1
Комбинированный


Развитие и концентрация внимания и памяти
§33, сообщения Природные уникумы Урала



50.
Природные уникумы Урала. Экологические проблемы
1
Изучение нового материала


Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму
§34



51.
Западно-Сибирская равнина: особенности природы.
1
Изучение нового материала


Развитие навыков соотносительно-го анализа
§35, вопросы



52.

Природные ресурсы Западной Сибири.
Проблемы их освоения.
П/Р № 12: «Обозначение на к/к географического положения, форм рельефа, месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Западно-Сибирской равнины».
1
Практикум


Развитие практических навыков

§36, вопросы



53.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1
Комбинированный


Развитие аналитико-синтетической деятельности
§37, сообщения Природные районы Восточной Сибири



54.
Природные районы Восточной Сибири.
1
Формирование новых знаний


Развитие логического мышления (на основе сравнения, сопоставления)
§38,
сообщение о Байкале



55.
Жемчужина Сибири – Байкал.
1
Комбинированный


Развитие слухового внимания и логического соотнесения
§39, вопросы



56.
Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.
1
Изучение нового материала


Развитие оперативной памяти
§40, заполнить таблицу



57.
Дальний Восток - край контрастов.


1
Формирование новых знаний


Развитие
словесно -
логического мышления
§41, вопросы



58.
Природные комплексы Дальнего Востока.

1
Изучение нового материала


Развитие и концентрация памяти,
внимания.
§42,
сообщения на тему Памятники природы



59.
Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

1
Комбини-рованный


Синтез деятельности анализаторов
§43,
повторить «Природа регионов России»



60.
Контрольная работа по теме «Природа регионов России».
1
Урок контроля и проверки знаний


Формирование обобщённых представлений и систематизация знаний
повторить тему



Раздел III. Человек и природа (8 часов)

61.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1
изучения нового материала
Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.
Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.
Знать: антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.
Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании.
Развитие аналитико-синтетической деятельности
§44, вопросы



62.


Воздействие человека на природу.
Практическая работа № 13. «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека».
1
Практикум


Развитие практических навыков

§45, вопросы



63.
Рациональное природопользова-ние.
1
изучения нового материала


Развитие связной речи, коррекция зрительного восприятия
§46, вопросы



64.
Экологическая ситуация в России.
1
Комбинированный


Развитие коммуникативных навыков
§47 , вопросы



65.
Обобщающий урок по теме «Человек и природа».
1
Урок обобщения и системати-зации знаний


Формирование обобщённых представлений и систематизация знаний
повторить тему



66.
Итоговая контрольная работа.

1
Урок контроля и проверки знаний


Систематизация знаний, развитие навыков само-контроля, самоанализа




67.
Повторение темы «Географическое положение России».
1
Урок закрепле-ния знаний



Развитие
словесно -
логического мышления




68.
Повторение темы «Особенности рельефа России».
1
Урок закрепле-ния знаний


Синтез деятельности анализаторов





Резерв: 2 часа.

Учебно-методические средства:
1.Учебник: И.И. Баринова. География: природа России.- М.: Дрофа, 2011.
2. Атлас. «География России» 8 класс.- М.: Дрофа, 2014.
3. Контурные карты «География России. 8 класс».
4. Контрольно-измерительные материалы по курсу.
5. Технические средства обучения (мультимедиа, аудио- и видео материалы).
6. Дидактические карточки-задания по географии России. 8 класс./ И.И. Баринова. - М.: изд. Генжер, 1998.
7. География России в схемах и таблицах (по новому образовательному стандарту)./ Е.М. Курашева.- М.: изд. Экзамен, 2011.
8. Практические работы по географии 6-10 классы./ В.И. Сиротин. - М.: изд. АРКТИ, 2006.
9. Природные комплексы России. Методические разработки уроков географии для учащихся 8-9-х классов./ Л.В. Михайлова. – Петропавловск-Камчатский, 2009.
10. Мастер – класс учителя географии 8 класс. Н.В. Болотникова. М.: изд. Планета, 2014.
11. Электронное интерактивное приложение. Мастер – класс учителя географии 8 класс.
Образовательные электронные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Портал информационной поддержки ЕГЭ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Серия учебных компьютерных программ 1С: Репетитор по географии, Контрольно-диагностические системы серии Репетитор.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сетевое объединение методистов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -«Учительская газета».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - образовательный сервер «Школы в Интернет».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета «Первое сентября».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Все образование Интернета.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/
Рабочее место учителя (оборудование)
1. персональный компьютер;
2. проектор.









МБОУ «Елизовская средняя школа №1 имени М.В. Ломоносова» г. Елизово, Камчатский край

13PAGE 15






15