Родительское собрание «Семья и школа: равные возможности разным детям»












Конспект
общешкольного родительского собрания.

Тема: «Семья и школа: равные возможности разным детям»










Составила: Борисова Е.Н
учитель начальных классов.











с. Аим
2016 г.


Форма проведения: дискуссия.
Характеристика аудитории: педагоги, администрация ОУ, родители.
Цель:
1.1Психолого-педагогическое просвещение участников собрания о необходимости обеспечения равных условий для получения качественного образования каждым ребенком независимо от возраста, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей при разных стартовых возможностях.
1.2. Содействие формированию у участников образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся) инклюзивной культуры, развитию инклюзивной политики и внедрению инклюзивной практики.
1.3. Формирование у участников собрания готовности участвовать в работе с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования.
Задачи
2.1. Изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический опыт об основных формах, методах и направлениях работы с различными категориями детей, о возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, сложившийся в муниципальных образованиях Хабаровского края.
2.2. Обучить родителей (законных представителей) методам толерантной педагогики и оказать психолого-педагогическую помощь семьям, нуждающимся в этом.
2.3. Информировать участников собрания о создании благоприятных условий для реализации инклюзивной политики и внедрения инклюзивной практики в образовательных организациях Хабаровского края.
2.4. Обсудить положительный опыт выхода из конфликтных ситуаций и разрешения их на принципах равенства, взаимного уважения, понимания и терпимости.
2.5. Формировать потребность у родителей (законных представителей) участвовать в проводимых образовательной организацией мероприятиях с целью создания в социокультурном пространстве равных возможностей для разных групп детей.

Ход родительского собрания:

1. Выступление директора .
Детство - это период человеческого развития, когда ребенок учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества.
Детство не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание.
Я начну с непреложной истины: право на образование – это право любого человека. А образование детей - это основное и неотъемлемое условие их социализации.
Сегодня мы обсудим тему образование всем детям (одаренные, инвалиды, дети с разными особенностями характера)
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна и по этому возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала конвенцию ООН «О правах инвалидов
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных садов принимают детей с особыми образовательными потребностями или особыми возможностями здоровья (ОВЗ), не зависимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создаёт им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
2. Выступление фельдшера ФАПа.
Прежде всего, хотелось бы определиться с понятием « дети с ограниченными возможностями здоровья». Кто же такие – эти дети с ОВЗ? К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:
- дети с нарушениями слуха ( неслышащие и слабослышащие )
- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)
- дети с тяжелыми нарушениями речи
-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
-дети с задержкой психического развития
-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом)
-дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения ( например, слабослышащие с детским церебральным параличом ,слабовидящие с задержкой психического развития и др. )
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно включиться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.
Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка-инвалида как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.
История из жизни: в группе появился ребенок с ОВЗ и все-все вокруг: воспитательница, няня, какие-то тети- постоянно кружатся около этого ребенка. И у некоторых « обычных детей» это вызвало негативные эмоции - ревность, обиды. Чем же закончилась наша история? Негативные эмоции, ревность по отношению к ребенку с ОВЗ сменились на качества, которые раньше в воспитанниках не замечали. Они стали более внимательными, терпимыми. Изменился и сам процесс воспитания в группе, стал, более индивидуальным для всех детей. Постепенно «включились» и родители, и это стало общим делом.
Несомненными плюсами инклюзивного воспитания и образования является то, что « обычные» дети учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого- содействует развитию толерантности.

3.Вступление учителя Борисовой Е.Н
Рассмотрим категорию детей , которые относятся к одаренным. Под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.
Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.
Одаренные дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари, энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
В заключение хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение. Бывают такие случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли раннее проявление одаренности результатом его болезненного состояния. Имеющиеся в психологии данные о том, что одаренные дети в большинстве своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам. Следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и радости. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.
Выступление заведующего Детским садом «Родничок» № 4 Архиповой Г.В

- Нашему обществу, нашим детям нужно учиться быть терпимыми к людям с разными особенностями в характере. Представляю слово Архиповой Г.В с темой «Гиперактивные дети»
3. Сценки с участием детей


- Решение  общего родительского собрания:

- На собрании мы рассмотрели особенности разных детей. Сегодня мы с вами находимся только в начале пути становления инклюзивного воспитания и образования, качество которого зависит от нас. Каждый из нас должен сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
1.    Активизировать деятельность педагогов по формированию инклюзивной культуры родителей.
2.    Психолого-педагогическое сопровождение детей разных категорий.
3.    Поддержка и развитие одаренных детей со стороны педагогов и родителей.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15