Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Основы обучения игре на музыкальном инструменте детей и взрослы. Фортепиано

Управление культуры
Администрации Муниципального образования Надымский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств п.Правохеттинский»







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ »

«ФОРТЕПИАНО»















п. Правохеттинский,
2015 г.









Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Срок реализации учебного предмета..
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Цели и задачи учебного предмета
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета


Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Методическое обеспечение учебного процесса
V. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы;
Список рекомендуемой методической литературы;


















1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Основы обучения игре на музыкальном инструменте детей и взрослых. Фортепиано» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие желающих обучаться. Программа имеет общеразвивающую направленность.
Обучающийся, с помощью педагога, должен реализовать свои музыкальные и творческие способности, научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями.
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления обучающихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. 
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры и необходимые навыки самостоятельной работы.
2. Срок реализации учебного предмета 
Срок реализации учебного предмета составляет 9 месяцев. Учебный год с сентября – май)
3. Объем учебного времени, предусмотренный   на реализацию предмета «Фортепиано»
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 или 2 часа аудиторных занятий в неделю.
Программа предмета "Фортепиано" предусматривает обязательную самостоятельную работу обучающегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.


«Фортепиано». Срок обучения 9 месяцев

1 занятие в неделю
2 занятия в неделю


Максимальная учебная нагрузка
108
216

Аудиторные занятия
36
72

Самостоятельная работа
72
144


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося, его музыкальные возможности, эмоционально - психологические особенности, способности
5. Цели и задачи учебного предмета «Фортепиано»
 Цель: 
- обучить основам игры на фортепиано.
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства. 
Задачи: 
– развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение его музыкального кругозора,
– овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований; 
– обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле; 
6. Методы обучения 
При работе с обучающимися преподаватель использует следующие методы: 
– словесные (объяснение, беседа, рассказ); 
– наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение); 
– эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений); 
– практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений). 
7. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв. м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). 
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены. 
II. Содержание учебного предмета
Обучаясь Основам обучения игре на фортепиано
Обучающийся должен знать:
строение инструмента, его выразительные возможности;
ноты и их расположение на клавиатуре;
основы нотной грамоты;
правила посадки за инструментом, положение корпуса, рук, ног;
элементарные музыкальные термины;
основные способы звукоизвлечения

Уметь:
правильно и удобно сидеть за инструментом;
контролировать свободу аппарата;
воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах;
читать с листа легкий текст;
выразительно исполнять несложные музыкальные произведения в полном соответствии с их художественными и техническими задачами;
слушать мелодическую линию, соотношение мелодии и аккомпанемента;
осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;
эмоционально воспринимать музыки;
передавать характер музыкального произведения;
играть в ансамбле с педагогом
подбирать и транспонировать от разных звуков короткие попевки и знакомые мелодии.
иметь навыки:
формирование комплекса специальных навыков: звуковысотного слуха; ладового чувства, элементарного чувства ритма.
формирование музыкально-исполнительских навыков;
проявление интереса к музыкальным знаниям;
формирование навыков чтения с листа, подбора по слуху;

Учебно-тематический план

№ п/п
Учебный раздел

1
Формирование музыкальных интересов

2
Знакомство с инструментом фортепиано

3
Изучение нотной грамоты

4
Организация игрового аппарата

5
Развитие координации движений

6
Развитие музыкального слуха

7
Формирование навыков слухового самоконтроля

8
Работа над музыкальными средствами выразительности

9.
Чтение с листа

10.
Музыкальные способности и их развитие в процессе обучения игре на фортепиано.

11.
Формирование навыка ансамблевой игры несложных пьес.

12
Освоение навыка разновесовой игры в пьесах с развитой линией аккомпанемента

13
Первоначальные приемы педализации

14.
Развитие творческих навыков обучающихся.



