ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА И ВИЗАЖА


Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
Ярославской области Любимский аграрно- политехнический колледж
Согласованно:
Директор ГПО АУ ЯО Любимского АПК
_____________________ А.В. Дмитриев
________________2016
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Основы парикмахерского искусства и визажа»
Рассчитана на обучающихся от 15 до 18 лет
Срок реализации программы 2 года
Составители: Трофимова М.А ., педагог дополнительного образования
Любим
2016
Пояснительная записка
Стремление к красоте заложено в любом человеке, но далеко не каждый сумеет самостоятельно добиться того, чтобы его внешность соответствовала канонам моды и стиля. Значит, – надо обращаться к специалисту. Работу парикмахера, стилиста, мастера по созданию причесок в наше время возводят в ранг искусства. Парикмахерское ремесло, как и любое другое, только тогда превращается в искусство, когда мастерски освоены все необходимые навыки. Глаз истинного парикмахера – это глаз художника, с ходу улавливающего, какая причёска клиенту пойдёт, какой цвет эффектно подчеркнёт его внешность. Но если художник пишет портрет на холсте, то парикмахер рисует новый образ прямо на человеке. Те, кто преуспел на этом поприще, сравнялись по популярности с музыкантами и артистами. Их имена не сходят со страниц изданий (не только профессиональных), к их мнению прислушиваются, стараясь уловить тенденции и направления моды.
Актуальность профессии парикмахера и стилиста этим не исчерпывается: занятость современного человека, достаточно высокий уровень цен на профессиональное обслуживание делают знания и умения в данной профессии востребованными.
У обучающихся образовательного учреждения Любимского аграрно- политехнического колледжа и обучающихся Пречистенской средней школы возник интерес к профессиям «парикмахер», «визажист» в качестве дополнительного образования. Это привело к созданию объединения и дополнительной общеразвивающей программы «Основы парикмахерского искусства и визажа».
Направленность данной программы социально-педагогическая, так как освоение курса будет способствовать развитию личностных и профессиональных качеств обучающихся, необходимых для дальнейшей успешной социализации и профессионального становления; освоению умений и навыков профессий, востребованных на рынке труда.
Программа адаптированная, в основу положены: примерный региональный комплект учебно-программной документации по профессии «Парикмахер» областного научно-методического и учебного центра профессионального образования, 2000г.; рекомендации по разработке основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 43.01.02 «Парикмахер», 2015 г. и личный опыт составителя.
Цель – способствовать формированию компетенций по новой специальности, развитию личностных и профессиональных качеств обучающихся, необходимых для эффективной социализации и адаптации в будущем, через освоение основ парикмахерского искусства и визажа.
Задачи:
- дать теоретические сведения по основным разделам курса;
способствовать выработке практических умений и навыков использования инструментов и приспособлений для выполнения причёсок разных типов, уходу за волосами, выполнению парикмахерских работ с учётом состояния волос и кожи головы;
научить правильно ухаживать за кожей лица и наносить макияж;
содействовать развитию необходимых личностных и профессиональных качеств (трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, креативность, коммуникабельность и культура речи и т.д.);
способствовать организации продуктивного досуга обучающихся, развитию их профессионального кругозора.
Программа интегрированная, в ней объединены два крупных раздела «Парикмахерское искусство» и «Искусство визажа», взаимодополняющих друг друга в деятельности по созданию законченного художественного образа.
Парикмахерское искусство даёт возможность каждому импровизировать над своим имиджем, каждый день добавлять новые штрихи к уже созданному образу. В творческом объединении обучающиеся знакомятся с возникновением искусства прически, с прическами народов мира, современными тенденциями моды. Приобретают теоретические знания об инструментах, приемах работы с ними, получают основные навыки выполнения причёсок, изучают их виды, формы, фасоны. Обучающимся даются знания о классификации, свойствах и назначении материалов по уходу за волосами, средств для укладки.
Макияж, как составляющая искусства визажа, – это одна из возможностей скрыть свои недостатки и подчеркнуть достоинства своего лица. Кроме того различные техники макияжа позволят девушке и женщине выглядеть по-новому. На занятиях по стилистике макияжа обучающиеся приобретают знания и умения разработки стиля клиента, умения делать профессиональный макияж с учетом особенностей лица, ориентироваться в выборе цветовой гаммы в одежде и декоративной косметике. В программе все виды макияжа, колористика, принципы коррекции формы лица и его деталей.
Воспитанники также обучаются общению с клиентами, умению предотвращать конфликтные ситуации, получают знания о профессиональной этике парикмахера.
Основным методом организации образовательного процесса в объединении является проектный. Проектная деятельность позволяет обучающемуся максимально реализоваться творчески, проявить свою самостоятельность. Успешность в реализации проекта позволяет подростку самоутвердиться, поверить в свои силы, преодолеть препятствия и трудности, оценить себя по объективным критериям, повысить свою самооценку. Такая деятельность обучающегося учреждения начального и среднего профессионального образования отвечает его потребностям, способствуя социальному созреванию. Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых обучающиеся создают собственные композиции.
Теоретическое и практическое обучение проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
Образовательный процесс организуется на следующих принципах:
развивающего обучения;
личностно-ориентированного подхода к образованию;
разноуровневости и доступности содержания и способов образовательной деятельности.
Весь процесс обучения носит творческий характер, направлен на достижение определённой художественной ценности и высокого качества исполнения работ, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.
По окончании курса обучающиеся должны выполнить творческий проект: создать авторскую причёску и макияж модели.
В рамках воспитательной деятельности в объединении проводятся экскурсии в лучшие парикмахерские и салоны города, в музеи на выставки художественного и декоративно-прикладного творчества, организуются встречи с мастерами и обучающимися других образовательных учреждений, занимающихся данным видом деятельности.
Программа рассчитана на обучающихся 15 – 18 лет.Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Форма занятий – групповая.
В объединение принимаются подростки, проявляющие интерес к данной профессии и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья (заболевания опорно-двигательного аппарата, хронические инфекционные заболевания, кожная аллергия, экзема кистей рук и др.).
По завершению изучения данной программы обучающиеся должны знать:
Парикмахерское искусство:
безопасность труда;
правильную организацию рабочего места;
виды услуг, оказываемых в парикмахерских;
виды и назначение инструментов, приспособлений, используемых при операциях с волосами; правила работы с ними;
способы мытья, расчесывания и сушки волос;
приемы массажа головы;
виды и технологии традиционных, современных причесок;
технологический процесс любой укладки, завивки волос.
Искусство визажа:
строение, типы кожи;
правила ухода за кожей;
ассортимент косметических средств и средств декоративной косметики;
технологии основных косметических процедур;
виды макияжа;
инструменты визажиста, правила работы с ними;
технологии выполнения различных видов макияжа.
уметь:
правильно организовать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
правильно подбирать и применять нужное оборудование (инструменты, приспособления), средства для выполнения причесок и макияжа;
осуществлять технологический процесс по выполнению некоторых парикмахерских работ с учетом состояния волос и кожи;
правильно подбирать и выполнять форму прически, в соответствии с индивидуальными особенностями человека;
правильно выполнять уход за кожей лица;
правильно выполнять уход за волосами;
правильно применять средства декоративной косметики;
наносить макияж;
выполнять и презентовать творческий проект;
участвовать в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
Результатом воспитательной деятельности можно считать интерес обучающихся к профессии парикмахера и стилиста, расширение их профессионального кругозора, развитие новых личностных и профессиональных качеств, которые будут способствовать успешной профессиональной адаптации подростков в будущем.
