Проект: Реальные прототипы творчества А.В. Рощупкина

Реальные прототипы творчества писателя, поэта, земляка Рощупкина А.В.

Анатолий Васильевич Рощупкин - автор более десятка книг прозы и поэзии, вышедших в ведущих ростовских издательствах. Член Союза писателей России, лауреат премии имени В.А. Закруткина. Удостоен бронзовой медали ВДНХ СССР, Почетной грамоты
Законодательного собрания Ростовской области, высшей награды Союза журналистов Российской Федерации - почетного знака «За заслуги перед профессиональным сообществом».

Родился 14 января 1949г в д. Красное Долгоруковского района Липецкой области, в крестьянской семье.
Отец – Василий Васильевич Рощупкин, мать- Анастасия Стефановна Рощупкина, в девичестве- Карцева.
Возрастал в маленькой саманной избушке с земляным полом, освещаемой вечером керосиновой лампой, с родителями и матерью отца, Акулиной Сергеевной. В декабре 1954 года родился брат Николай.
В 1956 г. Анатолий пошел в 1 кл. Красненской начальной школы, где проучился 2 года. Потом семья (без бабушки) переехала ближе к райцентру Долгоруково, на хутор Томакино.
В 3 и 4 классе учился в Ильинской начальной школе. В 5 класс пошел в Долгоруковскую среднюю школу, расположенную от Томакина в 4-х км. Каждый день туда и обратно – пешком.
В 1966г. окончил 10 классов и получил среднее образование вместе с одиннадцатиклассниками: был такой переходный период. Поэтому конкуренция среди абитуриентов в высшие учебные заведения в тот год была особенной большой. В этом Анатолий Васильевич убедился, поехав поступать на факультет журналистики Киевского государственного университета. Экзамен сдал довольно успешно: из 25 баллов набрал 23, но по конкурсу не прошел.
В сентябре этого же 1966 года его приняли на работу в качестве литсотрудника в долгоруковскую районную газету «Путь к коммунизму» (ныне - «Сельские зори»). Через год, в 1967 году, перешел в райком комсомола, где занял должность заведующего организационным отделом и член бюро. С января 1969 года - корреспондент районной газеты «Маяк» Тербунского района той же Липецкой области.
В 1972 году заочно закончил факультет русского языка и литературы Елецкого педагогического института (ныне государственный университет им. И.А. Бунина) и ушел в армию. Год прослужил на острове Сахалин (в/ч 93112) - сначала освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ танкового батальона, а затем - старшиной роты в том же подразделении. С декабря 1973 года - вновь корреспондент, а потом и заведующий отделом писем тербунской газеты «Маяк».
С сентября 1978 г. по июнь 1980 г.- слушатель отделения журналистики Ростовской высшей партийной школы. После ее окончания - ответственный секретарь газеты «Маяк».
Учась в ВПШ, активно сотрудничал с главной газетой Дона - « Молотом», и с сентября 1981 года- собственный корреспондент ростовской областной газеты «Молот»- органа обкома партии и облисполкома, ежедневный тираж которой составлял 300 тысяч экземпляров.
В 1987 году был избран начальником отдела сельской жизни « Молота», а через год с небольшим назначен первым заместителем главного редактора этой газеты.
После августовских событий 1991 г. (ГКЧП), стремительного развала СССР и, естественно, партийной печати, был переведен в аппарат областного Совета народных депутатов на должность начальника отдела информации и связи с общественными организациями. После государственного переворота осенью 1993 г. (расстрел танками российского парламента), участвовал в создании власти на Дону-Законодательного собрания Ростовской области. В аналогичной должности проработал здесь до июня 1998г.
Потом был начальником сектора печати Ростовской области, главным редактором районной газеты «Веселый вестник». С 26 июня 2001 г. и по сей день - главный редактор многотиражной газеты флагмана отечественного вертолетостроения-ОАО «Роствертол». Газета называется « За доблестный труд», выпускается с декабря 1939 г.
В 1974 г был принят в Союз журналистов СССР. Еще через год вступил в КПСС.
Анализ творчества
С ранних лет писал стихи. Первой книжкой был поэтический сборник «Свет доброты» (1995г). Второй- книга прозы, «Земляки» (1996г), за которую был удостоен областной премии имени В. А. Закруткина (1997г.), награжден золотой медалью ВДНХ СССР «Поезд в деревню» (1999г.), «Сроки земные» (2004г.), « Последняя вьюга» (2009г.), «Между светом и тенью» (2010г.), «Вечерний монолог» (2012г.), проза «Ночь в декабре»(2014г.), избранные стихотворения «Уходя, оставьте свет»
С 2009года - член Союза писателей России.
О чем пишет А. В. Рощупкин? О вечных темах человеческих отношений и поиска смысла земного бытия. Герои его рассказов и стихов – простые, но талантливые по жизни люди. У них – свой, особый взгляд на жизнь, происходящие события, они нестандартно мыслят, трудятся, творят. Этим они и интересны читателю.
Во всех произведениях, особенно поэтических, автор вместе с героями мается в поисках своего места в жизни.
«Иногда поздним вечером перед сном в тихой городской квартире или по дороге на службу меня вдруг посещает странное чувство отсутствия людей, которых я знал и любил и которых уже никогда будет в моей жизни. Ни отца с матерью, ни других близких, уже давно не живущих на белом свете
В последнее время мне не хватает ещё кого-то. Я долго не знал, кого конкретно, лишь понимал: этот человек молод, стремителен, счастлив. Много раз я прислушивался к стуку своего сердца, пытаясь понять: о ком оно тоскует?
И вдруг однажды глубокой ночью я внезапно проснулся и понял: мне не хватает самого себя. Того, каким я был много-много лет назад»