Содержание изучаемого курса
Формирование музыкальных интересов включают в себя беседы о музыке, знакомство с творчеством композиторов, слушание музыки, движения под музыку, музыкальные игры. Занятия – творческий процесс. Важно сохранить любовь к музыке и развить интерес к музыкальным занятиям.
Знакомство с инструментом фортепиано. Необходимые знания: об истории фортепиано, устройстве клавишного инструмента, о функции педалей, тембровом разнообразии инструмента.
Изучение нотной грамоты. Знакомство с клавиатурой, с белыми и чёрными клавишами, с октавами, со скрипичным и басовым ключами, расположение нот на нотном стане; музыкально-ритмическое воспитание: размер, тактовая черта, затакт; изучение элементарных музыкальных теоретических понятий; интервалы, трезвучия (аккорды), мажор, минор; освоение штрихов: нон легато, легато, стаккато.
Организация игрового аппарата. Правильная посадка во время игры, гимнастика, «дыхание», постановка рук, пальчиковые упражнения и упражнения за инструментом.
Развитие координации движений (включающий мышление, слух и игровые движения) – одна из главных проблем обучения игре на фортепиано. Навыки координации необходимые для овладения самыми элементарными пианистическими приёмами при разучивании пьес в порядке постепенного возрастания трудностей:
Одноголосных песенок двумя руками поочерёдно
Пьес двумя руками одновременно, где сопровождающий элемент предельно лёгкий и удобно расположенный
Организация внимания слухового контроля игровых движений в процессе соединения двух различных элементов.
Развитие музыкального слуха. Музыкальный слух, его различные стороны. Абсолютный и относительный слух. Интенсивное развитие в процессе обучения игре на фортепиано мелодического, гармонического и тембрового слуха. Развитие чуткости к динамическим градациям. Воспитание активного музыкального слуха – «предслышания», внутреннего слуха, умения «слушать себя» – контролировать свою игру, проверяя соответствие реального звучания задуманному.
Активизация развития слуха всевозможными способами – путём транспонирования, пения всех голосов музыкальной ткани, игры в ансамблях, чтения с листа, слушания музыки с нотами, занятий по нотам без инструмента и т.д. Развитие слуха – развитие музыкального мышления.
Формирование навыков слухового самоконтроля. Культура звука, первое прикосновение к клавише; работа над звуком, ощущение горизонтального движения мелодии и развитие музыки.
Работа над музыкальными средствами выразительности.
Работа над выразительностью исполнения мотива, фразы, каждого голоса и их сочетания (с подголосками, аккомпанементом), темпом как средством выразительности и образности, над осмыслением содержания музыкального текста и характера музыки. Понятие образа, музыкального образа, музыкальных средств выразительности.
Чтение с листа
Приобретение навыка игры с листа. Умение грамотно и быстро проигрывать нотный текст.
Музыкальные способности и их развитие в процессе обучения игре на фортепиано.
Музыкальные задатки. Музыкальные способности. Музыкальная одарённость. Вопросы классификации. Творческие задатки, предпосылки их развития.
Способы определения музыкальных способностей. Достоинства и недостатки существующей системы диагностики музыкальных способностей. Степень условности в определении музыкальных способностей.
Поэтапное определение музыкальных способностей.
Музыкальность – отзывчивость на музыку, способность к «переживанию» музыки. Развитие музыкальности (под влиянием многообразных и ярких впечатлений). Воспитание силы и яркости воображения. Конкретность детского воображения. Особенность воображения музыканта-инструменталиста – опора на слухомоторные представления.
Развитие чувства ритма на основе постепенного регулярного накопления разнообразных музыкально-ритмических представлений. Слуховое, зрительное, двигательное постижение ритма.
