Инклюзивное образование детей с нарушениями слуха – проблемы, поиски, решения.


Тепукова Б.Б
учитель индивидуальной
слуховой работы
Инклюзивное образование детей с нарушениями слуха – проблемы, поиски, решения.
Системный подход обосновывается
спецификой дефекта слухового анализатора, а именно тем,
что глухому ребенку вследствие нарушения его мышления
для овладения словесной речью необходим надежный,
организованный поэтапно (маленькими шагами) путь.

Профессор, доктор Петер Антон Янн (Германия)
Инклюзивное (включенное) образование – как подчеркивает Н.Н. Малофеев, академик РАО, д.п.н., профессор, директор Института коррекционной педагогики, Москва- понимается нами как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.»На сегодня в КОУ РА «СКОШИ для детей с нарушением слуха» обучаются с нарушенным слухом 47 детей со всей республики. Наша основная задача -научить детей с нарушениями слуха на равных общаться со слышащими и быть полезным в обществе. Мы, как специалисты в области сурдопедагогики, приветствуем новые инновационные образовательные технологии в рамках проекта «Образование» изучаем их, внедряем, адаптируем. Инклюзивное образование несет за собой ряд проблем, с которыми нужно считаться, а именно:
Недостаточная компетентность педагогов общеобразовательных школ в области специальной психологии и коррекционной педагогики;
Обеспечение школ необходимой звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования для работы с неслышащими детьми, которая требует определенных финансовых затрат;
Создание адаптированных программ для детей с нарушениями слуха в соответствии с БУП для специальных (коррекционных) школ от 2002 года, так как объем учебного материала по темпу усвоения неслышащими детьми отличается от слышащих.
Исходя из вышеуказанных проблем вытекает ряд задач для общеобразовательных школ, желающих обучать неслышащих детей – это:
Обеспечение специальной нормативной и материально- технической базой;
Создание условий для переподготовки кадров (учителя-дефектологи, сурдопереводчики, психологи, тьюторы, методисты по инклюзии);
Обеспечение психолого педагогической поддержкой детей с нарушениями слуха в ходе всего образовательного процесса..Педагоги нашей школы в постоянном поиске по оптимизации системы педагогической работы в свете модернизации образования, направленной на социальную адаптацию и педагогическую реабилитацию детей с нарушениями слуха. Обучающиейся нашего образовательного учреждения участвуют в региональных олимпиадах, международных конкурсах среди слышащих детей и детей с нарушениями слуха, становятся мастерами спорта международного класса. Это дает им возможность поступать в Сузы и Вузы Россси. Мы не стоим на месте, идем в ногу со временем.
Наша образовательная организация – единственное в Республике Алтай специальное (коррекционное) учреждение для обучения детей с нарушением слуха, где работают мастера своего дела. Поэтому с нашей стороны могут быть оказаны:Консультативные курсы по основам сурдопедагогики и методике преподавания предметов начального и основного общего образования ,а также специального курса: «Развитие речевого слуха и формирования произносительной стороны речи»;
Квалифицированная педагогическая, психологическая помощь в разработке и реализации программ обучения и воспитания;
Специализированная помощь в использовании сурдотехнических средств развития речевого слуха, формирования произносительной стороны речи детей, имеющих нарушения слуха и сложный дефект;
Инклюзия детей с нарушениями слуха должен быть обдуманным по всем этапам внедрения процесс непрерывного образования, который должен осуществлять специальное организованное обучение, ведущее к позитивным результатам коррекции речевых и психических нарушений, с учетом индивидуальных особенностей данных категорий детей и формировании личности адаптированной в социуме.