Статья Дополнительное образование как средство социализации детей с ОВЗ


Доклад на тему:
«Дополнительное образование как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок,
не нужно насильно развертывать лепестки,
а нужно создать условия, при которых он сам распустится».
Л.Н.Толстой

Одна из задач дополнительного образования - социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Всем детям, в том числе и детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как это прекрасная возможность для их творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
Дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.
Учащиеся моего объединения имеют возможность проявлять и реализовывать свои индивидуальные способности посредством занятий бисероплетения. Цель занятий не только дать навыки приемов работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах, почувствовать свою значимость. На протяжении многих лет своей работы я стараюсь создать комфортную среду для общения, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Каждый год ко мне на занятия приходят новые группы детей и выделить среди них детей с ОВЗ невозможно, если заранее не знать о данном факте. У них у всех есть одинаковая возможность выбрать себе занятие по интересам. Я часто замечаю, что многие дети, имеющие проблемы по предметам в школе, более успешны в дополнительном образовании и наоборот.
А вот у детей с ОВЗ занимающихся индивидуально (на дому) ограничено жизненное пространство и социальная активность.
Я хотела бы поделиться с вами опытом работы с такими детьми.
В течение последних трёх лет я занималась с девочкой, которая находилась на домашнем обучении, круг общения был ограничен членами семьи и педагогами индивидуально занимающимися с ней. Первое время, а это год, я занималась с ней дома. Я пыталась найти с ней контакт, потомучто она была замкнута и необщительна, быстро утомлялась. Моя задача была заинтересовать тем видом деятельности, которым мы должны были заниматься (а именно – бисероплетением), а главное расположить к себе.
Тематика занятий строилась с учетом её интересов, возможностей и способностей. В ходе усвоения содержания программы учитывался темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности. Моя программа позволяет индивидуализировать работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
На втором году обучения я предложила девочке прийти в школу и показала работы детей, чтобы вызвать больший интерес к занятиям, т.к. увидеть изделия на картинках и воочию это разные вещи. После этого она стала приходить в сопровождении мамы, хотя на тот момент ей было 15 лет. Постепенно она стала оставаться работать в группе, училась контактировать с другими детьми, пусть это были не сверстники, а младшие по возрасту, но для неё это было достижение, прогресс. И в итоге мы достигли трудовых и коммуникативных навыков, необходимых ей, поскольку это лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии. В результате нашей совместной деятельности девочка достигла эмоционально-положительного отношения к своим работам, сформировала навыки работы с различными материалами и в различных техниках, научилась адекватно оценивать свои изделия. В процессе занятий развивались восприятие, мышление, мелкая моторика, внимание, память. При этом развивалась её речь, обогащался словарный запас.
Участвуя в выставках и конкурсах, девочка достигала высоких результатов, это повышало её самооценку, мотивировало её к дальнейшим занятиям и совершенствованию своих работ. Она стала общительной раскрепощённой и более уверенной в себе. Она гордится тем, что имеет много грамот и дипломов, а так же по результатам 2015-2016 учебного года она занесена на Доску Почета в Краснозерском Доме творчества.
В настоящий момент она продолжает заниматься любимым делом, а это значит, что мы выбрали правильный путь. И кто знает, может это ее хобби, когда-нибудь будет приносить ей не только удовольствие, но и доход, ведь многими людьми высоко ценятся работы выполненные вручную.
Своё выступление хочу закончить словами В.А.Сухомлинского:


«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо распознать, направив затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достиг, образно говоря, своего потолка»