Музыкальная память. Виды музыкальной памяти (слуховая, зрительная, двигательно-моторная, тактильная, логическая и др.). Способы развития музыкальной памяти. Слуховые представления и моторика. Пути развития двигательно-технических способностей.
Возможность развития способностей в процессе активной целеустремлённой деятельности. Проблемы творческого самовыражения. Важность совместной творческой концертной просветительской работы учителя и учеников.
Формирование навыка ансамблевой игры не сложных пьес.
Одним из важнейших условий реализации развивающих возможностей ансамблевой игры является овладение технологией изучения ансамблевого произведения. Учебное партнерство предполагает две основные формы: «преподаватель-ученик» «ученик-ученик». С начинающими учениками, как правило играет сам преподаватель. В пьесах предназначенных малышам первая партия является одноголосной, а вторая - басовая для преподавателя содержит гармоническое сопровождение полифонически обогащающее фактуру.
В фортепианном дуэте «ученик-ученик» партнерами обычно становятся дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. К первым шагам в овладении ансамблевой техникой можно отнести следующие разделы начального обучения:
особенности посадки и педализации при четырехручном исполнении на одном фортепиано;
способы достижения синхронности при взятии и снятии звука;
равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами;
согласование приемов звукоизвлечения;
передача голоса от партнера к партнеру;
соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами;
соблюдение общности ритмического пульса.
Освоение навыка разновесовой игры в пьесах с развитой линией аккомпанемента. Разновесовая игра это умение учащегося концентрировать свое внимание над мелодической линией и партией аккомпанемента. Управлять мышечным тонусом рук, для приобретения навыка разновесовой игры. На данном периоде обучения учащийся учится управлять весом своих рук в разной степени, сопоставляет мелодическую линию и аккомпанемент.
Первоначальные приемы педализации. Приступать к изучению педализации следует лишь тогда, когда ученик уже получил известную пианистическую подготовку, начал приучаться слушать себя и овладел в известной степени навыком исполнения legato. Рассказ о педали, как правильно нажимать педальную лапку, какие виды педали существуют в фортепианном исполнительстве. В качестве овладения педалью можно использовать различные виды упражнения.
Развитие творческих навыков обучающихся.
Воспитание творческого подхода ребёнка к любому заданию. Занятия подбором по слуху, транспонированием, сочинением и импровизацией в доступной для ребёнка форме – важный компонент обучения музыке, одна из основных тенденций современной музыкальной педагогики.
Подбор по слуху. Материал для подбора – несложные попевки и песенки. Постепенное усложнение материала для подбора. Воспитание умения анализировать строение мелодии, её ритмические особенности.
Различные пути приобщения детей к музыкальному творчеству. Стимулирование детского творчества в разных формах:
Сочинение стихотворных фраз и попевок к картинам с изображением зверей, птиц, известных персонажей из сказок и мультфильмов;
Развитие детской реакции на изменения характера, темпа, лада, динамики, штрихов в процессе совместного музицирования с педагогом.
Формирование начальных навыков ритмической и мелодической импровизации (игра в «эхо», исследование простейших ритмических и мелодических образцов, ритмизация и мелодизация слов, фраз, ритмический контрапункт, импровизация замкнутых форм и т.д.).
Первые опыты импровизации и сочинения. Продолжение мелодического отрывка, сочинение «ответа» на «вопрос», сочинение баса или сопровождения к мелодии в разных фактурных вариантах, музыкальная импровизация на заданный словесный текст.

