Начальное образование: проблемы, поиски, решения


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Учитель начальных классов СШ № 9
Пивторак Татьяна Ивановна

Образование – необходимое условие развития каждой личности и социального прогресса. Первая ступень образования – начальная школа, без сомнений занимает главное место. Особое место занимают в ряду школьных учителей учителя начальных классов – они первыми начинают работу с детьми в школе. И от того, насколько эффективно и педагогически грамотно на этапе начального обучения будет организовано изучение детьми основ наук и сформированы начальные навыки использования знаний в учебной деятельности во многом зависит эффективность обучения ученика в последующие годы. Организовывая свою работу, мы, учителя начальных классов, сталкиваемся с определёнными проблемами. И находясь в постоянном поиске, находим решение этих проблем.
1 ПРОБЛЕМА – СОХРАНИТЬ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ
Все дети, приходя в 1класс, очень хотят учиться. И главная проблема начального образования - сохранение у ребёнка желания учиться. Почему же угасает интерес к учёбе? Потому что встречаются неудачи, неумение или нежелание преодолевать трудности. Наука констатирует, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт. Каждый из учителей сталкивается с неразвитостью орфографической зоркости, невнимательностью и рассеянностью учеников. Ученик испытывает затруднения при пересказывании, при решении математических задач. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы, плохо ориентируется в тетради. Бывает так, что домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо; поднимает руку, а при ответе молчит; любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнёт его выполнять; постоянно переспрашивает учителя. Кто-то скажет проблемы не глобальные, но их решение существенно влияет на учебно-воспитательный процесс. Решается эта проблема через использование средств психологической диагностики в сотрудничестве со школьным психологом. В последнее время опубликовано множество психологической литературы, которая содержит психодиагностические методики, предназначенные для работы с детьми разного возраста. Кроме того выпущено много пособий, содержащих коррекционно-развивающие упражнения, направленные на преодоление нарушений в развитии детей, повлёкших за собой трудности в обучении. Хорошо то, что и современные учебники и учебные пособия содержат подобные упражнения.
Чаще всего психологической причиной трудностей в обучении является низкий уровень развития внимания (концентрация и устойчивость, объём, распределение, произвольность), низкий уровень кратковременной памяти, низкий уровень развития фонетико-фонематического слуха.
Итак, пути решения проблемы следующие:
Организация психологического сопровождения в начальной школе: психологопедагогическая диагностика и её анализ,
Индивидуальная работа по устранению психологических проблем учащихся
Консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока. Рекомендации по развитию психических процессов.
2 ПРОБЛЕМА – ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
ВНЕДРЕНИЕ В РАБОТУ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Проблематично стало сохранить здоровье детей. Все учителя видят, как с каждым последующим годом обучения растёт количество часто болеющих детей, в листе здоровья появляется всё больше хронических заболеваний и нарушений здоровья учащихся. Почему так происходит?
Известно, что современный процесс обучения детей начальной школы во многом организован нерационально и сопровождается большим расходом психической и физической энергии. В процессе письма и чтения большая часть нагрузки приходится на работу органа зрения и последствием этого становится снижение остроты зрения уже на первом году обучения и появлением признаков нарушения осанки. Постепенно формируется школьная близорукость и всевозможные вторичные отклонения в состоянии здоровья учащегося. Все это в совокупности отражается на качестве учебы и в дальнейшем влияет на выбор профессии и на возможности профессионального роста человека. По данным научных исследований за период обучения: у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза – нарушения осанки, а число детей, имеющих пограничные нарушения психического здоровья, увеличивается от 20 до 70%. Решение проблемы вижу в изучении учителями методик У. Г. Бейтса, В. Ф. Базарного, В. А. Ковалева, Э.С. Аветисова, Н. Исаевой. Существуют известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся и некоторые из них способствуют развитию остроты центрального зрения в пределах обеспечивающих школьные энергозатраты и затраты естественного роста детского организма. К таким способам и методам относятся методики российского профессора Базарного В.Ф. (1987) и доцента Ковалева В.А. (1980). Технология раскрепощенного развития В.Ф. Базарного - единственная здоровьесберегающая технология:
• признана научным открытием Академией медицинских наук;
• защищена патентами и авторскими правами;
• одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН;
• утверждена Правительством как общая федеральная программа 1989 г.;
• прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ;
• позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника;
• дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.
Группой ученых под руководством В. Ф. Базарного доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, а все это вместе взятое создает условия для патологического развития самого сердца. Кроме этого выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось. Явление это В. Ф. Базарный назвал “синдромом низко склоненной головы”.
Учёными были разработаны: специальная классная мебель с использованием конторок, зрительные тренажёры, комплексы дыхательной и зрительной гимнастики. Классную мебель, за которой ученики могли бы работать и сидя и стоя, учителю изготовить не под силу, это задача управляющих органов образования. Но под силу каждому учителю строить уроки с использованием здоровьесберегающих технологий. Создать условия для двигательной активности учащихся на уроке, осуществлять постоянный контроль над осанкой детей, включать в урок упражнения зрительной и дыхательной гимнастик, использовать зрительные тренажёры, которые несложно изготовить учителю самостоятельно.