Результативность образовательной деятельности обучающихся педагог оценивает с помощью авторской системы мониторинга (Приложение 1).
Итогом реализации программы является участие обучающихся объединения в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, защита творческого проекта.Учебно-тематический план
№ п/п Наименование разделов, дисциплин Количество часов
I год II год Теория Практика Теория Практика Всего
Раздел 1. Парикмахерское искусство 36 36 - - 122
1. Введение 2 - - - 2
2. История прически 2 - - - 2
3. Инструменты. Приспособления. Аппаратура 4 2 - - 6
4. Мытье. Расчесывание и сушка волос 2 4 - - 6
5. Массаж головы 2 4 - - 6
6. Уход за волосами 6 4 - - 10
7. Укладка волос 4 16 - - 20
8. Прически на длинных волосах 14 6 - 50 70
Раздел 2. Искусство визажа- - 32 62 94
9. Строение и недостатки кожи. Уход за кожей лица - - 10 4 14
10. Инструменты визажиста. Назначение и виды макияжа - - 4 - 4
11. Коррекция формы и частей лица с помощью макияжа - - 6 - 6
12. Цветовые стили - - 6 2 8
13. Технология выполнения макияжа - - 6 38 44
14. Выполнение проекта - - - 6 6
15. Культурно-массовая деятельность - - - 12 12
Итого: 36 36 64 80 216
Содержание дополнительной образовательной программы
Раздел 1. «Парикмахерское искусство»
Тема «Введение»
Теория
Ознакомление с задачами курса. Сфера деятельности парикмахера. Общие правила работы с людьми.
Тема «История прически»
Теория
Возникновение искусства прически (Приложение 2). Прически народов мира. Современные тенденции моды.
Тема «Инструменты. Приспособления. Аппаратура»
Теория
Группы инструментов: для расчесывания, для стрижки, для завивки, для укладки. Аппарат для сушки волос: сушуар. Приспособления – это орудия труда парикмахера, которые играют вспомогательную роль в операциях с волосами. Наиболее распространенные приспособления: пульверизатор, зажимы и т.д. Дезинфекция инструментов и приспособлений. Парикмахерское белье. Правила работы с парикмахерскими инструментами и приспособлениями. Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.
Практика
Освоение приемов владения инструментом.
Тема «Мытье. Расчесывание и сушка волос»
Теория
Цели мытья головы. Способы мытья головы. Выбор шампуня. Технология выполнения мытья головы. Задачи расчесывания волос. Сушка волос. Приемы расчесывания и сушки волос. Правила техники безопасности при мытье и сушке волос.
Практика
Освоение приемов мытья головы, расчесывания и сушки волос.
Тема «Массаж головы»
Теория
Цели массажа головы. Показания и противопоказания к массажу. Технология массажа.
Практика
Освоение приемов массажа головы.
Тема «Уход за волосами»
Теория
Сухие волосы. Жирные волосы. Быстрое выпадение волос. Растения, стимулирующие рост волос. Фитотерапия для волос (Приложение 3).
Практика
Определение типа волос. Приготовление составов для лечения волос. Лечение волос.
Тема «Укладка волос»
Теория
Способы укладки волос: холодная укладка волос, укладка волос при помощи бигуди, воздушная укладка, горячая укладка. Основные элементы прически: пробор, полупробор, волна и т.д. Начесывание и тупирование волос. Правила техники безопасности при выполнении укладки волос.
Практика.
Освоение укладки волос феном и накрутки волос на бигуди. Выполнение холодной и горячей укладки. Выполнение основных элементов прически: локон, волна, пробор, полупробор и т.д.
Тема «Прически на длинных волосах»
Теория
Способы и технология укладки волос в прическу. Технологические операции и приемы для создания формы прически. Сочетание способов завивки волос. Коррекция лица с помощью прически. Виды причёсок и основные приёмы их выполнения: прически для будней и праздников, свадебные прически, конкурсные прически, прически разных стилевых направлений (классический, авангардный, романтический, элегантный и др.)
Практика
Освоение приемов выполнения причесок на длинных волосах по схемам различного стиля и направления.
Раздел 2. «Искусство визажа»
Тема «Строение и недостатки кожи. Уход за кожей лица»
Теория
Строение и функции кожи: эпидермис, дерма, гиподерма (подкожная жировая клетчатка). Косметические недостатки кожи: внутренние и внешние причины. Угревая сыпь, атерома, веснушки, пигментные пятна, избыточный рост волос на лице у женщин и др. Типы кожи: нормальная, сухая, жирная, смешанная. Уход за кожей: очищение, тонизирование, смягчение, увлажнение, защита от вредных воздействий окружающей среды. Утренний уход, вечерний уход. Косметические средства: лосьоны, крема и др. Косметические процедуры: водные процедуры, чистка кожи лица, маски, эпиляция и др.
Практика
Определение типа кожи лица. Освоение методов ухода за кожей лица.
Тема «Инструменты визажиста. Назначение и виды макияжа»
Теория
Инструменты визажиста (Приложение 4). Рабочее место визажиста. Правила санитарии и гигиены при работе с клиентом. Средства декоративной косметики: тональные кремы, пудры, румяна, помада для губ и др. Назначение макияжа. Виды макияжа.
Тема «Коррекция формы и частей лица с помощью макияжа»
Теория
Цель выполнения макияжа. Типы лица. Коррекция формы лица. Части лица. Коррекция частей лица: брови, глаза, нос, губы, подбородок.
Тема «Цветовые стили»
Теория
Женщина-«весна», женщина-«лето», женщина-«зима», женщина-«осень». Смешанные стили.
Практика
Выбор модели. Определение ее цветового стиля. Подбор модели цветовой гаммы в одежде и необходимой палитры в макияже.
Тема «Технология выполнения макияжа»
Теория
Порядок выполнения макияжа: нанесение основы, нанесение румян и корректирующей пудры, макияж глаз, макияж губ. Технология выполнения сложного макияжа. Приемы моделирование лица.
Практика
Освоение технологии выполнения макияжа. Выполнение дневного, вечернего, авангардного макияжа и т.д. Выполнение сложного макияжа с моделированием лица.
Тема «Выполнение проекта»
Практика
Выполнение прически любого стилевого направления в сочетании с макияжем.
Тема «Культурно-массовая деятельность»
Практика
Экскурсии в салоны-парикмахерские города.
Участие в конкурсах различного уровня на лучшее выполнение причесок и макияжа.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Формы и структура учебных занятий
В образовательном процессе объединения используются следующие формы учебных занятий:
традиционное (теория + практика);
практическое занятие;
экскурсия;
защита проекта;
конкурс.
Алгоритм организации занятий
Традиционное (теория + практика)
организационный этап;
постановка цели и задач занятия, мотивация обучающихся на учебную деятельность;
актуализация знаний;
объяснение нового материала педагогом, усвоение новых знаний обучающимися;
закрепление знаний;
анализ;
рефлексия (подведение итогов занятия).
Практическое занятие
организационный этап (подготовка места, подбор необходимых средств и оборудования для выполнения работы);
сообщение темы и задач занятия, инструктаж по т/б;
выполнение работы обучающимися под руководством педагога;
проверка полученных результатов работы, анализ ошибок.