Методические рекомендации при работе над Чтением с листа.
Задачей преподавателя является обще-музыкальное развитие учащихся, т.е. его способностей, интеллекта, профессионального слухового сознания. Одним из путей, ведущих к решению этой задачи является формирование навыка чтения нот с листа на уроках специальности и в домашних занятиях. Однако, несмотря на то, что важность этой работы признается всегда и всеми (т.к. знаем, что ученик, плохо читающий с листа, медленно и неграмотно разбирает, плохо развивается технически и музыкально и т.д.) ,а между тем чтению с листа не всегда уделяется должное внимание.
Рассмотрим основные положения, которые могут быть использованы при овладении навыками беглого чтения музыкального текста.
1.Зрительное ознакомление
Перед разучиванием музыкального произведения рекомендуется предварительно изучить его зрительно. Анализ произведения на начальном этапе обучения сводится к элементарным понятиям. Прежде всего следует определить метр и тональность как конкретную высоту лада. Существенно влияет на качество чтения нот с листа способность видеть и запоминать нотный текст несколько ранее его исполнения. Овладение этим навыком, в конечном итоге, дает возможность играть с листа без остановок, т.к. все встречающиеся особенности нотного текста заранее фиксируются нашим сознанием, а исполнительские средства приспосабливаются к ним. Степень охвата зрением нотного текста зависит от фактуры произведения, ее характера, сложности изложения материала, музыкального кругозора исполнителя, его умения догадываться о логическом продолжении музыкального материала. В данном случае исполнитель зрительно опережает свою игру на такт или два и более; в другом случае удается прочитать I аккорд или несколько звуков. Совершенно недопустимо проводить чтение с листа как следование одного звука за другим, без точного соблюдения метроритмических длительностей. В таких случаях игра становится хаотичной и исполнитель теряет представление о музыкальном произведении. Игра приобретет осмысленный характер тогда, когда зрительное восприятие произведения будет опережать его исполнение . Для этого нужно развивать внутренний слух.
2. Внутренний слух
Для развития внутреннего слуха рекомендуется подбирание мелодий, игрой по слуху. Более музыкально подготовленные учащиеся, одновременно с этим могут проследить за построением и развитием музыкального сочинения; прочувствовать и определить его характер, темп, проследить за развитием мелодической линии, за ролью аккомпанемента и функций других голосов.
3. Вопросы аппликатуры
Правильная аппликатура – это рациональное и удобное распределение пальцев на клавиатуре. Она упрощает и облегчает исполнение произведений. Аппликатура влияет на характер исполнения и способствует основной и решающей цели – лучшему, наиболее цельному выявлению музыкального замысла. Удачный выбор аппликатуры способствует также автоматизации движений. В определении аппликатуры не должно быть случайности, небрежности. Все должно быть целесообразно и продумано. Нужно стремиться к естественной последовательности пальцев, руководствуясь в основном фактурой произведения. Однако следует обратить внимание учащихся на то, что выбор аппликатур не может быть для всех одинаково удобным.
Определение аппликатуры зависит от ряда индивидуальных особенностей рук, а также от степени фортепианной подготовки исполнителя.
4. Умение играть не глядя на клавиатуру.
При чтении с листа очень часто учащиеся испытывают затруднения, когда им приходится сосредоточить внимание на нотном тексте и играть не глядя на клавиатуру. Вместо того, чтобы последовательно и непрерывно читать нотный текст, опережать зрением свое исполнение, учащиеся «ищут» на клавиатуре нужный звук, клавишу проверяют взяв аккорд, не доверяя своему слуху. Это, естественно, вызывает частые остановки в игре, что в свою очередь лишает учащегося возможности представить музыкальное произведение в его развитии, не дает возможности разобраться в содержании и форме сочинения. Такое положение получается в результате отсутствия контакта между зрительным восприятием нотного текста и физическим ощущением клавиатуры. Для преодоления этого недостатка рекомендуется играть медленные произведения с плавным развитием мелодии и несложным сопровождением.
5. Графическое чтение
При регулярном чтении у исполнителей вырабатываются навыки читать музыкальные произведения, ориентируясь часто на его графический рисунок. Сущность этого заключается в том, что исполнители читают нотный текст не ноту за нотой, а следя за контуром движения мелодии. И, если в начале обучения это распространяется на простейшие мелодические обороты с поступенным движением или на прочтение несложных аккордовых последовательностей, то в дальнейшем такие навыки способствуют прочтению и более сложных музыкальных оборотов. «Графическое чтение» преследует цель «быстрого охвата» нотного текста, зрительного (по рисунку) определения мелодического оборота. Для графического чтения важным является определения первого (исходного) звука.
Однако следует обратить внимание на то, что навыками «графического чтения»нотного текста (как вспомогательным элементом при чтении с листа) можно пользоваться только тогда, когда исполнитель внутренне слышит, ощущает звуковысотность и ритм той музыки, которую он прочел графически.
6. Ежедневная самостоятельная работа
Хорошее чтение нот с листа не есть какая-то врожденная способность, а является результатом систематической тренировки, для овладения искусством бегло и грамотно, выразительно и сознательно читать с листа прежде всего необходимы систематические занятия, знания. Подобно чтению художественной литературы к игре с листа нужно пристраститься. Это должно стать неотъемлемой частью ежедневных занятий каждого учащегося. Чтением с листа следует заниматься ежедневно 15-20 минут. Практика показывает, что после продолжительного перерыва в чтении, дальнейшие занятия в этой области временно затрудняются.
8. Подбор репертуара
Для проведения занятий по чтению нот с листа существенное значение имеет выбор репертуара. В начальном периоде обучения рекомендуется использовать произведения с несложным сопровождением, в медленных темпах мелодическая линия не должна иметь больших скачков. Можно использовать произведения в которых мелодия прерывается паузами или остановками.
Удачный выбор произведений хорошо способствует развитию навыка зрительно охватывать большие музыкальные эпизоды, несколько ранее их исполнения на фортепиано.
Прививать учащимся навыки чтения с листа следует с первых же уроков игры на фортепиано: нужно анализировать мелодию, метроритмическую структуру, научить выбирать удобную аппликатуру, воспринимать внутренним слухом исполняемую музыку, а главное не только слушать, но и анализировать свое исполнение.

