Урок Истории и культуры народов Марий Эл «Человек труда в творчестве художников и поэтов республики».

Урок истории и культуры народов Марий Эл
Класс: 2

Тема занятия
«Человек труда в творчестве художников и поэтов республики».

Тип занятия
Вводное занятие, «открытие» нового знания

Вид занятия
Комбинированный

Организационная форма
Урок

Используемые технологии
Технология проблемного диалога (подводящий диалог на этапе открытия нового знания), технология продуктивного чтения (этап работы с пословицами и поговорками), технология оценивания (этап рефлексии), групповая работа (этап проверки домашнего группового задания)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие
Развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению

Группы формируемых компетенций
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, включая элементы предметно- исследовательской деятельности; понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи, предварительный отбор источников информации для ее решения; добывание новых знаний через исследовательскую деятельность, переработка полученной информации для формулировки выводов

Формы работы, приемы, методы
Фронтальная, групповая, индивидуальная

Цель занятия

Способствовать формированию у обучающихся правильного отношения к труду, к людям труда.

Задачи занятия
1.Познакомить с понятиями «художник», «поэт», «человек труда». Расширить знания детей в области искусства.
2.Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
3.Воспитывать доброе, благодарное отношение к людям труда, к продуктам труда, к людям, славящим труд человека.

Дидактические средства


Проектор, экран, презентация, работы детей, «светофор» для самооценки.


Ход занятия
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационное начало. Психологическая установка на урок

- Дорогие, ребята! Начинаем очередной урок по истории и культуре народов Марий Эл. Девизом нашего урока послужит фраза, записанная на доске. «Труд славит человека». Прочитайте про себя. Теперь вслух вместе. Что это? Это поговорка. Как вы можете её объяснить? Подойдет ли она к нам? Каким образом?

Дети отвечают «Хорошие, добрые поступки и дела восхваляют, славят человека. С таким человеком приятно общаться».

Актуализация опорных знаний


















- Человек, проживая свою жизнь, постоянно трудится: в школе, в других учебных заведениях, по месту работы, по профессии. Выйдя на пенсию по старости, люди некоторые продолжают работать: кто-то по профессии, кто-то помогает детям, внукам. Человеком труда гордится семья, коллеги, и даже Родина. Издавна труд является яркой темой в любом искусстве. Как вы думаете, в чем можно славить человеческий труд?










Дети высказывают своё мнение относительно того, в чем славится человеческий труд. (в стихах, в картинах, в псенях)





Постановка цели, формулирование темы урока
- Сформулируем тему нашего урока. Какую цель можем поставить перед собой?
Ученики формулируют тему и цель урока
«Узнать о художниках, поэтах, славящих человеческий труд».


Проверка домашнего задания и задание на следующий урок
- В течение некоторого времени вы занимались исследовательской деятельностью группами. Узнавали о людях труда своего посёлка. Кто желает поделиться своими результатами?
- Мы узнали лишь о некоторых людях труда нашего поселка. А ведь сколько таких, кто трудится на благо своей семьи, своего района, края. Вы можете продолжить исследовательскую деятельность и узнать о людях труда в своей семье. Это и будет вашим домашним заданием.

Выступление детей.

Совместное «открытие»
нового знания





















- О людях поселка мы много узнали.
О том, как работают, как отдыхали.
Как в школе учились и в институте,
Как труд их вывел в хорошие люди.

-Интересные строки у меня получились. Просто стихотворение. Кто пишет стихи?
-Ребята, кто такой поэт?
Поэт – автор, писатель поэтических стихотворных произведений, т.е. это-человек, который пишет стихи.
-О чем могут быть стихи? На какую тему?
-Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему стихотворения.

Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок!
Быстро лето пролетело, Наступил учебный год, Но и осень нам немало Дней хороших принесёт.
Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая! Наш просторный, светлый класс, Ты опять встречаешь нас.
Придумала  мать  дочерям   имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна. Приходит Весна   зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса. А Лето пришло   всё под солнцем цветет, И спелые ягоды просятся в рот. Нам  щедрая  Осень  приносит  плоды, Дают урожаи поля и сады. Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля.
У меня теперь есть Друг, Преданный и верный. Без него я как без рук, Если откровенно. Мы гуляем во дворе, Весело играем, Скоро в школу в сентябре Вместе зашагаем. Другу я любой секрет Расскажу без страха. Я несу ему котлет, Спрятав под рубахой. Ешь, мой маленький Дружок, Что еще затеешь? Ты пока еще щенок, А дружить умеешь.
-А о профессиях стихи могут быть?
Послушайте небольшие стишки и попробуйте отгадать о каких профессиях в них говорится.

Поёт рожок, поёт рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
Пасём коров мы целый день.
Лишь станет жарко - гоним в тень. (пастух)

В поле комбайнов слышится хор-
Хлебный корабль ведёт(комбайнёр)

Очень тщательный уход
За животными ведёт:
За коровами -(доярка)
За свинками -(свинарка)

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак!