Экскурсия
организационный этап;
сообщение цели и задач экскурсии;
рассказ по теме экскурсии (ознакомление обучающихся с профессиональной деятельностью салона-парикмахерской, перспектива профессионального роста, ответы на вопросы обучающихся и т.д.);
подведение итогов экскурсии.
Защита проекта
организационный этап (подготовка места, инструктаж по т/б);
сообщение темы задания (выбор стилевого направления прически и макияжа);
подбор препаратов и инструментов для выполнения прически и макияжа;
составление инструкционно-технологической карты (особенности изображения прически и макияжа на схеме);
описание технологического процесса выполнения прически и макияжа;
выполнение прически и макияжа выбранного стилевого направления;
защита проекта;
демонстрация работы.
Методы, используемые в образовательном процессе
Методы обучения:
словесный (лекция, объяснение, беседа, задание);
практической работы (письменные работы, графические работы, практические задания и т.д.);
наглядный (показ техники выполнения работ, демонстрация рисунков, схем, видео);
наблюдения (зарисовка, рисунки);
активные формы познавательной деятельности (защита проекта, конкурс).
Методы воспитания:
убеждение (рассказ, беседа, разъяснение, инструктаж);
требование (совет, намек, одобрение);
стимулирование (поощрение);
упражнение (проблемное задание, поручение);
мотивация (доброжелательная критика, практическая помощь, показ, просмотр);
метод воспитывающих ситуаций (самостоятельная работа – творческая работа).
Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
Дидактический материал и учебно-наглядные пособия:
Голубева, Е., Марина З., Николаева, М. Большая книга домашнего парикмахера [Текст]. – М.: Эксмо, 2007. – 576с.
Кулешова, О.Н. Технология и оборудование парикмахерских работ: Учебник для нач.проф.образования [Текст] .–3 изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144с.
Мясникова, Л.И. Домашний парикмахер [Текст]. – Санкт-Петербург: Петроградский и К, 2000. – 128с.
Одинокова, И.Ю., Черниченко, Т.А. Технология парикмахерских работ: Учеб.пособие для нач.проф.образования [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176с.
Уколова, А.В. Парикмахерское искусство. Материаловедение: Учеб. для студ.образоват.учреждений сред.проф.обр [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 стр.
Черниченко, Т.А. Моделирование причесок и декоративная косметика: Учеб.пособие для сред.проф.учеб.заведений [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208с.
Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
Журналы: «Dolores», «Hair».
Интернет-ресурсы: www.bellissima.imetec.com, www.cosmo.ru, http://fashiony.ru/index.php, http://hairdressers-all.com
Кабинеты, соответствующие требованиям СаНПиН:
кабинет теоретического обучения «Парикмахер»;
кабинет производственного обучения (учебная мастерская).
3. Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству обучающихся;
экран для проектора;
комплект учебно-методической документации (дополнительная образовательная программа «Основы парикмахерского искусства и визажа», график учебного процесса и т.д.);
комплект учебно-наглядных пособий (плакаты «Фитотерапия для волос», «Инструменты парикмахера», «Инструменты для визажа» и др., видеофильмы);
каталоги профессиональной продукции ведущих фирм по парикмахерскому искусству и декоративной косметики (каталоги по продукции фирмы «Estel», «Londa», «Rimmel», «Loreal» и др.) .Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
парикмахерские кресла;
зеркала;
столики для инструментов и препаратов;
мойки для мытья волос;
сушуары;
стерилизаторы;
водонагреватель;
инструменты: различные виды расчесок и щеток, фены, щипцы, бигуди разного диаметра и др.;
инструменты для визажа: кисточки, аппликаторы, щипчики для коррекции бровей и др.;
профессиональные препараты (лаки, пенки, муссы фирмы «Estel», «Londa»; декоративная косметика: помады, туши, карандаши, тени и др. фирмы «Rimmel», «Loreal» и др.).Средства обучения:
каталоги причесок;
журналы с декоративной косметикой («Dolores», « Hair»).
технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;
экранные наглядные средства: видеофильмы (пошаговая технология выполнения причесок и визажа);
компьютерные презентации: «История парикмахерского искусства»; «Инструменты и аппаратура»; «Шампуни»; «Фитотерапия для волос»; «Инструменты визижиста» и др.
раздаточный материал: инструктивные карточки к практическим работам.
Униформа:
фартуки для парикмахеров.
Мониторинг результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
«Основы парикмахерского искусства и визажа»
В основе определения эффективности педагогической деятельности лежат измерение и оценка результатов образовательного процесса, поэтому они всегда остаются в центре внимания в педагогической теории и практике.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся чётко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остаётся одним из наименее определённых, а потому вызывает реальные затруднения педагогов. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
Педагог любого объединения дополнительного образования самостоятельно составляет систему мониторинга (или программу диагностики), определяет критерии и показатели, подбирает или разрабатывает диагностические средства.
Образовательные результаты предполагают достижение, выполнение задач образовательной программы, и их диагностика является важным элементом образовательного процесса в творческом объединении «Основы парикмахерского искусства и визажа». При разработке диагностического инструментария педагог учитывал следующие основополагающие требования к организации мониторинга:
средства диагностики должны быть адекватны целям и содержанию программы, соответствовать возрастным особенностям обучающихся;
комплекс средств диагностики должен оценивать образовательные результаты по каждому разделу дополнительной образовательной программы, а также уровень развития личностных и профессиональных качеств обучающихся;
интерпретация результатов диагностики должна быть однозначна и объективна, учитывать стартовый уровень и динамику образовательных достижений.
Разработка диагностического инструментария с учетом обозначенных подходов будет способствовать получению объективной информации об уровне и качестве индивидуальных образовательных результатов, обеспечит сопоставимость результатов в рамках проводимых исследований, позволит оптимизировать личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие в процессе освоения обучающимися данной дополнительной образовательной программы.
Система мониторига в данном творческом объединении представляет собой комплекс диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности педагога, качества образовательной программы, уровня развития личностных качеств.
При разработке системы мониторинга в творческом объединении «Основы парикмахерского искусства и визажа» учитывались следующие теоретические понятия.
Результат (resultatus – отражённый) – состояние системы в определённый момент её развития в соответствии с поставленными целями.
Содержание ожидаемого результата связано с формулированием предстоящей цели деятельности.
Цель деятельности – представление о том, что должно быть достигнуто в итоге деятельности, т.е. модель будущего результата. Цель и задачи формулируются на длительный срок и конкретизируются в ожидаемых результатах, что в итоге и становится предметом оценки.
Образовательный результат – итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и обучающегося в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе.
Результативность – степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.
Критерий (критерий – то же, что и мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых даётся оценка показателей и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков обучающегося требованиям, заданным программой.
Показатели (оцениваемые параметры), содержание которых составляют те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу.
Диагностика результативности деятельности обучающихся творческого объединения «Основы парикмахерского искусства и визажа» строится на принципах: научности;
учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося;
специфики деятельности творческого объединения и конкретного периода обучения;
свободы выбора педагогом форм проведения и оценки результатов;
обоснованности критериев оценки результатов.
Так как оценка результатов в дополнительном образовании не имеет зафиксированного цифрового аналога, педагогом рассматриваются уровни освоения обучающимся программного материала и общеучебных умений и навыков (от низкого до высокого) и даётся краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.
Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующим количеством баллов.