Реальные прототипы творчества
О ком пишет А.В. Рощупкин? Каким людям он посвящает свои произведения?
Прежде всего, он пишет о самых дорогих ему людях: матери, отце, брате, ближайших родственниках, кто от рождения и до смерти – главные в жизни. Всегда с большой любовью и трепетом он пишет о матери. Она рано ушла из жизни, её уже нет более 28лет, но до сих пор она остаётся его вдохновителем и музой.

Старая изба
Памяти мамы – А. С. Рощупкиной
В старой брошенной
избе,
где гуляет ветер,
я скажу слова
тебе
главные на свете.
Не найду про чувства
слов,
сердце не открою.
Не скажу,
как повезло
в жизни мне
с тобою.
Это все-
уже в судьбе
за семью замками.
В нашей маленькой
избе
слышу голос мамы.
За окошком –
вьюги стон
лет пятидесятых.
И отцовский баритон
-на подушках смятых.
Разговоры. Голоса.
Материно пенье.
Бабка крестит
образа-
кажется, Крещенье.
Всё ушло.
Теперь пусты
все углы.
Как тени,
одичавшие кусты
нагло лезут
в сени.
А слова?
Я говорю.
Выстрадано, кратко:
«Жизнь за всё благодарю.
И - за эту хатку!»

Рощупкин Василий Васильевич- отец Анатолия, ему он посвятил рассказ « Отец», повести «Вечерний монолог», « Ночь в декабре». С любовью пишет: « В детстве любой ребенок берет пример со взрослых, самых близких ему людей. Пожалуй, наиболее значительным примером для подражания был для меня отец».
«В его жизни были те самые пять лет, за которые я буду чтить до конца моих дней. Отец решил строиться во что бы то ни стало и жить не хуже других. Тогда он показал, как надо преодолевать трудности»

Рассказ «Крестная» А. Рощупкин посвящает своей крестной – маме, которая живет в д. Ильинка Долгоруковского района Липецкой области. Эта пожилая милая женщина с трепетом и волнением рассказывала о своей жизни. Оказывается, что мы с ней живем совсем рядом, на одной улице.
Пообщавшись с ней, я вспомнила строчки из рассказа: «Возле нее, как возле чистого лесного ручья в жаркий летний полдень. Рядом с ней – словно в утреннем храме, косые солнечные лучи падают из высоких узких окон на лики святых, и на душе становится покойно и радостно от возникшей вдруг благости на сердце»
Карцева (в девичестве Малявина) Валентина Афанасьевна – моя мама. Анатолий Васильевич очень уважал жену дяди, в ее честь рассказ назвал «Валя Малявина». Она родила и вырастила три дочери и сына и « все дети, можно смело сказать, в люди вышли». « Всю свою нелегкую жизнь эта удивительная женщина гнула свою линию: у нее должна быть хорошая семья. Она добилась своего и у нее была своя правда, несмотря на незавидную долю деревенской домохозяйки
Знаю многих людей с дипломами да званиями, а до Вали Малявиной, до её правды, никогда им не дотянуться. Несмотря на свою миниатюрную внешность, Валя была по сути той самой русской женщиной, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт. Ей, слава Богу, не пришлось делать ни того, ни другого, в прямом смысле, а в переносном- делала. И не раз! И поди посуди, что труднее».
С огромным уважением пишет А. Рощупкин о своих первых учителях, Федоре Ивановиче и Людмиле Егоровне Майорниковых, муже и жене, что « жили неподалеку от нашей хатенки в деревянном доме с маленьким крыльцом.» «Мне они запомнились такими: импозантный, с густой, чуть седеющей шевелюрой волос, похожий на актера Бориса Ливанова Федор Иванович и маленькая, кругленькая, немножко конопатенькая Людмила Егоровна с грудным, теплым голосом и рассудительной неторопливой речью
У моих первых учителей была не такая уж и счастливая жизнь, но ни Людмила Егоровна, ни Федор Иванович никогда не говорили об этом, не жаловались на свою долю. Почему? Потому, наверное, что рядом были простые люди, многим из них в послевоенное время было очень трудно, старались просто выжить, хоть как-то прокормиться
Я понимаю, что эти педагоги учили нас правде, трудолюбию, честности».

