Статья на тему: Современное школьное образование в Краснодарском крае проблемы и перспективы развития


Эссе «Современное школьное образование в Краснодарском крае: проблемы и перспективы развития»







Учитель начальных классов в МОУ СОШ №78
г. Краснодара: Правоторова Надежда Александровна







г. Краснодар

2016г.



«Современное школьное образование в Краснодарском крае: проблемы и перспективы развития».
Прежде чем начинать разговор о проблемах и перспективах развития современного образование в Краснодарском крае, давайте вспомним, что же такое образование?
Образование – это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, – результат, как умственного (морального и интеллектуального), так и физического воспитания. Уровень образования неразрывно связан с уровнем развития общества. Система образования нации – есть уровень ее развития: развития права, экономики, экологии; уровень морального и физического благополучия.
Во все времена в любом обществе образование, как и отношение к нему, является выражением своей эпохи, её культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти. В современных условиях, когда ключевыми факторами развития цивилизации становятся знания и высокие технологии, неоспоримым является тезис о том, что важнейшую роль в развитии общества играет человеческий потенциал. Показателем национального богатства выступают не только запасы сырья или динамика производства, но и образованные люди.
На мой взгляд, одной из проблем в современном образовании Краснодарского края является то, что успешная учеба в школе совсем не гарантирует успеха в жизни и профессиональной деятельности, скорее даже существует обратная корреляция. Следует открыто признать тот факт, что знания, которые дает современная школа, более чем на 50% оказываются абсолютно бесполезными.
Образование в школах Краснодарского края вынуждено ориентироваться на множественность интересов: с одной стороны, государство призвано путем создания гибкой и вариативной системы образования предоставлять гражданам максимально широкий спектр образовательных услуг, а с другой, заказ общества на специалистов необходимых в современном мире.
Да, хорошо знать на память все IV тома «Войны и мира», а также знать, как себя вести во время атомного взрыва и уметь надевать противогаз с комплектом химзащиты; знать принцип электромагнитной индукции; уметь решать интегральные уравнения и вычислять площадь боковой поверхности конуса; знать строение молекулы парафина; дату восстания Спартака; и т.д. и т.п. Но, во-первых, минимум две трети среднестатистических граждан (все отучились в школе) кроме надевания противогаза (чисто интуитивно), ничего из вышеупомянутого не знают, во-вторых – все знать невозможно все равно, тем более что количество знаний в каждой области непрерывно увеличивается в геометрической прогрессии. Да и мудр, как известно, не тот, кто знает все, а тот, кто знает нужное.
Проходя через такую систему государственного среднего образования даже изначально здоровые, совсем не глупые и творческие дети, вместо подготовки, получают стойкий иммунитет к академическому пути приобретения знаний. Интересные и абсолютно несложные для понимания школьные предметы, в последнее время, были превращены в «исчадия ума человеческого».
Обучать необходимо, прежде всего, умениям и навыкам работы с информацией, например:
- Скорочтению, принципам смысловой обработки и быстрого запоминания текста и других видов информации на 100% (это возможно, но этому нужно учить); навыкам конспектирования.
- Умению владеть собой и распоряжаться своим временем.
- Умению применять компьютер для облегчения актуальной деятельности (а не бесполезным знаниям о нем).
- Творческому мышлению и логике.
- Знанию о человеческой психике (внимание, воля, мышление, память и т.д.).
- Морали; и умению общаться с другими людьми (коммуникативным навыкам).
Именно этому нужно обучать в школе, причем эффективно и системно.
И если человеку понадобится узнать формулу вычисления площади боковой поверхности конуса, захочется прочесть «Войну и мир», зная английский, изучить еще немецкий, польский или китайский языки, «1С Бухгалтерию», или язык программирования «С++». То он должен, прежде всего, владеть умениями и навыками необходимыми для того, чтобы сделать это быстро и качественно, а также применить полученные знания с максимально пользой – знаниями, действительно являющимися залогом успеха в любой деятельности.

Также одной из проблем в системе общего образования Краснодарского края является незначительное увеличение учителей пенсионного возраста, что объясняется падением престижности профессии и традиционно высокой феминизацией учительских кадров.
Мотивация к хорошему труду преподавателя – негативная. Нынешняя система образования никак не стимулирует хорошую работу преподавателя, и не дифференцирует оплату в зависимости от качества труда. Но хорошая, качественная работа требует гораздо больших затрат времени и сил со стороны учителя.
Необходимо финансирование соответствующей программы, учитывающей, в том числе сохранение педагогического состава и более рациональный набор студентов на соответствующие факультеты.
В современном образовании Краснодарского края необходимо создать условия, в которых поощряется лучшее, и лишается ресурсов худшее, – экономическим путем стимулируется эффективный труд.
В условиях, когда государство в силу объективных причин не может обеспечивать достойное содержание учителя, когда требуется радикальное переоснащение школьной материально-технической базы помимо целевых федеральных программ, целесообразно, хотя бы на несколько лет, ввести региональное и муниципальное закрепление за всеми школами и дошкольными учреждениями равнозначных спонсоров со стороны частных компаний. А средства, выделяемые таким образом на поддержку образования, должны иметь льготное налогообложение.
Значительным импульсом для развития системы общего образования в Краснодарском крае стало предоставление образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможности выбора по видам образования, а с другой - в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь дополнительные финансы для решения существующих материально-технических и иных проблем.
Государственное финансирование образования следует увеличивать. Однако такое увеличение финансирования образования, в условиях существующей системы, может привести лишь к совсем незначительному увеличению его продуктивности.
По существу, все бюджетные увеличения на образование в Краснодарском крае направлены на сохранение того, что еще есть, а не на развитие системы образования.
Общее перечисление существующих проблем позволяет сделать вывод о том, что в современной системе образования Краснодарского края нет опережающей государственной стратегии развития образования, отвечающей вызовам времени. Если отношения государства и общества в целом к проблемам российского образования радикально не изменится, то наша страна постепенно утратит свой высокий образовательный потенциал экономически активного населения, в условиях развивающегося научно-технического прогресса и информационной революции может превратиться в страну с неквалифицированной, по современным понятиям, рабочей силой.
Школа должна выпускать людей, прежде всего, здоровых морально и физически, умеющих учиться, адаптированных социально и конкурентоспособных на рынке труда (владеющих знаниями, которые действительно являются нужными для достижения профессионального успеха).
Восстановление целостности образовательной сферы в Краснодарском крае сегодня должно диктоваться не соображениями контроля за нею со стороны государства, а тем, что в школе формируется личность, жизнедеятельность которой не может замыкаться какой-либо узкой, изолированной сферой. Поэтому необходимо определение единой системы приоритетов, представляющих все многообразие национальных, государственных, корпоративных и частных интересов.