Учителя нашей школы заинтересовались здоровьесберегающей технологией Базарного, Ковалёва и др. Изучаем её, пробуем составлять и проводить уроки на основе здоровьесбережения, на уроках проводим зрительную, дыхательную гимнастику, используем точечный массаж. Выработали систему работы начальных классов СШ №9 с Максимовка по использованию здоровьесберегающих технологий.
3 ПРОБЛЕМА – ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА. ВЫРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Главное орудие труда учителя – УРОК. На уроке ты и наставник, и соратник, и артист, и зритель и т.д. Опытному учителю составлять и эффективно проводить уроки не составляет особого труда главное использовать весь потенциал классного коллектива. Для молодого учителя решением проблемы является учёба и ещё раз учёба. Информации в настоящий момент море, только бери и пользуйся. Но пользуйся с умом одной из главных задач проводимых нами уроков, считаю, является задача выработка самостоятельности в работе. Известно, что в решении задачи развития у учащихся умения и привычки заниматься самообразованием особую роль играет начальная школа. От эффективности выработки умений самостоятельной учебной деятельности в начальной школе зависит успешность усвоения учащимися предметных знаний и результативность дальнейшего обучения. Решение данной задачи требует, с одной стороны, понимания учителями начальных классов ее значимости, владения знаниями и педагогическими умениями, необходимыми для выработки у детей умений самостоятельной учебной деятельности, а, с другой стороны, должно опираться на понимание роли и места информатизации в организации самостоятельной работы учащихся. В настоящее время использование электронных учебников, электронных тренажей, тематических тестов становится всё актуальнее. Как хорошо в современный учебно-методический комплекс входят тетради для самостоятельных работ.
Без ИКТ современное образование уже не мыслимо. Поэтому вы согласитесь со мной - имеется необходимость в постоянно действующих методических семинарах (в том числе, виртуальных) по проблемам информатизации начального образования.
4 ПРОБЛЕМА – ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Внеурочная предметная деятельность важный компонент в привитии интереса к предмету и эффективное дополнение в обучении основам наук. Играет свою роль и возможность разнообразить формы деятельности, на уроке всё-таки мы порой ограничены программными рамками. Иногда проблемой становится вопрос где взять время. На выручку приходит опять же большой арсенал методической литературы, обмен опытом.
В нашей школе два года подряд планируем и проводим предметные недели каждую четверть: неделя математики, русского языка, литературы, экологии. Не включаем в них проведение открытых уроков, срезов знаний контрольных работ,(это проводим во время декады начальных классов) а стараемся делать их занимательными. В предметную неделю включаем конкурсы рисунков, поделок, плакатов, газет , инсценировки, постановки миниспектаклей, выступление агитбригады, интеллектуальные марафоны, правда включаем предметную олимпиаду, которая проходит в два тура. Внеурочная работа по предмету, конечно же, включает и организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Проектная, исследовательская деятельность - очень важная работа, в ходе которой дети учатся видеть проблему, ставить вопросы для ее решения, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, аргументировать свои идеи. Учителя начальных классов нашего района имеют в своём арсенале очень интересную программу «Первые шаги по тропинке открытий» с подробными разработками занятий. В дополнение у нас имеется замечательное пособие издательства «Алматыкитап баспасы» для учащихся 2-4 классов «Я исследую мир». Оно позволяет обучать младших школьников самостоятельно искать и находить новые знания, обобщать их, анализировать, уметь наблюдать и делать выводы. Занятия проводятся в нетрадиционной форме (игры-исследования, игры-выступления, игры - экспериментальные лаборатории), большое внимание уделяется экскурсиям.
5 ПРОБЛЕМА - СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ.
С детьми гораздо легче, чем с их родителями. Наладить сотрудничество с родительским коллективом зачастую проблематично. Собрать стопроцентно на родительское собрание не реально. Среди родителей низок уровень педагогической культуры и большинство не горят желанием её повышать. Учитель старается разнообразить работу в этом направлении, но воспринимается родителями всё очень неохотно. В последнее время сталкиваешься с ситуацией, когда родители видят себя в роли снабженца. Купят для детей всё, что скажет учитель, оденут и накормят, « а учите и воспитывайте вы, мне некогда, я работаю». Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.
Или ещё часто повторяющаяся ситуация: даёшь задание детям и просишь родителей помочь, проконтролировать работу ребёнка, они берут и делают всё за ребёнка. Возникает эта ситуация из-за непонимания родителями того, что если делать всё за детей, они ни чему не научатся. А ведь родители самые заинтересованные люди в образовании детей.
Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. И решение в мастерстве, виртуозности, грамотности педагога.
Последняя проблема – где взять учителю на всё время. Если найдётся решение этому, то все остальные проблемы отпадут сами собой.
Литература.
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя». М.АРТИ, 2003
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в средней школе». М: «ВАКО». 2004
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения. Издательство: Ось-89. 1997