Методическое сообщение на тему: «Традиции, новаторство, преемственность»


Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Поныровская детская школа искусств»
Поныровского района Курской области
306000 Курская обл.,п. Поныри,ул. Ново-Почтовая,2 тел.(47135)2-13-95
e-mail: ponyry.dshi@gmail.com
pdshi.kursk.muzkult.ruМетодическое сообщение на тему:
«Традиции, новаторство, преемственность»подготовила:
преподаватель Горякина Л.Е.
2013 год
Традиции, новаторство, преемственностьМноговековая история культуры имеет глубокие корни, в которых переплетены бесконечные универсальные идеи. Они отражаются в сознании новых поколений, передаваясь как культурное наследие. Их будущее видится в стремлении к высшему духовному единству, утверждению ценности Жизни, Любви, Милосердия и Мудрости.
Процесс передачи «смыслового мира» и других культурных ценностей и традиций из поколения в поколение представляет собой культурную трансмиссию. Именно она обеспечивает преемственность и непрерывность культур. В результате молодое поколение получает возможность начать с того, чего достигло старшее поколение, добавляя новые знания, умения, ценности, традиции к уже накопленным.
Каждое поколение имеет свои, особенные ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи, творческие достижения и формы сохранения традиций. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой оси становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперед. Эти две стороны взаимосвязи поколений - освоение культурного наследия и новаторство - образуют основу исторического развития общества. Характер преемственности культуры отражается в духовном облике поколений.
Традиционные культуры обладают большой энергетической силой и воздействуют на духовный облик поколений, поддерживая стиль общения, нормы и приемы воспитания детей, духовно-нравственные ценности и приоритеты. Традиционная культура народов имеет глубокую и разветвленную «корневую систему», без которой поколение теряет жизнестойкость, утрачивает представление о своих истоках. Она формирует национальное самосознание, патриотизм и духовно-нравственные ценности. Однако, при всей важности традиций, было бы неверно игнорировать те новые тенденции, которые возникают в каждую эпоху и в которых проявляется динамизм истории. Молодежь сама вырабатывает жизненные ориентиры, стиль поведения и ценности, представления об успехе и смысле жизни. И это вполне оправданно, ибо прежние подходы к решению жизненных проблем оказываются малоэффективными.
В условиях быстрой модернизации нашего общества в сознании и социальном положении подрастающего поколения происходят существенные перемены. Имеют место отношения купли-продажи, незаконные сделки, двойная мораль, грубость и распущенность, неуважение к старшим. Негативное влияние оказывают и средства массовой информации, которые намеренно тиражируют насилие, вседозволенность, нарушение самых элементарных прав человека. Почти исчезли передачи, способствующие воспитанию нравственности и высокой духовности. Снижение интеллектуального и нравственного уровня общества может привести к невосполнимым потерям в духовном облике подрастающего поколения.
Все эти общие соображения имеют прямую связь с практикой преподавания художественных дисциплин, в частности музыки. Мы передаем подрастающему поколению те сокровища мировой музыкальной культуры, которые, в свою очередь, передали нам. Молодежь является ретранслятором культуры от прошлого к будущему, обеспечивает сохранение и преемственность в развитии культуры, хотя и в частности преобразованном виде.
Именно в этом смысле она творит культуру. Две функции-сохранение и внесение инноваций-должны быть всегда сбалансированными. Художники, музыканты, фольклор, хореографы.
Вся наша деятельность направлена на то, чтобы наши ученики, наши преемники смогли бы понять, сохранить и присвоить то огромное культурное богатство, которое оставлено им в наследство об этом свидетельствует-студенты нашего дела.
Обращая внимание на музыкальное отделение можно сказать следующее, уже в младшей возрастной группе дети могут понимать музыкальный образ при прослушивании музыкальных произведений, находить кульминацию, делить произведения на части.
В средней возрастной группе дети не только могут определить форму музыкальных произведений, но и выстроить ассоциативный ряд, интонационно-образную основу и музыкальную драматургию произведения, определить характер музыкальных образов.
Старшие дети музыкального отделения уже могут проанализировать прослушанные музыкальные произведения современной и классической музыки, понять их сущность, то такие мысли, идеи воплощены в музыке, с какими образами ассоциируются. Могут ответить на вопросы: в какой ситуации слушать ту или иную музыку. У нас часто проводятся музыкальные салоны, где не только музыканты, но и художники принимают участие, на которых обсуждается: классическая, современная музыкальная попса.
Мы стараемся вносить культ в личность не только детям обучающимся в нашей школе, но и тесно сотрудничать с образовательной школой, часто приглашая на многочисленные наши мероприятия имеющие образовательный, познавательный, воспитательный характер. Мы неустанно трудимся соблюдая традиции, новаторство, преемственность.