При проведении мониторинга в творческом объединении «Основы парикмахерского искусства и визажа» оцениваются:
уровень теоретических знаний обучающихся;
уровень практических умений и навыков, полученных при освоении курса обучения;
уровень общеучебных умений и навыков;
степень развития личностных и профессиональных качеств обучающихся (трудолюбие, аккуратность, терпение, эстетический вкус, креативность, коммуникабельность и т.д.);
уровень выполнения творческого проекта;
уровень участия обучающихся в конкурсах профессионального мастерства (количество мероприятий, уровень, количество участников, результат).
Виды контроля: текущий контроль – проводится после изучения основных тем курса в форме устного опроса или письменной работы (Приложения 5,6), промежуточный контроль – проверка теоретических и практических знаний по двум основным разделам, итоговый – проводится в конце учебного года в форме защиты проекта (творческой работы по выполнению причёски и макияжа определённого стиля) (Приложение 7). Степень проявления оцениваемого качества определяется по трём уровням: высокий (В), средний (С), низкий (Н).
Данные мониторинга заносятся в таблицы: сводную таблицу результатов образовательной деятельности обучающихся творческого объединения «Основы парикмахерского искусства и визажа» (Приложение 8), таблицу результатов участия обучающихся в конкурсах профессионального мастерства (Приложение 9).
Рейтинг обучающегося определяется вычислением среднего балла: сумма всех баллов / количество критериев. На основании результатов мониторинга педагог определяет долю обучающихся (в % от общего количества), полностью освоивших программу, освоивших в основном, освоивших частично.

Критерии и степень выраженности оцениваемого качества
Теоретические знания (по основным разделам программы)
Критерии: соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям.
Высокий уровень (В) – обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой за контрольный период.
Средний уровень (С) – обучающийся освоил более 1/2 объема знаний, предусмотренных программой.
Низкий уровень (Н) – обучающийся освоил менее 1/2 объема знаний, предусмотренных программой.
Практические умения и навыки
Владение специальным оборудованием и средствами для выполнения парикмахерских и визажных работ.
Критерий: отсутствие затруднений в подборе и применении специального оборудования и средств для выполнения парикмахерских и визажных работ.
Высокий уровень (В) – обучающийся правильно подбирает и использует оборудование и средства для выполнения парикмахерских и визажных работ по назначению самостоятельно.
Средний уровень (С) – обучающийся подбирает и использует оборудование и средства для выполнения парикмахерских и визажных работ по назначению, допуская незначительные ошибки и изредка прибегая к помощи педагога.
Низкий уровень (Н) – обучающийся испытывает затруднения в подборе и использовании специального оборудования, средств для выполнения парикмахерских и визажных работ, нуждается в постоянной помощи педагога.
Практические умения и навыки, предусмотренные программой
Критерий: соответствие практических умений и навыков программным требованиям:
правильность осуществления технологического процесса по выполнению парикмахерских работ с учетом состояния волос и кожи;
правильность подбора и выполнения формы прически, в соответствии с индивидуальными особенностями человека;
правильность выполнения ухода за кожей лица и волосами;
правильность применения средств декоративной косметики;
правильность нанесения макияжа.
Высокий уровень (В) – обучающийся овладел всеми практическими умениями и навыками, предусмотренными программой.
Средний уровень (С) – обучающийся овладел более 1/2 практических умений и навыков, предусмотренных программой, иногда требуется помощь педагога.
Низкий уровень (Н) – обучающийся овладел менее 1/2 практических умений и навыков, предусмотренных программой, постоянно требуется помощь педагога.
Общеучебные умения и навыки
3.1 Учебно-организационные умения и навыки
Критерий: правильность организации рабочего места, соблюдение правил техники безопасности.
Высокий уровень (В) – рабочее место организовано правильно, техника безопасности соблюдена.
Средний уровень (С) – рабочее место организовано нерационально, обучающийся допускает незначительные ошибки при соблюдении техники безопасности, изредка прибегает к помощи педагога.
Низкий уровень (Н) – небрежность в организации рабочего места, допущены грубые ошибки при соблюдении техники безопасности, обучающийся нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.
3.2 Учебно-коммуникативные умения и навыки
Критерий: адекватность восприятия информации (умение слушать и слышать окружающих), владение культурой речи, уровень коммуникабельности.
Высокий уровень (В) – обучающийся всегда адекватно воспринимает информацию, идущую от окружающих, обладает высоким уровнем коммуникабельности и культуры речи.
Средний уровень (С) – обучающийся обычно адекватно воспринимает информацию, идущую от окружающих, обладает достаточным уровнем коммуникабельности и культуры речи.
Низкий уровень (Н) – обучающийся не умеет слушать и слышать окружающих, некоммуникабелен, недостаточный уровень культуры речи.
3.3 Учебно-интеллектуальные умения и навыки
Критерий: самостоятельность в пользовании информационными источниками (компьютерными, литературными).
Высокий уровень (В) – обучающийся самостоятельно пользуется любыми информационными источниками и успешно применяет их.
Средний уровень (С) – обучающийся самостоятельно пользуется любыми информационными источниками, но изредка требуется помощь педагога.
Низкий уровень (Н) – обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с информационными источниками, нуждается в постоянной помощи педагога.
Развитие личностных и профессиональных качеств
4.1.Трудолюбие и аккуратность
Критерий: проявление трудолюбия и аккуратности в работе
Высокий уровень (В) – обучающийся достаточно трудолюбив и аккуратен, максимально выполняет все задания, порученные педагогом.
Средний уровень (С) – обучающийся недостаточно трудолюбив, самостоятельно не проявляет усердия и старательности, допускает небрежность в работе.
Низкий уровень (Н) – обучающийся никогда не проявляет усердия и старательности при выполнении заданий, работа выполнена неаккуратно.
4.2 Терпение
Критерий: Способность переносить (выдерживать) необходимые нагрузки в течение определённого времени, проявлять настойчивость при выполнении заданий
Высокий уровень (В) – обучающийся проявляет терпение и настойчивость в течение всего занятие.
Средний уровень (С) – обучающемуся хватает терпения более чем на 1/2 занятия, обычно проявляет настойчивость при выполнении работ.
Низкий уровень (Н) – обучающемуся хватает терпения менее чем на 1/2 занятия, настойчивости при выполнении заданий не проявляет.
4.3. Креативность, эстетический вкус
Критерий: проявление креативности и эстетического вкуса при выполнении заданий.
Высокий уровень (В) – обучающийся выполняет практические задания с элементами творчества, работы всегда выглядят эстетично и высокохудожественно, достаточно развит эстетический вкус.
Средний уровень (С) – обучающийся выполняет в основном задания на основе образца, работы выглядят красиво, обучающийся проявляет эстетический вкус.
Низкий уровень (Н) – обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие задания педагога, работы часто выглядят неэстетично и непривлекательно, эстетический вкус развит недостаточно.
Выполнение творческого проекта
5.1. Создание эскиза причёски и макияжа
Критерий: правильность создания эскиза причёски и макияжа.
Высокий уровень (В) – все параметры соблюдены.
Средний уровень (С) – все параметры соблюдены, но присутствуют неплавные переходы линий при зарисовке схем.
Низкий уровень (Н) – параметры не соблюдены, грубые нарушения в зарисовке схем.
5.2. Технологическая последовательность выполнения причёски, макияжа
Критерий: правильность технологической последовательности выполнения макияжа, построения конструкции прически, умелое использование украшений.
Высокий уровень (В) – обучающимся соблюдена правильная технологическая последовательность выполнения макияжа и в построении конструкции прически, умело использованы украшения.
