Сценарий Моя семья, моя родословная


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Обоянская средняя общеобразовательная школа № 2»
Открытый классный час на тему: «Моя семья.
Моя родословная.» Классный руководитель 6В класса:
Кулинич Елена Александровна
2017 год
Классный час: «Моя семья. Моя родословная.»Цели:
воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью;
развитие интереса к истории своей семьи;
творческих способностей учащихся;
углубление представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких;
сплочение классного коллектива;
коллектива учащихся и родителей; сплочение семей; патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание нового поколения на примере жизни отцов и детей.
Оборудование:
-рисунки детей «Генеалогические деревья семей»,
-выставка «Из бабушкиного сундучка»,
- рисунки «Герб моей семьи»,
-буклеты «Моя семья»,
-музыкальное сопровождение: песня: «Под крышей дома моего», «Родительский дом», красивая инструментальная музыка для минутки тишины .
-презентация « Моя семья»
Метод: рассказ- беседа.

Ход урока: Звучит песня Ю. Антонова « Под крышей дома моего»
- Здравствуйте!
- Давайте встанем. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладошки к сердцу. Что вы чувствуете?(ответы детей)
- Это тепло добрых рук и теплых душ. Свое тепло мы передаем родным и близким людям, а они, в свою очередь, отдают нам свое тепло.
А теперь улыбнемся друг другу, ведь школа – это  тоже семья, в которой должны быть доброта и дружба.
- Сегодня наш час на тему «Моя семья. Моя родословная» 
(Выходят дети)
Учащийся 1: Здравствуйте
Учащийся 2: Здравствуйте!
Учащийся 3: Мы рады видеть вас в этом уютном зале. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.
Учащийся 4:
Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени вселенной.
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Все это так.
Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?..
Такие случаи не редки.
Ученик: В течение многих веков в каждой крестьянской избе хранились фотографии на стене, около иконы, дорогих для сердца родственников, детей, родителей. Иных уже не было в живых, но родители всегда бережно относились к своей родословной и передавали все воспоминания своим детям, внукам и правнукам. На Руси издревле почитали святых Петра и Февронию - покровителей семьи и родословной.
Учитель: - Что такое семья?(ответы детей)
   Посвящается семье. (говорят дети)    1 - Кто такая мама? Это первый луч солнца, первый вдох и выдох, первое прикосновение, первое услышанное слово, первый взгляд, первая улыбка.    Мама — это тот человек, который за руку выводит тебя в мир.    2 - Кто такой отец? Отец - это первое наставление, первый ремень, первый урок, первый разговор по душам, первая защита, первая скала и опора. Отец - это твердыня.    3 - А брат? Брат — это первый помощник, первый партнер по играм, первый критик, первый соратник.    Брат — это второе крыло.  4 - А сестра? Сестра — это женщина, которая сама вскоре станет кому-то женой и мамой. Сестра — это мама в миниатюре.
5 – А кто такая бабушка? Какое это удивительное слово – бабушка! Во многих странах мира люди, не зная языка, поймут сразу о ком идёт речь, стоит только сказать – бабушка!
6- А дедушка? Дедушка, дед, дедуля – как ни скажи это слово – всё равно будет ласково и сердечно. 7 - Кто такие супруг или супруга? Это — ближайший советник и помощник, тот ближний самый человек, возлюбить которого мы обязаны по Евангелию
  8 - Кто такой ребенок? Ребенок — это тот человечек, который продолжит путь по твоей тропинке в этом мире.
А все вместе они - семья.
Притча о сыновьях :(учитель)
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому. Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось. Тогда отец сказал(как вы думаете, что сказал отец) — Вывод делают дети? Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Учащийся :1. Моя семья – моя обитель.Мой дом, мой замок, мой покой.Убереги, Господь Спаситель Ее от нечисти лихой.Убереги нас от соблазнов,И сохрани от бурь и бед.Спаси от зависти и сглаза.А, если нужно, дай совет.2. Моей семье я всем обязан.Не знаю, как благодарить,Тех, с кем душой и сердцем связан,И узелок не разрубить.В семье мы все как будто прутья,И в веник связаны тугой.Сплелись, да так, что не раскрутишьОпасны. На пути не стой.Пока мы вместе, друг за другаНас поломать никак нельзя.В беде мы все стоим упруго.Мы клан, мы племя, мы семья.
Песня «Главное на свете - это наши дети»(поют дети)
Учитель:. Человек растёт и задумывается над вопросом: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной.
- Как вы думаете, что означает слово РОДОСЛОВНАЯ, РОДОСОВИЕ.
Родословная - это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
Родословная – слово о роде.
Род – все родственники, которые имеют общего предка.
Генеалогия – наука о родословной человека.
Дети – родители – бабушки – прабабушки.
   Итак, дерево жизни, рода вашей семьи или генеалогическое дерево. Сейчас расскажет о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться (Селятина А., Морозова А., Лазаренко Д. (2-3 минуты ))
Учитель:
- Что вы узнали, составляя своё генеалогическое дерево?
- Интересно ли было вам исследовать, изучать, составлять?
- Все ли имена родственников вы знали до этого путешествия в прошлое семьи?
- А сколько имён насчитывает ваше дерево?
- До какого поколения вы дошли?
- А какой это век?
- Есть ли среди ваших родных интересные, необычные для современного человека имена?
- Кто долгожитель вашего рода? /Ребята рассказывают о своих исследованиях/
- Вместе с родителями вы составили свое родословное дерево.
-Выполняя эту работу, вы узнали много нового и интересного о своей семье, родных, предках.
При оформлении генеалогического древа проявили творчество, фантазию.
Учащийся: Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи.
Учитель: А сейчас скажите сколько различных имён встречается в вашей родословной, какие имена встречаются чаще, какие реже и что они обозначают.
Учитель:Семья «семь я» вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Если вы внимательно приглядитесь к своим родным, то поймете, что ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз -такой же как у бабушки, родинка – как у дедушки. Вы похожи со своими братьями и сестрами. К тому же у вас проявляются черты характера, такие же, как у ваших родителей, бабушек, дедушек.

