Эссе Новые стандарты — новые возможности.


Эссе на тему: «Новые стандарты – новые возможности»
Щипцова Ирина Ивановна, учитель биологии МБОУ Алгасовской СОШ Моршанского района Тамбовской области
С введением ФГОС изменился подход к обучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и расширять, применять в жизни. Ученик будет больше рассуждать, сравнивать, проводить аналогии, писать эссе, решать практико – ориентированные жизненные задачи. Изменилась и система оценивания. Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли он его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появилась возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио достижений.
Ведение стандарта второго поколения во многом изменяет школьную жизнь ребенка. Чтобы соответствовать требованиям ФГОС второго поколения школы стремительно оснащаются современным оборудованием: компьютерами, проекторами, мультимедийными досками и приставками, лингафонными кабинетами, обучающими компьютерными программами. Кроме того, вводятся новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создается новая открытая информационно-образовательная среда, далеко выходящая за границы школы.
Новые требования предъявляются и к учителям, работающим в пятых классах, которые прошли курсы повышения квалификации по внедрению ФГОС второго поколения в основную школу. На уроках основное внимание будет уделяться развитию личности учащегося – это главная цель каждого урока. Важно не просто передать знания школьнику, а сформировать у него умение учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Современные педагогические технологии, которые использует учитель, направлены на развитие критического мышления учащихся, использования различных методов и приемов изучения материала, формирование умения проводить анализ и синтез полученной информации.
Таким образом, можно сказать, что принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не только предметный, но и личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В Стандарте второго поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:
личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),
метапредметные (умение учиться),
предметные умения (конкретные умения для определенного учебного предмета).
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Особое внимание государство уделяет личностным результатам, т.к. именно они наиболее полно отвечают новым требованиям государства и общества на данном этапе.Введение нового образовательного стандарта в Российскую систему образования, на мой взгляд, дает новые возможности учителю использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на уроке. Стандарт устанавливает новую форму организации урока, что позволяет ребенку формировать в себе те качества, которые ожидает от него государство и общество. Все это в совокупности поднимает Российскую систему образования на новый, более высокий уровень, соответствующий мировым стандартам.