Примерный репертуарный список:
ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Арман Ж. Фугетта До мажор
Бах Й.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт соль минор,
Менуэт ре минор, Волынка ре мажор, Полонез №2 соль – минор.
Гедике А. Ригодон фа мажор.
Гедике А. Русская песня.
Караманов А. Канон соль мажор
Канон Соль - мажор.
Моцарт Л. Менуэт ре минор.
Моцарт В. Бурре до минор
Пахельбель И. Гавот ля минор
Сперонтес X. Менуэт соль мажор.
Сейксас Х.К. Менуэт до минор.
Телеман Г. Две пьесы.
Тюрк Д. Ариозо фа мажор.

КРУПНАЯ ФОРМА
Беркович И. Вариации на тему рус. нар..песни «Во саду ли, в огороде».
Беркович И. Вариации на тему грузинской песни «Светлячок»
Бейль А. Сонатина соль мажор
Вагнер Э. Сонатина, ч. I
Гедике Г. Сонатина до мажор.
Гедике А. Тема с вариациями
Клементи М. Сонатина до мажор. 1ч.
Литкова И. Вариации на тему белорусской народной песни
«Савка и Гришка сделали ду-ду».
Салютринская Т. Сонатина ре мажор.
Сильванский Н. Вариации соль минор.
Хаслингер Т. Сонатина до мажор
Хаслингер Г. Рондо из сонатины до мажор
Чичков Ю. Сонатина до-мажор.
Штейбельт Д. Сонатина до мажор

ЭТЮДЫ
Беркович И. «Маленькие этюды» № 1-14.
Гнесина Е. Подготовительные упражнения к различным видам
Фортепианной техники ( по выбору)
«Маленькие этюды для начинающих» по выбору
Гедике А. соч. 32 «40 мелодических этюдов для начинающих»
Шитте А. соч. 108 «25 маленьких этюдов» № 1-15
соч. 160 «25 лёгких этюдов» № 1-20.
«Школа игры на фортепиано», под ред.Николаева А. (по выбору)
Черни К. "Избранные фортепианные этюды" под ред. Гермера, 1 ч.