Средний уровень (С) – обучающимся допущены несущественные ошибки при выполнении макияжа и построении конструкции прически, не всегда умелое использование украшений.
Низкий уровень (Н) – обучающимся допущены грубые ошибки в технологической последовательности выполнения макияжа, в построении конструкции прически, неумелое использование украшений.
5.3. Соответствие причёски и макияжа задуманному образу
Критерий: соответствие прически и макияжа образу, представленному в эскизах.
Высокий уровень (В) – прическа и макияж полностью соответствует образу, представленному в эскизах.
Средний уровень (С) – причёска и макияж не соответствуют образу, представленному в эскизах, допущены незначительные ошибки, которые обучающийся сам замечает и исправляет.
Низкий уровень (Н) – полное несоответствие прически и макияжа образу, представленному в эскизах.
5.4. Мастерство выполнения работы (качество, творчество, эстетика)
Критерий: качество выполнения работы; проявление в проекте творчества, красоты, эстетики.
Высокий уровень (В) – работа выполнена качественно и эстетично, обучающийся проявил творчество, использовал оригинальные идеи и приёмы.
Средний уровень (С) – работа выполнена достаточно качественно, но общий вид неэстетичный, обучающийся не проявил творчества и оригинальности при выполнении проекта.
Низкий уровень (Н) – работа выполнена некачественно, выглядит неэстетично, обучающийся не проявил творчества.
5.5. Представление результатов работы
Критерий: способность обучающегося представлять результаты своей работы (самостоятельность, правильность, творческий подход, реклама).
Высокий уровень (В) – обучающийся самостоятельно представляет свою работу, творчески позиционирует результаты деятельности, создаёт и использует интересную и оригинальную рекламу.
Средний уровень (С) – обучающийся самостоятельно представляет свою работу, иногда прибегает к помощи педагога, допускает незначительные ошибки во время представления результатов работы, затрудняется в подготовке и использовании рекламы.
Низкий уровень (Н) – обучающийся представляет свою работу только с помощью педагога, не использует в подготовке представления собственные оригинальные идеи, не применяет рекламу.
Список использованной литературы
Голубева, Е., Марина, З., Николаева, М. Большая книга домашнего парикмахера [Текст]. – М.: Эксмо, 2007. – 576с.
Коджаспирова, Г.М. Педагогика. Практикум и методические материалы: Учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416с.
Кольгуненко, И.И, Бутковская, Т.М. Косметика или косметология? [Текст]. – М.: Знание, 1990. – 192с.
Кулешова, О.Н. Технология и оборудование парикмахерских работ: Учебник для нач.проф.образования [Текст] .–3 изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144с.
Мясникова, Л.И. Домашний парикмахер [Текст]. – Санкт-Петербург: Петроградский и К, 2000. – 128с.
Немов, Р.С. Психология. Книга 3 [Текст]. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2003.
Одинокова, И.Ю., Черниченко, Т.А. Технология парикмахерских работ: Учеб.пособие для нач.проф.образования [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176с.
Панина, Н.И. Основы парикмахерского дела: Учеб.пособие [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.-64с.
Романенко, Л., Тарасова, Т. Прически, стрижки, маникюр, педикюр своими руками [Текст]. – М.:Эксмо, 2010.- 128с.
Уколова, А.В. Парикмахерское искусство. Материаловедение: Учеб. для студ.образоват.учреждений сред.проф.обр [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 стр.
Черниченко, Т.А. Моделирование причесок и декоративная косметика: Учеб.пособие для сред.проф.учеб.заведений [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208с.
Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия»,2009. – 192 с.
Журналы: «Dolores», «Hair».
Интернет-ресурсы: www.bellissima.imetec.com, www.cosmo.ru, http://fashiony.ru/index.php, http://hairdressers-all.comСписок литературы для обучающихсяГолубева, Е., Марина З., Николаева, М. Большая книга домашнего парикмахера [Текст]. – М.: Эксмо, 2007. – 576с.
Кулешова, О.Н. Технология и оборудование парикмахерских работ: Учебник для нач.проф.образования [Текст] .–3 изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144с.
Мясникова, Л.И. Домашний парикмахер [Текст]. – Санкт-Петербург: Петроградский и К, 2000. – 128с.
Одинокова, И.Ю., Черниченко, Т.А. Технология парикмахерских работ: Учеб.пособие для нач.проф.образования [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176с.
Уколова, А.В. Парикмахерское искусство. Материаловедение: Учеб. для студ.образоват.учреждений сред.проф.обр [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 стр.
Черниченко, Т.А. Моделирование причесок и декоративная косметика: Учеб.пособие для сред.проф.учеб.заведений [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208с.
Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия»,2009. – 192 с.
Журналы: «Dolores», «Hair».
Интернет- ресурсы: www.bellissima.imetec.com, www.cosmo.ru, http://fashiony.ru/index.php, http://hairdressers-all.comПриложения
Приложение 1
Лекционный материал по теме
«Возникновение искусства причёски»
Понятия красоты менялись на протяжении веков, и то, что казалось прекрасным в один период, позднее выглядело уродливым и наоборот. Наиболее заметно это проявлялось в костюме и прическах, которые тесным образом связаны с внешним обликом людей.
Древние гречанки красили волосы в русый цвет с красным оттенком и делали из них пышные красивые прически – коримбос. Так, во времена античности в Древней Греции прически из длинных завитых волос укладывали в конусообразные пучки, волосы надо лбом располагали волнами или мелкими локонами, оставляя при этом расстояние между бровями и началом роста волос на ширину двух пальцев, т.к. по эстетическим понятиям тех времен считалось, что женский лоб должен быть невысоким. В античном мире законодательницей моды на прически была императрица. Придворные дамы и знатные римские матроны подражали ей. С приходом немок-рабынь модными становятся волосы русого цвета. В период позднего Средневековья (XIV в.) широко использовались различные краски для волос, кроме рыжего, т.к. рыжий цвет считался проклятьем дьявола.
В середине XVI века красивой считалась прическа увеличенной формы. Для этого волосы взбивали тупеем. При необходимости добавляли фальшивые волосы. Для создания прически использовали различные приспособления: проволочный каркас, ленты, обручи. В дальнейшем натуральные волосы вытеснил парик, свисающий на плечи и спину густыми прядями. Такой парик просуществовал долгое время.
В России женщины и девушки носили косы или распущенные волосы. В старину на Руси существовало правило: девушки носили одну косу, заплетенную низко на затылке и украшенную лентой. Выйдя замуж, женщина переплетала в день свадьбы девичью косу на две и укладывала их вокруг головы короной. С той поры она всю жизнь обязана была носить платок, чтобы мужчины – и посторонние, и члены семьи – не могли видеть ее волос. В высших сословиях волосы завивали в кудри. Позднее длинные косы заплетались на темени и украшались внизу лентами, шелковой, золотой, жемчужной кистью, треугольными подвесками и другими украшениями. Отдельные пряди перевязывались цветными шнурками, у девушек высших сословий золотыми или жемчужными нитями. На лбу носили ленты, в том числе зубчатые, широкие, на твердой основе, к которым иногда подвешивались различные украшения – кисти, пряди жемчуга, кольца. Венец декорировали на лбу поднизью – сеткой с подвесками, драгоценными камнями.
С приходом в моду стиля модерн (начало XX века) естественный цвет волос меняется на противоположный с помощью интенсивных красящих веществ. Модной является прическа высокая, конусообразная, завитая широкими волнами, низко спускающаяся на лоб, или гладкая, на прямой пробор с низко опущенными на щеки волнистыми волосами.
