«Элементы здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности речевого развития»

«Элементы здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности речевого развития»

Шарина Марина Григорьевна, учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида, г. Березники

Речь – это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Она возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, затрудняет у него познание окружающего мира. Основной моей задачей, как учителя-логопеда в условиях специализированного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи является осуществление коррекции отклонений в речевом развитии дошкольников и качественная подготовка их к школьному обучению.
Анализируя результаты диагностических данных, мною было отмечено, что тяжелые нарушения речи у дошкольников часто сопровождаются еще несколькими сопутствующими заболеваниями. У них имеются хронические заболевания сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной, иммунной систем, нарушения опорно-двигательного аппарата и органов слуха.
По данным медицинского обследования на сентябрь 2015 г. в ДОУ с I группой здоровья нет ни одного ребенка, вторую группу имеют 75% детей, с III группой здоровья – 21%, четвертую группу составляют дети-инвалиды – 4%.
Таким образом, осуществляя коррекцию речевых отклонений у детей-логопатов, для меня проблема здоровьесбережения стала наиболее актуальной.
Предо мной остро встал вопрос:
- Какие методы, приемы и технологии считать наиболее эффективными для осуществления коррекции речи дошкольников с учетом сохранения и укрепления их физического и психического здоровья?
На логопедических занятиях я пытаюсь создать «свободное пространство», используя элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного, в основе которой лежит комплексное воздействие на детей через повышение телесно-моторной активности, снятие утомления и феномена «засиженных» детей. Для решения коррекционно-образовательных и коррекционно-развивающих задач уделяю внимание режиму смены динамических поз путем периодического перевода дошкольников из одного положения в другое.
Одним из эффективных методов в логопедической работе считаю использование на занятиях логоритмических упражнений. Создание фонотеки и картотеки логоритмических упражнений позволило мне включать их в каждое занятие и использовать в качестве динамических и оздоровительных пауз, осуществлять под музыку с речевым сопровождением пальчиковую, артикуляционную, дыхательную гимнастики.
Данные упражнения с оригинальными текстами песенок помогают вызвать у моих воспитанников интерес и создать на занятиях необходимую благоприятную эмоциональную атмосферу, снижающую у них напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно.
Музыкальные пальчиковые игры Е.Железновой, подвижные игры с музыкальным сопровождением Н.В.Нищевой позволяют в процессе коррекционной работы развивать у детей мелкую моторику. Дети сгибают и разгибают пальчики, внимательно слушая сильную долю в музыке или акцент. Известно, что совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
При знакомстве детей со звуками использую элементы фонетической ритмики, позволяющие формировать у дошкольников слуховое внимание, правильное звукопроизношение, эмоциональную отзывчивость на основе совершенствования уровня общих движений.
Для каждого звука существует определенный двигательный акт. При произнесении звука [а] дети разводят руки в стороны ладонями вверх, звука [о] – поднимают руки над головой, соединяя их в «кольцо» и так далее. На занятиях по звукопроизношению предлагаю детям показать с помощью движений, какие гласные звуки «живут» в словах.
Для развития мышц речевого аппарата и формирования правильного звукопроизношения использую чистоговорки с пением О.С.Боромыковой на автоматизацию свистящих, шипящих и сонорных звуков. Пропевая текст песенки дети стараются четко произнести и закрепить в свободной речи тот или иной звук, приобрести навыки правильного дыхания на коротких, напевных фразах, открывающих возможность для модуляции голоса.
Особое место на индивидуальных и подгрупповых занятиях занимают игры и упражнения на формирование речевого дыхания так как роль дыхания важна в логопедической практике в процессе постановки звукопроиз- ношения, голосоподачи и голосоведения. Диагностические данные показали, что у моих воспитанников присутствует поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки и верхнего плечевого пояса находятся в состоянии излишнего напряжения. Поэтому на занятиях использую игры и упражнения на развитие у детей диафрагмального дыхания.
Осуществляя в логопедической практике системный, комплексный подход к коррекции речевого, сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка, использую на индивидуальных занятиях логопедический массаж, который является эффективным средством борьбы с одной из причин задержки речевого развития - слабости речевоспроизводящего аппарата, а на подгрупповых занятиях – самомассаж, позволяющий усилить мозговое кровообращение, оздоровить и гармонизировать все процессы, происходящие в целостном организме.
Апробированные пальчиковые игры, самомассаж, упражнения для формирования речевого дыхания и логоритмического воздействия на дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а также использование технологии раскрепощающего обучения позволили выявить эффективность использования элементов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе, сформировать у детей-логопатов позитивное отношение к сохранению и укреплению своего как физического, так и психического здоровья.




Литература
1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения. – СПб., 1999.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М., 2005.
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.
4. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет.
– М., 2006.
5. Гавришева Л.Б. Логопедические распевки. – СПб., 2005.
6. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. – М., 2001.
7.Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. – СПб., 2006.
8. Павлова М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. – Волгоград, 2009.