ПЬЕСЫ
Берлин П. «Пьесы для начинающих» (по выбору).
Гречанинов А. Соч.98 Детский альбом: В разлуке, Мазурка,
Маленькая сказка.
Кабалевский Д. «Избранные пьесы для детей»
соч. 27 Ночью на реке, Вроде вальса
соч.39: Вроде марша, Колыбельная, Ёжик,
Маленькая полька, На переменке, Тихая песня, На льду.
Львов-Компанеец Д. Детский альбом: Веселая песенка, Игра, Раздумье,
Бульба.
Любарский Н. Сборник легких пьес на тему украинских народных
песен: Про щегленка, Пастушок, Дедушкин рассказ, Курочка, И шумит, и гудит
Майкапар С. соч. 28 Бирюльки: В садике, Детская пьеса. Пастушок
Сказочка, Колыбельная
Слонов Ю. Пьесы для детей. Шутливая песенка, Рассказ, Разговор с
Куклой, Сказочка, Кукушка, Колыбельная
Хренников Т. Альбом пьес: Поют партизаны, Осенью, Колыбельная.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающийся, после завершения обучения должен уметь самостоятельно грамотно анализировать и разучивать произведения, выразительно исполнять на инструменте произведения, читать с листа, подбирать по слуху мелодию и простой аккомпанемент, иметь навыки транспонирования и музицирования в ансамбле, знать музыкальные понятия.
V.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Артоболевская. А. Первая встреча с музыкой. изд. «Советский композитор» Москва,1992г.
Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. Российское музыкальное издательство, 1996г.
Бакулов Ф. Хрестоматия для фортепиано. Москва «Музыка» 1992г.
Барсуков С. Веселые нотки. Изд. Феникс, Ростов – на – Дону, 2008г.
Барсуков С. Сборник пьес для фортепиано. Изд. Феникс, Ростов – на – Дону, 2008г.
Бах И.С. Нотная тетрадь А. М. Бах. «Музична Украина» Киев, 1982г.
Бердышев Л. Фортепианная музыка. Издательство «Крокус», 1997г.
Бабичева Т. Нотки – клавиши. Вып.1 Изд. «окарина» Новосибирск, 2008г.
Бабичева Т. Нотки – клавиши. Вып.2 Изд. «окарина» Новосибирск, 2008г.
Березовский. Б. Начинаю играть на рояле. изд. «Грифон», С– Петербург, 1992г.
Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. – СПб 2010.
Калинка. Альбом начинающего пианиста №1. Москва. «Советский композитор»,1991г.
Кончаловская. Н. Нотная азбука. Издательство «Олмапресс», 2000г.
Милич Б.Маленькому пианисту.изд. «Кифара» Москва, 1994г.
Милич Б.Фортепиано 1кл. изд. «Музична Украина» Киев, 1992г.
Милич Б. ДМШ 2кл. изд. «Кифара» Москва, 1994г.
Митин С. Юному пианисту 1 – 4 кл. Новосибирская книжное издательство, 1997г.
Печковская М. Букварь музыкальной грамоты. Пособие для начинающего пианиста. Москва: «Международная программа образование», 1996г.
Питерсон. Джазовые пьесы и этюды для фортепиано. Санкт- Петербург «Композитор», 1995г.
Селенкова Л. Вверх по ступенькам. Часть2 – М.2009.
Тургенева. Пианист – фантазер. Москва. «Советский композитор» 1988г.
Чернышков С.На рояле вокруг света. Фортепианная музыка 21 века. Вып. 1 изд. КЛАССИКА – XXI, Москва 2003г.
Черни К.Этюды – упражнения для начинающих пианистов, сост. А.Бакулов. вып. 1-5.
Черни К. Ежедневная разминка юного пианиста Москва «Композитор» 1992г.
Фортепьянная игра . 1-2 класс ДМШ. Под общей редакцией А. Николаева. Москва «Музыка», 1996г.
Фортепианная школа Ляховицкой для начинающих. Изд.»Композитор», С.Петербург, 1997г
26.Юный пианист. Ред.Л.Ройзмана. Москва. Советский композитор 1983г.