Силуэты и формы причесок через определенное время повторялись. Так, прически Древнего Рима стали носить в XIX веке по всей Европе, а парики спустя 200 лет в 60 годах XX века. Каждое время вносило что-то свое, новое, точного копирования не было. Развитие основных форм одежды и причесок происходило в непосредственной связи с социально-экономическими, природными условиями, эстетическими и моральными требованиями, общим художественным стилем, модой.
Культурные, деловые связи, которые стали успешно развиваться во многих странах мира, оказали большое влияние на моду и стиль прически. В 50-е годы входят в моду прически французских популярных киноактрис Бриджит Бардо и Марины Влади.
В 60-е годы прически стали более монолитными. В моду вошел начес. Прически увеличились в размерах, появилась объемность. В них отсутствовали мелкие детали. Форма прически могла расширяться или уменьшаться. Для этого использовали срезанные пряди, крепе, мягкие синтетические волокна. В этот период в моду входят прически типа «колокол», «клевер», «конский хвост», модны цвета, напоминающие металлы: медь, бронзу, серебро, латунь.В 70-ые годы мода на парики проходит, возвращаются «маленькие» прически с геометрической стрижкой. Новая волна особенно четко проявилась в прическе «Гаврош». Начес окончательно вышел из моды.
Следующей популярной прической явилась прическа «под пажа», при которой стрижка делалась неравномерной, наверху, надо лбом короче, от висков, к шее длиннее. Становится модным естественное «движение волос». Это проявляется в методе новой стрижки английского парикмахера Видала Сэссуна. Все его прически отличаются простым, но вместе с тем изысканным движением волос. В конце ХХ века в общей моде определились два основных направления: фольклорный стиль (кантри стайл), военизированный стиль времен войны и послевоенных лет (милитери стайл).
В последнее десятилетие формы причесок изменились. На смену объемным формам причесок пришли более гладкие, маленькие прически с пышной челкой. Прически стали скромнее. Гладкие волосы от пробора укладываются в изящные небольшие пучочки. Иногда на волосы надевают сеточки, перевивают цветными шнурами. Добавлением к прическе являются шиньоны, окрашенные светлее или темнее, чем естественный цвет волос. Носят парики, но они мало чем отличаются от естественных причесок.
В современной моде большое значение имеет маленький штрих, придающий особый шарм прически, – это может быть гофрированная прядь на гладких волосах, взлохмаченная челка, высвеченный блик. Экстрамодны блестящие, даже сверкающие волосы, что достигается с помощью лаков, эмульсий и обесцвечивания. В моде заколки из металла, черепахового панциря, шелковые, капроновые, шифоновые, атласные и др. банты.
Приложение 2
Лекционный материал по теме «Фитотерапия для волос»
Чтобы ваши волосы были такими же роскошными и здоровыми как у голливудских красавиц вовсе не обязательно использовать дорогостоящие косметические средства. Наши прабабушки отращивали длинные косы потрясающей красоты, а ведь они использовали исключительно природные средства.
Фитотерапия – это лечение травами. Люди уже давно заметили, что многие травы обладают лечебными свойствами. Полезные свойства лекарственных растений зависят от содержания в них действующих веществ, которые оказывают целебное действие. Необходимо помнить, что у некоторых растений больше таких веществ в листьях, у других в цветах, у третьих в коре, корнях, семенах или плодах.
25400126365Ополаскивания
Чтобы жирные волосы загрязнялись не так быстро, приготовьте специальный настой для ополаскивания. Берём одну часть листочков крапивы, одну часть вербной коры и одну часть полыни. Перемешиваем ингредиенты. От полученной смеси отделяем одну чайную ложечку. Именно такое количество растений понадобиться нам для одного полоскания. Заливаем одним стаканом кипятка, настаиваем некоторое время. Затем процеживаем настой, даём ему остыть, и ополаскиваем волосы после мытья. Для частого применения подойдёт настой из мать-и-мачехи и крапивы. Отделяем по одной столовой ложке каждого ингредиента и заливаем смесь стаканом кипятка. Также хорошо добавлять в воду для полоскания немного качественного яблочного уксуса.
Если волосы стали плохо расти и, возможно, даже выпадать в чрезмерном количестве, может помочь простой отвар из листьев крапивы.
Для комплексного ухода за волосами используют отвар из следующих ингредиентов:
плоды рябины
кора белой ивы
шишки ольхи
зверобой
Компрессы
Компресс – это ещё один эффективный метод фитотерапии для волос. Хорошо, если вы найдёте время для того чтобы применять его систематически, желательно несколько раз в неделю. Заливаем -47625149225измельчённый корень лабазника стаканом кипятка, настаиваем, процеживаем. Даём отвару немного остыть. Затем мягкими массажными движениями втираем полученную жидкость в кожу головы. Хорошенько укутываем волосы тёплым полотенцем, ждём один час и смываем.
Для сухих волос подойдёт компресс из обычного растительного масла. Небольшое количество втираем в кожу головы перед сном и, как описано выше, укутываем волосы полотенцем. Утром смываем остатки масла.
Маски
Магазинные маски и бальзамы для волос часто состоят из компонентов сомнительного происхождения. К тому же, плохо смываются с волос. Отчего те быстро пачкаются и выглядят тусклыми.
Маски из натуральных составляющих нужно делать с периодичностью один-два раза в неделю. Для начала можно использовать бесцветную хну. Разводим порошочек водой. Должен получиться густой и вязкий раствор. Примерно как домашняя сметана. Полученную смесь втираем в корни, а также по всей длине волос. Как и при применении компрессов, укутываем голову махровым полотенцем и оставляем маску на некоторое время.
Хорошая питательная смесь получается из следующих компонентов:
листья подорожника – одна столовая ложка
крапива – одна столовая ложка
душица – одна столовая ложка
мякоть чёрного хлеба
один стакан кипятка
Хлеб добавляем в последнюю очередь, перед самой процедурой нанесения. Травы настаиваем, а затем процеживаем. Смесь должна находиться на волосах под целлофановым пакетом. Общее время такой фитотерапии для волос составляет приблизительно два часа.Наиболее простая маска из продуктов, которые всегда под рукой – это смесь из яичного желтка и небольшого количества подсолнечного масла. Просто наносим маску на волосы и оставляем на несколько часов. Затем тщательно смываем. Ещё одну хорошую маску для волос можно получить, смешав несколько ингредиентов:
одна чайная ложка глицерина
две столовые ложки касторового масла
одна чайная ложка яблочного уксуса.
Приложение 3
16510197485Лекционный материал по теме «Инструменты визажиста»
Сейчас мы поговорим о том, какие же инструменты вам понадобятся для создания идеального макияжа.
Конечно, невозможно представить визажиста, который не использует в своей работе кисти для макияжа! Вот о них-то сейчас и пойдет речь. Вы можете использовать искусственные нейлоновые кисти или кисти из натурального волоса колонка, козы, белки, пони и даже песца. Различаются кисти по величине и по форме.
Большие круглые кисти предназначены для нанесения тона. Такими кистями очень удобно наносить рассыпчатую пудру и убирать её излишки. Круглые и овальные кисти размером чуть поменьше предназначены для растушевки пудры и румян. Средние куполообразные кисти используются для нанесения румян. Если вам встретится овальная кисть с вытянутым и скошенным в одну сторону кончиком, знайте, что она также используется для нанесения рассыпчатых или компактных румян.