О своей первой любви, Семиной (Скрябиной) Людмиле А.Рощупкин повествует в рассказе «Лунный свет». Людмила сейчас живет в Ельце Липецкой области. У нее просторный красивый дом, в кухне стена украшена сувенирами из тринадцати стран мира, в которых она побывала. Воспитала сына и дочь, у нее трое внуков. А для Анатолия она так и осталась прекрасным образом, мечтой « лунным светом той или вон той звезды, лучи которой погаснут лишь вместе с человеком».
В предисловии к новой книге Анатолия Васильевича Рощупкина «Ночь в декабре», в которую вошел рассказ «Затмение», Василий Воронов очень точно заметил, что «Анатолий Рощупкин – автор хозяйственный и любопытный, нагреб, натащил на свой «двор», в свою мастерскую столько добра, столько запасов, что теперь хватит писать на всю оставшуюся жизнь».
Копилка сюжетов, образов, характеров не иссякает в первую очередь потому, что он пишет о своих близких, родных, родителях, братьях, сестрах, дядьках и тетках. Все, пережитое в минувшие годы, все, связанное с малой родиной, Анатолий Васильевич не растерял, а сохранил и, безусловно, обогатил тем, что называется художественным вымыслом.
Непоколебимая верность истокам творчества, истокам таланта помогают находить и выводить в свет огромного художественного пространства то, что позволяет писателю держать свою идейную линию в творчестве, которая связана, конечно же, с сохранением нравственных ценностей, сохранением идеалов деревни.
Именно это позволяет ему занимать свое достойное место в ряду мастеров русской прозы («деревенской прозы») 20-21 веков. Анатолий Васильевич не ищет замысловатых, изысканных сюжетов, диковинных историй для своих рассказов, очерков. Он пишет о реальных картинах из детства, юности, о реалиях жизни людей, с которыми спаяно его сердце, с которыми он вместе дышал и продолжает дышать одним и тем же воздухом воспоминаний.
В стихах и прозе Анатолия нет выдуманных сюжетов. Все герои, события взяты из жизни, оттого без труда узнаваемы читателями.
Когда Анатолий узнал, что на краеведческом фестивале в Ярославле будут говорить о нём и его творчестве, то попросил меня в разговоре отразить такую мысль: наверное, участникам будет интересно знать моё отношение к современным литераторам, властителям душ миллионов типа Донцовой, Устиновой, Васильевой, Татьяны Толстой, и чем я от них отличаюсь. Главное отличие - я не занимаюсь коммерческой литературой, не пишу на потребу публике, удовлетворяя зачастую низменные запросы. Я показываю жизнь, как она есть. Мои герои - достойные люди, патриоты Отечества. Оттого Анатолий осмеливается называть себя патриотом России, своей Родины. Каковыми по праву считаются Василий Белов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев. Это генералы отряда писателей – патриотов, рядовым которого Анатолий себя и считает.
Тема села является основной в его творчестве. Девиз произведений таков: «Сохранится село - сохранится Россия». Они учат патриотизму, заставляют работать душу и сердце.
Стиль А.В. Рощупкина отличают простота слога, тонкий лиризм, лаконизм изложения - все то, что во все времена привлекало настоящего читателя, отдающего предпочтение лучшим образцам отечественной литературы.
Никто не помнит
Своего рожденья.
Никто не вспомнит
Свой последний час.
Два рубежа,
две грани, два мгновения
Не ведомы
ни одному из нас.
Эти стихи написал не Анатолий Рощупкин. Это поэзия Давида Кугультинова. Но он взял её эпиграфом к одной из своих последних книг и стремится жить по принципу: достойно пройти свой жизненный путь от рождения и до смерти.

Мартынова Любовь Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ лицей с. Долгоруково Липецкой области.
15