Методическая литература.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепьяно. – М.,1961.
Алексеев А. творчество музыканта – исполнителя. – М.1991.
Айзенштадт С. Детский альбом П.И.Чайковского .–М.: Классика – XXI, 2003.
Антонова Е., Криштоп Л. «Страх сцены» у юных музыкантов и некоторые пути его преодоления.- СПб.1997.
Баренбойм Л. Фортепианная педагогика. часть I.-М.1937.
Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. - М.: Классика – XXI, 2003.
Брейнгаупт Р. Естественная фортепианная техника.- М.1927.
Вицинский А. Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением.- М.: Классика – XXI, 2003.
Гакель Л.Величие исполнительства: М.В.Юдина, В.В.Софроницкий.- СПб.1995.
Гат Й. техника фортепианной игры. – Будапешт 1967.
Голованов В. Структурно – полифоническ4ие особенности двухголосных инвенций И.С.Баха. –М.:Композитор.1998.
Гофман И. Фортепьянная игра. Вопросы и ответы о фортепьянной игре. - М.: Классика – XXI, 2001, 2007.
Гетерман В.Возращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук. – Екатеринбург.1994.
Грицевич В. История стиля в фортепианном исполнительстве. – М.2000.
Зильберквит М. рождение фортепиано. – М.1984.
Калинина Н.Клавирная музыка Баха в фортепианном классе.- Л.1988.
Коган Г. Работа пианиста.- М.1963
Коган Г. У врат мастерства.- М.1961
Корыхалова Н. Играем гаммы.-М.1995.
Кременштейн Б. Педагогика Г.Г.Нейгауза.-М.1984.
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. - М.: Классика – XXI, 2003.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. - М.: Классика – XXI, 2003.
Либерман Е.Фортепианные сонаты Бетховена. –М.1996.
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М.:Музыка,1982.
Маккиннон Л. Игра наизусть.- М.: Классика – XXI, 2004.
Мартинсен К. методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Классика – XXI, 2003.
Мазель В. Музыкант и его руки книга вторая. Формирование оптимальной осанки.- СПб.2006.
Милич Б.Воспитание ученика – пианиста.-Киев.1979.
Мильштейн. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения. - М.: Классика – XXI, 2002.
Нейгауз Г.Об искусстве фортепианной игры. – М.1958.
Очерки по методике обучения игре на фортепиано. ред А.Николаева. –М. 1950.
Савшинский С. Пианист и его работа.-Л.1961., - М.: Классика – XXI, 2003.
Сборник статей. Как научить играть на рояле. первые шаги. - М.: Классика – XXI, 2005.
Сборник статей. Мастера советской пианистической школы. –М.1954.
Сборник статей под редакцией В.натансона. Вопросы фортепианной педагогики. – М.1967.
Сборник статей. Как исполнять Баха. Сост. - М.: Классика – XXI, 2007.
Сборник статей. Как исполнять Гайдна. Сост. Меркулов А. - М.: Классика – XXI, 2003.
Сборник статей. Как исполнять Бетховена. Сост. Засимова А. - М.: Классика – XXI, 2003.
Сборник статей. Как исполнять Моцарта. Сост. Меркулов А. - М.: Классика – XXI, 2003.
Сборник статей. Как исполнять Рахманинова. Сост. Грохотов С. - М.: Классика – XXI, 2003.
Сборник статей. Как исполнять Шопена. Сост. Засимова А. - М.: Классика – XXI, 2005.
Сборник статей под редакцией Пшибышевского Б.С. Проблемы Бетховенского стиля. – М.1932.
Сборник статей. Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Франца Фегелера и Фердинанда Риса. - М.: Классика – XXI, 2007.
Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. - М.: Классика – XXI, 2010
Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике.,ч.1 Стратегии и методики. - М.: Классика – XXI, 2007.
Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике.,ч.2 Технология презентации. - М.: Классика – XXI, 2007.
Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике.,ч.3 Интерактивное тестирование. - М.: Классика – XXI, 2007.
Терентьева Н.Карл Черни и его этюды.-СПб. 1999.
Фейенберг С. Пианизм как искусство. - М.: Классика – XXI, 2001.
Шмидт – Шкловская А.О воспитании пианистических навыков. - М.: Классика – XXI, 2002.
Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом. - М.: Классика – XXI, 2002.
Шульпяков О. работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. – СПб.: Композитор. 2005.
Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. - М.: Классика – XXI, 2004.
Щапов А. Опыт анализа фортепианной техники в ее зависимости от механических факторов. –МА.1931
Юдовина – Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог.- СПб.1996.
Яворский Б. сюиты Баха для клавира. Носина В. О символике «Французских сюит» И.С.Баха. - М.: Классика – XXI, 2002.
































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15