- Где можно встретить все эти профессии?
(Их можно встретить на селе)
- Я вам предлагаю послушать стихотворение Марийского поэта Николая Жибрика, который славит труд сельского человека. Называется это стихотворение «Сенокос».

Травы ждут чего-то, травы чутко дремлют,
Прячут, как невеста, святость чистых слез
Вот он, долгожданный, будто свадьба – древний,
Хлопотливо-звонкий праздник – сенокос!

Щурятся от солнца на бугре березы:
Им бы тоже к людям, к берегу реки,
Где медвяно млеют свежие прокосы,
Как ромашки, светят белые платки.

Скошенные травы вянут, высыхая.
Бритый луг просторен, гладок и широк.
Хороводят копны. Шепчутся, вздыхая,-
Золотое лето люди прячут в стог!

-Понравилось стихотворение? Чем?
-Автор восхищается чудесной порой, которая называется сенокос. Он бывает только в деревне. Пахнет свежескошенным ароматным сеном, все дружно работают, может даже песни поют. Очень хлопотливый, но в то же время приятный и важный период лета для сельского жителя.


ФИЗКУЛЬМИНУТКА
- Тема труда находит отражение не только в творчестве поэтов, но и художников, в том числе и марийских.
-А кто такой художник?
Художник - это человек, который замечает красоту в окружающем нас мире и обо всем этом рассказывает в красках и цвете. Художник создает картину красками, а поэт создает ее при помощи слов. Художники и поэты творят чудеса, которыми мы восхищаемся и ценим их. Многие марийские художники посвятили свои картины теме труда.

На картине Бориса Исидоровича Тарелкина «Вдовье поле» вечерний свет обагрил фигуры героев, вспаханное поле и оставленный в стороне плуг. Уставшая до изнеможения женщина села прямо на землю, вытянула босые ноги и, может, впервые за долгий летний день вздохнула полной грудью. К ней прикорнул белокурый парнишка в пилотке со звездой. В накинутом на плечи пиджаке. У него не по-детски развитые кисти рук, это руки труженика – жилистые, загорелые. На губах блуждает улыбка, он устал, но доволен, что стал надежным помощником матери. На полотне две фигуры, а создается впечатление, что так было везде, по всей стране.
Тему труда в своем творчестве затронул и Иван Алексеевич Михайлин. Работа «Беление холста» является одной из наиболее удачных в творчестве художника.
На картине видны светлые серебристые дали, небольшой ветерок играет на острых верхушках елей, пушистых кронах берез и осинок и на глади реки. Зовет и манит к себе уютная деревенька. Гибкие девичьи фигуры, словно в хороводе, несут на коромыслах простиранные холсты. Около реки старая женщина замачивает холсты в большой деревянной колоде. Она все свои умения, навыки, свой опыт передает молодому поколению. На картине светлая дорога, белая одежда девушек, чистые холсты указывают на мирную, спокойную жизнь. Труд из тяжелой необходимости превращается в удовольствие. Вслед за художником проникаешься уважением к деревенскому труду, к простому укладу жизни крестьян.



Дети высказывают свои версии.


Хорошо читающие ученики читают тексты на слайде.












Физкультминутка
(проводится после рассказа о поэтах)









Расширение знаний по новой теме. Самостоятельное применение знаний
-Тема труда издавна восхваляется и в картинах, и в стихах, а также и в фольклоре, в том числе и в пословицах. Попробуйте найти пословицы о труде.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Кончил дело – гуляй смело.
Терпенье и труд – все перетрут.
Как аукнется, так и откликнется.
В большой семье и каша гуще.
В здоровом теле – здоровый дух.
Труд человека кормит, а лень портит.

- На ваших партах лежат листочки со словами известной русской пословицы. Вам с соседом по парте нужно собрать эту пословицу и попытаться объяснить ее.
(Делу время – потехе час)
Обучающиеся самостоятельно или в парах выбирают варианты ответов. Затем следует самопроверка.

Итог работы. Рефлексия
- Итак, подведем итоги. Какие задачи ставили перед собой?
- Удалось их решить?
Что нового узнали?
- Как вы справились с теми заданиями, которые были вам предложены? Сами или с чьей-то помощью?
- Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний, в нахождении правильных ответов?
- Как работал ты?
- У вас на парте кружочки разного цвета. Если вы считаете, что многое узнали и все у вас получалось на уроке, то поднимите зеленый кружок, если что-то не получалось и вы считате, что нужно еще поработать по теме, то – желтый кружок. Если совсем ничего не получалось и ничего не поняли, то красный кружок.
- Домашнее задание по предмету запишите в дневник самостоятельно на перемене. А что вам задано?
- Всем удачи, спасибо за работу!
Школьники отвечают на вопросы





15