Для нанесения и растушевки теней используются маленькие куполообразные или плоские кисти. Возможно, вы привыкли наносить тени маленькими губчатыми аппликаторами. Если так, то попробуйте всё же кисти – с их помощью тени наносить удобнее, они ровнее ложатся и вследствие этого дольше держатся. Для помады – плоские кисти с овальным или заостренным кончиком. Жидкую подводку для глаз удобно наносить тонкой круглой или овальной кистью с очень острым вытянутым кончиком. Эти же кисти используются для нанесения и растушевки корректирующих средств.
Для нанесения жидкой тональной основы вам потребуются различные губки. Я использую натуральную морскую губку и синтетические спонжи. Морская губка мягкая и нежная, она подходит даже для сухой, чувствительной кожи. Правда, срок её службы обычно короче, чем у искусственных синтетических губок.
Спонжи лучше всего использовать треугольной формы, ими очень удобно растушевывать основу вокруг глаз. Если ваш спонж стал слипаться, деформировался или поменял цвет, его необходимо немедленно заменить на новый.
Не стоит забывать и про другие инструменты. Например, про щипцы для завивки ресниц. С их помощью вы можете придать вашим ресничкам красивый изгиб, это визуально увеличит их длину и создаст потрясающий эффект. Для того чтобы после нанесения туши реснички не склеились, их нужно расчесать специальной расчесочкой. Обычно расческа для ресниц идет в комплекте со щеточкой для бровей.
Ещё один важный инструмент – точилка для карандашей. Ничто так не портит макияж, как размытые нечеткие контуры губ и «размазанные» брови. Поэтому ваши контурные карандаши должны быть хорошо заточены.
Не обойтись визажисту и без таких полезных вещиц, как ватные палочки, салфетки и ватные диски, с их помощью процесс нанесения макияжа станет более быстрым и удобным.
Ну а самое главное, на мой взгляд – это средство для очистки кистей. После работы, будь то профессиональное нанесение макияжа или же домашние эксперименты, кисти и губки необходимо тщательно очистить от косметики. Остатки помады на кисточке и грязный спонжик магнитом притягивают к себе различные бактерии, которые затем окажутся на вашей коже, что приведет к таким неприятным последствиям, как прыщики и различные высыпания.
Храните ваши инструменты в чистом удобном чехле или футляре, так они будут защищены и прослужат вам очень долго, играя роль волшебной палочки, которая каждый раз с помощью умелого макияжа будет превращать золушек в принцесс!
Приложение 4
Примеры заданий письменной проверочной работы
Тема «Инструменты, приспособления, аппаратура»
Назовите группы инструментов для парикмахерских работ.
Назовите типы расчесок по назначению.
Чем отличается расческа от щетки?
Перечислите виды щеток. В каких случаях они применяются?
Перечислите требования безопасности труда при работе с расческой.
Перечислите инструменты, изображенные на рисунке. К какой группе инструментов относится каждый из них?

Перечислите типы бигуди. Когда они применяются.
Дайте характеристику профессиональному фену для укладки волос.
Какие требования безопасности труда предъявляются к инструментам для укладки и завивки волос?
Тема «Технология мытья головы»
Укажите виды мытья головы и их назначение_______________________________________________________________________________________________________________
К какому виду мытья волос относится мытье с использованием шампуня? _______________________________________________________________________________________________________________________
Что нужно учитывать, чтобы качественно вымыть волосы? _______________________________________________________________________________________________________________________
Выберите нужные слова, приведенные в скобках следующего текста. Вода для мытья волос должна быть (мягкой, жесткой). Если вода (мягкая, жесткая), то шампунь пенится плохо. Сделать (мягкую, жесткую) воду (мягкой, жесткой) можно, добавив в нее соду или буру.Почему перед мытьем головы необходимо определить тип волос клиента? _______________________________________________________________________________________________________________________
Что означает рН? ___________________________________________
Какой уровень рН шампуня желателен для мытья волос и почему? _______________________________________________________________________________________________________________________
Какие виды шампуней (по консистенции) вы знаете? ___________________________________________________________
Заполните пустые места в схеме:
Типы шампуней по назначению
Требуют использование бальзамов Применяются для поврежденных волос Имеют нейтральный уровень рНИспользуются после химической завивки или окрашивания волос
Назовите способы наклона головы при мытье______________________
__________________________________________________________
Можно ли наносить шампунь непосредственно на волосы? Почему? ____________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова в следующее предложение.
Шампунь распределяется на волосах, начиная с ______________, вспенивают ___________________движениями, слегка массируя от __________ к ____________.
Назовите препараты, которые используют для реакции нейтрализации после мытья волос _________________________________________
Какой инструмент используется для расчесывания волос после мытья? ___________________________________________________________
Можно ли интенсивно расчесывать влажные волосы? _______ Почему? __________________________________________________________
Приложение 5
Примерные вопросы для устного опроса обучающихся
Тема «Строение и недостатки кожи. Уход за кожей лица»
Опишите строение и функции кожи.
Перечислите недостатки кожи, с которыми можно справиться самостоятельно, без помощи косметолога. Каковы причины этих недостатков? Какими способами их можно устранить? Что необходимо делать для профилактики этих недостатков?
Какие косметические средства применяются для ухода за кожей лица? Каким образом они наносятся на кожу? Назовите основные правила выбора кремов и лосьонов.
Как часто можно применять крем-скраб и крем-пилинг? От чего это зависит?
Перечислите процедуры по уходу за кожей.
Назовите, какими бывают по своему назначению маски для лица. Каковы правила нанесения масок?
Тема «Инструменты визажиста. Назначение и виды макияжа»
Перечислите инструменты визажиста. Как их дезинфицируют? Какие меры предосторожности предпринимают перед началом выполнения макияжа?
Назовите средства декоративной косметики. Какие бывают виды тональных кремов по консистенции? Какие формы имеет пудра?
Какие туши для глаз выпускает современная промышленность?
Благодаря чему стойкая губная помада не стирается и долго держится?
Как выбрать макияж по назначению?
Как выбрать макияж по виду исполнения?
Чем отличается дневной классический макияж от вечернего авангардного?
В чем особенности торжественного классического макияжа?
Приложение 6
Пример творческого проекта
выполнения прически любого стилевого
направления с макияжем
План работы
Введение.
Краткие сведения о модели.
Описание цветового стиля модели.
Технологическая часть
Подготовка волос к прическе.
Технология выполнения прически.
Окончательное оформление прически.
Декоративная косметика.
Технология выполнения макияжа.
Графическая часть (зарисовка общего вида модели в цвете).
Выполнение и защита работы.
Пример творческого проекта
«Прическа для длинных волос «Скоморох»
Введение
Современная молодежная прическа очень разнообразна, но всегда это вызов всему банальному, желание утвердить себя в окружающем мире.
Сегодня у молодых людей нет недостатка в информации и прически они выбирают независимо от мнения родителей. Выбор прически скорее всего зависит от степени их внутренней готовности к самовыражению.
Современная молодежная мода очень демократична – это и короткие стрижки, и волосы до плеч, и длинные волосы. Важно найти свой стиль и подчеркнуть его с помощью прически.
Краткие сведения о модели
Задуманный образ очень необычен, даже экстравагантен. Прическа и макияж будут яркими, броскими и асимметричными.
