Статья Развивающие педагогические технологии: проблемы, поиски, решения







Статья
Развивающие пед.технологии -
проблемы, поиски, решения.








Подготовила: Маркиш Е. Л.





Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

С мнением Толстого Л. Н. полностью согласны современные учёные, педагоги, психологи. Например, доктор психологических наук А. К. Дусавицкий говорит, что «Готовые знания из рук в руки не передаются. Знание это всё равно не станет вашим, а останется моим. Потому что усваивается оно как чужое знание, а не своё собственное, а собственным оно становится, если я пропускаю его через свою личность, через своё мышление, если я его осмыслю, т. е. если я вступаю в диалог с самим собой с помощью преподавателя. Когда вы пришли за получением готовых знаний, здесь нет мышления – есть только память».
За несколько лет работы в школе передо мной стали появляться некоторые вопросы: как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках, как повысить их уровень понимания от низкого (о чём? и что?) до более высокого (о чём? что? как? почему?) уровня. Я стала задумываться и искать ответы на эти вопросы (в методической и педагогической литературе).
Рассматривая различные технологии, остановилась на применении проблемно – поискового метода на уроках, а позже и к технологии развивающего обучения по системе Эльконина – Давыдова , в основе которого и лежит применение проблемно – поискового метода (ППМ) и моделирование – представление вывода, нового правила в виде схемы, модели, таблицы. А это, в свою очередь, и даёт более прочное и сознательное усвоение нового материала и лёгкость его воспроизведения по моделям.
По новой казахстанской программе концепцией предметов в начальной школе является то, что в научную основу обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, которая рассматривает ученика как носителя определённых умений и навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступать в диалог с элементами разных культур и просто как ребёнка, строящего свой возраст в соответствии со своими возможностями, содержание учебной деятельности строится в задачной форме.
Применяя на уроках объяснения нового материала проблемно – поисковый метод, я бы выделила два основных приёма: дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему). Что я представила в виде таблицы с примерами (см. приложение № 1).При этом формы работы могут быть выбраны разные: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная.







Урок постановки учебной задачи (а именно так называется тип урока, когда пользуешься проблемно – поисковым методом) предполагает наличие следующих этапов урока:
Ситуация успеха.
Ситуация затруднения.
Постановка учебной задачи (исследование).
Моделирование (вывод в виде схемы, модели).
Решение частных задач по открытому способу.
Контроль и оценка овладения новым способом.
Я считаю, чтобы дети более сознательно усвоили и запомнили новое правило, надо больше уделить времени этапу исследования, когда учитель даёт возможность детям выдвинуть несколько версий решения возникшей проблемы, и проверить выдвинутые ими версии на практике, подискутировать, порассуждать, так как истина рождается в споре. Далее, желательно, чтобы дети зафиксировали свой вывод в виде схемы, модели, формулы. А теперь можно проконтролировать и оценить новые знания и степень овладения ими на практике, посвятив этому следующие уроки.
На этапе исследования, чтобы уплотнить его, можно использовать работу в парах, в группах, давая им различные виды заданий, вовлекая этим в обсуждение как можно больше ребят. Можно дать заранее на дом задание прочитать какую – либо литературу, касающуюся темы будущего урока, посмотреть в словаре значение терминов и т. д.
Можно уплотнить урок за счёт сокращения этапов исследования и моделирования, уплотнив этап решения частных задач по открытому способу и контроля и оценки овладения новым способом ( то есть этапы закрепления). Но когда проблема решена поспешно, а раз поспешно, то только за счёт нескольких учащихся, более сообразительных и расторопных, то тогда этапа закрепления окажется мало для того, чтобы остальными детьми материал был усвоен.
Таким образом, хочу сказать о том, что не стоит искусственно уплотнять урок объяснения нового материала, когда пользуешься проблемно – поисковым методом. А урок уплотнится на этапе исследования за счёт хорошо продуманной учителем системы вопросов и предполагаемых ответов, чтобы рассуждения учащихся не уходили «в сторону» от темы урока, от поставленной проблемы.
15