Семья –это тот источник, из которого черпаешь всю свою жизнь.
Минута тишины ( на фоне лирической мелодии). Говорят, что в семьях, где царит любовь, уважение, счастье, в сердцах расцветают цветы. Хотите это почувствовать? Тогда нужно сесть по удобнее, закрыть глаза.
В вашем сердце живет бутон, который распускает один лепесток за другим от любви, радости, взаимопонимания и превращается в прекрасный, нежный, ароматный цветок.( пауза) А кто увидел свой цветок . значит живёт с любящей, счастливой семье.

Ученик: Родовое дерево
Жаль не сохранилось записей о предках-Родовое древо ,чтоб восстановить.Нет имён ушедших на зелёных ветках,Но кого я знаю -нужно сохранить!И пишу с любовью имена и даты,Чтоб потомки знали о корнях своих.Может быть и вспомнят обо мне когда-тоИ о нашем дереве прочитают стих.Что уйдём когда-нибудь стоит ли печалиться?Новые побеги в кроне шелестят.Значит родословная дальше продолжаетсяИ пусть эти записи вечно сохранят!Кто родится в будущем -пожелаю искренне,Меньше веток сломанных ,счастливо прожить,Чтоб не забывали вы те простые истины:Надо наше прошлое помнить и любить!
- А сейчас о своей родословной расскажет мама Ани , Шевченко Ирина Николаевна, папа Никиты , Ларин Алексей Анатольевич
Учитель: Если пролистать историю, то можно увидеть, что каждая область, район, семьи имеют свой герб.
У нас тоже есть семьи, которые имеют герб своего рода. Сейчас Эдик расскажет нам, что изображено на его гербе. Кто ещё хочет? ( 2 ученика )
Учащийся: Семейная связь времён – это тайные нити, которые связывают сегодня со вчера, с прошлым. Очень интересно рассматривать уникальные старые вещи, которые когда-то держали руки родственников. Это и учебники, по которым учились, почётные грамоты за трудовые достижения и успехи в спорте, это медали наших дедов, старые газеты, это туфельки и платьица, в которых наши бабушки бегали в клуб на танцы.
Учитель: Старые родные вещи. А теперь это музей. У нас тоже представлены некоторые вещи наших родных на небольшой выставке « Из бабушкиного сундука»
 Сегодня, ребята, вы выступили в роли археологов, журналистов, художников, рассказчиков, историков, путешественников. Вы совершили увлекательное и познавательное путешествие в прошлое своей семьи, а значит и в прошлое нашей Родины. Спасибо родителям, бабушкам и дедушкам.
   Запомните навсегда древнюю мудрость: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости»
Подведение итогов классного часа:
Какие выводы можно сделать из сегодняшнего часа?
- Многие наши интересы, навыки и таланты перешли к нам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых мы никогда не видели. - Когда-нибудь и мы станем родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на нашу жизнь, стремясь узнать, какими мы были. - Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям. -Мы постараемся прожить жизнь так , чтобы нашим детям, внукам, правнукам не было за нас стыдно, и они могли гордиться нами.
Учащийся:
Жизнь, она торопится, не ждет.                                                                                На крутом изломе поддержите.                                                             Знайте беды их наперечет.                                                            Сохраняйте письма, ждите в гости.                                                   Иногда дарите им цветы.                                                                       Это очень трудно, очень просто.                                                                       Жизнь прожить- не поле перейти.                                                     Близкие от нас уходят в вечность.                                                                  Каждому свой час и свой черед.                                                                     Пусть жестокость или бессердечность                                                                          Поздним вас раскаяньем не жжет.                                                                  Вы еще успеете. Спешите                                                                  Окружить их множеством забот.  Будьте снисходительны к ошибкам                                                         и прощать умейте в свой черед. 
А закончить наш урок мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II: "Божие благословение почивает на тех, кто созидает семью, почитает и хранит память о своих предках и воспитывает детей. Божие благословение всем тем, кто начинает вести летопись своего рода, свою семейную летопись. Пусть она становится кладезем жизненного опыта для вас и ваших потомков. Пусть поможет осознать место каждого члена семьи в истории и вечности".
- Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами. И пусть сердце, которое мы с вами сейчас сделаем из фотографий наших семей, родственников оставит теплый след в душах всех присутствующих.( на доске из фото выкладываем большое сердце под гимн семьи.)
Ученик:
В семейном кругу мы растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ – родительский дом.
Звучит песня «Родительский дом» (поют все вместе, дарим буклеты о семье) ,на экране презентация «Моя семья»