Работа называется «Скоморох», потому что это шутливое слово наиболее четко дает представление о задуманном образе.
Описание цветового стиля модели
В качестве модели выбрана молодая девушка типа «осень», с темно-коричневыми волосами, золотым цветом лица и карими глазами. Для создания этого образа будут использованы оригинальные композиционные средства, включающие силуэт прически и декоративную косметику.
Технологическая часть
Подготовка волос к прическе
Инструменты: расческа-хвостик, бигуди, фен, шапочка для сушки волос.
Материалы: специальный лосьон для волос.
Подготовка волос начинается с расчесывания. Делать это необходимо аккуратно, начиная с кончиков и затем расчесывая волосы по всей длине. После того как волосы расчесаны, они накручиваются на бигуди с использованием специального лосьона. Делается это с помощью расчески-хвостика: пряди прочесываются, смачиваются лосьоном и накручиваются на бигуди по всей голове. Время просушки волос 15-20 мин. После этого бигуди снимаются и волосы расчесываются по всей длине.
Технология выполнения прически
Инструменты: расческа-хвостик несколько зажимов для волос. Материалы: лак для волос.
Приспособления: шпильки заколки-невидимки резинки.
После того как волосы модели подготовлены, можно приступать к созданию прически. Сначала волосы делятся пробором от одного до другого уха. Затем по центру затылочной зоны проводиться зигзагообразный пробор. Волосы с левой стороны закалываются зажимом, для того чтобы они не мешали. Далее с правой стороны от макушки делается хвост, обкалывается заколками-невидимками и сбрызгивается лаком. Пряди выкладываются в виде буклей, в импровизированном порядке, но вытянутыми по диагонали вправо, это и будет главным акцентом композиции прически.
Далее начинается работа с волосами с левой стороны. Снизу по диагонали влево также делается хвост и из него выкладываются букли в хаотичном порядке. Остальные волосы попрядно подтягиваются к хвосту для корректировки формы задуманного образа. Волосы на теменной зоне выбираются в беспорядочном порядке и подкалываются к хвостам для придания прическе объема. Для того чтобы пряди приобретали нужное направление, выполняется начес или тупировка. Начес – это обработка волос с внешней стороны пряди, а тупировка – обработка волос только с внутренней стороны пряди. Силуэт у прически полуприлегающий: в каких-то местах прическа прилегает по форме головы, а в каких-то скрывает недостатки и изменяет форму головы.
Окончательное оформление прически
По окончании работы с помощью расчески-хвостика и лака для волос исправляются незначительные дефекты, приглаживаются торчащие волоски, тем самым прическе придается идеальная форма. После этого прическа последний раз спрыскивается лаком.
В качестве украшений используются атласные ленты ярких цветов. Ленты вплетаются в прическу и закрепляются шпильками и заколками-невидимками. Расположены они асимметрично, так же как и сама прическа.
Такое украшение является не только дополнением прически, но и помогает выявить назначение прически, художественное решение по созданию единого образа, делает прическу оригинальной, экстравагантной.
Декоративная косметика
Для того чтобы макияж соответствовал замыслу, сначала определяется, к какому цветовому стилю принадлежит модель. Как было сказано ранее (см.п.3), ее цветовой стиль – «осень».
В одежде ей подойдут коричневый, желтый, оранжевый, красный, зеленый цвета. В макияже глаз – красный, фиолетовый, желтый, коричневый, зеленый. Помада красного, оранжевого, красно-коричневого цвета.
В соответствии с задуманным образом модели («Скоморох») необходимо выполнить карнавально-авангардный макияж. Он очень яркий и насыщенный. В нем допустимы любые средства декоративной косметики: стразы, накладные ресницы и т.д.
Модель не имеет идеальной пропорции лица, поэтому ему требуется коррекция, которая выполняется с помощью темной и светлой пудры, формой и цветом румян и формой бровей.
У модели форма лица приближена к квадратной. Чтобы скорректировать ее, наносится темный тон на боковые части лица и наружные углы челюсти. Румяна должны быть светлыми, их и форма вытянута к вискам, бровь и изгибом.
Технология выполнения макияжа
Инструменты: спонж для нанесения тонального крема, кисточка для глаз, кисточка для нанесения пудры, аппликатор для нанесения теней, кисточка для растушевки карандаша, кисточка для нанесения помады.
Материалы: очищающее молочко, крем дневной, крем тональный, пудра, румяна, карандаши для глаз и губ, тени, тушь, помада, накладные ресницы.Приспособления: ватные палочки, ватные тампоны.
Выполнение макияжа начинается с очищения кожи и нанесения дневного крема по массажным линиям лица.
Следующий шаг макияжа – нанесение тонального крема. Далее наносится пудра – кистью сверху вниз. На боковые части лица и наружные углы челюсти кладется более темный тон пудры, чтобы скорректировать лицо. Далее делается обводка глаз черным карандашом с утолщением линий у наружных уголков глаз, обводка растушевывается. На веки наносятся светло-фиолетовые тени. Под бровями тени красного цвета.
Для того чтобы придать макияжу авангардность, в области глаз рисуются фиолетовым карандашом асимметричные линии и слегка растушевываются кисточкой. Далее под глаза в виде треугольников наносятся золотисто-желтые тени. На наружные уголки глаз приклеиваются накладные ресницы. Потом в задуманном направлении на лице выкладываются стразы.
После того как макияж глаз завершен, наносятся светлые румяна, их форма вытянута к вискам. Заканчивается выполнение макияжа обводкой губ по контуру и нанесением матовой оранжево-персиковой помады.
180340219075 Деление головы на зоны,
завязывание хвоста.
Создание формы в правой части причёски
260350178435 Завязывание нижнего хвоста.
Создание объёма причёски
Вид выполненной причёски сзади и эскиз макияжа
Графическая часть работы
Приложение 7
Сводная таблица результатов образовательной деятельности обучающихся творческого объединения
«Основы парикмахерского искусства и визажа»
Педагог дополнительного образования_____________________________________________
Учебный год__________________
№ Фамилия, имя обучающегосяТеоретичес-
кие знания Практические умения и навыки Общеучебные умения и навыки Развитие личностных и профессиональ-ных качеств Выполнение творческого проекта Выводы
Владение специальным оборудованием и средствами для выполнения парикмахерских и визажных работ Практические умения и навыки, предусмотренные программой
Учебно-организационные умения и навыки Учебно-коммуникативные умения и навыки Учебно-интеллектуальные умения
и навыки Трудолюбие и аккуратность Терпение Креативность, эстетический вкус Создание эскиза причёски и макияжа Организация рабочего места, применение приспособлений, инструментов, средств Технологическая последовательность выполнения причёски, макияжа Соответствие причёски и макияжа задуманному образу Мастерство выполнения работы Представление результатов работы
Раздел 1 Раздел 2 Раздел 1 Раздел 2 Раздел 1 Раздел 2 Полугод Год Полугод Год Полугод Год Полугод Год Полугод Год Полугод Год Год Год Год Год Год Год Программу освоили: полностью - чел. ( %)
в основном - чел. ( %)
частично - чел. ( %)
Подпись педагога______________________________________________
Приложение 8
Таблица результатов участия обучающихся творческого объединения «Основы парикмахерского искусства и визажа»
в конкурсах профессионального мастерства
Педагог дополнительного образования_____________________________________________
Учебный год_______________________________
№ п/п Название
мероприятия Уровень ФИО участника Количество работ Результат