Преподавание дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» с помощью информационных компьютерных технологий.


Рычкова Р. А.
Преподавание дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» с помощью информационных компьютерных технологий.
Рычкова Ризида Ашимовнапреподаватель технических дисциплин Государственное автономное профессиональное образовательное учреждние Уфимский топливно-энергетический колледж
Текст аннотации: Совершенствования информационных технологий стимулируют нововведения в сфере образования. Разработка, распространение и применение современных компьютерных и телекоммутационных технологий являются основным фактором развития инновационного учебного процесса.
Текст тезисов: Приведение учебных планов в соответствие с Государственными образовательными стандартами специальностей нового поколения, изменение требований к подготовке инженеров-энергетиков, вызванное использованием компьютерных технологий и автоматизацией процессов управления, определяют интенсификацию учебного процесса.
В ФГОС СПО в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ перечислены компетенции, которыми должен обладать выпускник. Из этих компетенций хочется выделить следующие: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером, как средством управления информацией, способностью к работе с информацией в компьютерных сетях.
Одна из читаемых мной дисциплин «Метрология, стандартизация и сертификация» является базовой общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла для студентов всех направлений и обеспечивает фундаментальную основу для последующего изучения специальных дисциплин. Она должна формировать у студентов профессиональные компетенции: способность оценивать результаты измерений, проводить обработку результатов экспериментальных исследований, умение анализировать качество продукции и управлять технологическими процессами.
Изменение и совершенствование методик обучения метрологии, стандартизации и сертификации связано с инженерным содержанием курса, адекватно отражающим современное состояние теории, в частности, ее новые важные методы, подходы и направления развития и новые области ее практического применения в технике.
Её изучение предусматривает выполнение лабораторных и практических работ, что требует фундаментальных знаний соответствующих разделов математики, физики и других наук. Усвоение такого большого и сложного потока информации невозможно без применения современных средств и методов обучения, и в частности, без применения компьютерной техники и программного обеспечения. В настоящее время многие студенты имеют персональные компьютеры и в связи с этим появляются реальные возможности для перенесения значительной части учебных занятий студентов (практические и лабораторные работы) в разряд самостоятельной работы.
А разработка электронных учебников и методических указаний позволяет самостоятельную и индивидуальную работу студентов наполнить новым содержанием, индивидуализировать обучение, осуществлять эффективный текущий и итоговый экспресс-контроль.
Хочется еще сказать о компьютерном моделирование в рамках учебно-лабораторного практикума по метрологии, который выигрывает по сравнению с традиционным. При этом замена натуральных экспериментов их компьютерным моделированием может компенсировать недостаток современных дорогостоящих технических средств, зачастую представляющих собой модели, имитирующие реальные установки и технологии. Студенты частично могут выполнить лабораторный практикум дома, а в колледже защитить отчёты, это позволит увеличить время индивидуальных консультаций, что даёт высокую эффективность в освоении теоретического материала. Ещё одной из актуальных задач современного учебного процесса является объективный итоговый контроль знаний студентов. Компьютерные экзамены и зачёты обеспечивают объективный подход к оценке знаний каждого студента, значительно сокращает время проведения экзамена или зачёта, позволяет студенту потренироваться в сдаче экзамена дома, что снижает психологическую нагрузку экзаменуемых.
Обще профессиональные дисциплины должны создать базу для подготовки высоко компетентных специалистов. Хорошие знания этих дисциплин дают возможность студентам творчески решать возникающие перед ними задачи и улучшить качество изучения специальных дисциплин, дисциплин по смежным профессиям, качество труда на производстве и, следовательно,добиться успехов в жизни.
Я вижу в компьютере эффективное средство подготовки компетентных специалистов.
Кроме того, в сфере метрологии, стандартизации и оценки соответствия очень подвижная правовая и нормативная база. Поэтому необходимо оперативно следить за новыми документами. Сегодня в стране насчитывается более 24 тысяч национальных стандартов, а еще есть своды правил, классификаторы информации, технические регламенты, которые содержат огромный объем информации. Задача — все это грамотно и быстро довести до студента как с точки зрения закона, нормативной документации, так и с точки зрения практического использования на каждом рабочем месте. Как это сделать? Помогает современный подход к организации учебного процесса.
Компьютер действительно очень удобен. Считанные секунды и компьютер выдает нам необходимую информацию — текстовую, графическую, таблицы, картинки и т. д. В этих условиях очень легко разбирать нормативные документы или конкретные примеры. Нужны последние данные — пожалуйста, беспроводной Интернет позволяет мгновенно зайти на любой сайт и получить необходимую информацию. Например, на сайте Росстандарта можно найти единый реестр сертификатов и деклараций, созданный в соответствии с законом “О техническом регулировании”.
Молодежь непоседлива. Им надо получить нужный результат сразу. А его можно получить из Интернета, не тратя время на просмотр печатных носителей.
Наша задача — сделать из молодых людей настоящих специалистов с учетом реалией наших дней, а реалии таковы: современные студенты большую, если не сказать всю информацию черпают из интернета. И у меня, как у современного преподавателя стоит простая задача: увеличить использование студентами интернета в целях овладения знаниями в области изучаемых дисциплин.
Список литературы
Папанцева Е.И., Бондарь М.С. Информатизация образовательного процесса при преподавании дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», стр. 148-151, 2011г, Российская академия естествознанияСкрипкин А.П. Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», ЖГМК
Интернет ресурсы