Урок по русскому языку для 7 класса «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато»


Урок русского языка в 7 классе по теме
«Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»
Цель урока:
1) Формировать навык написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО; способствовать умению отличать союзы
от омонимичных сочетаний слов;
2) развивать умение анализировать языковые явления
и делать выводы;
3) формирование ценностного отношения к слову
и его лексическому значению
Тип урока: урок изучения нового материала
Ведущий метод: проблемный
Оборудование: интерактивная доска; материалы урока, представленные на слайдах; сигнальные индивидуальные карточки; оценочные листы.
Ход урока:
1) Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
-Подпишите оценочные листы
2) Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите на доску и прочитайте предложения:
1.Если тебе случится на кого-то рассердиться, рассердись также на самого себя, хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого (Н.В. Гоголь)
2.Относись к людям так же, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.
- Посмотрим на содержательную сторону этих предложений.
- Скажите, что объединяет эти два высказывания? (мысль о человеколюбии, гуманном отношении друг к другу)
- А что значит быть гуманным?
- Ребята, как вы понимаете слова Н.В. Гоголя?
- Как вы объясните второе предложение? (Нужно уважительно относиться друг к другу, а мы порой допускаем грубость при общении с одноклассниками, друзьями, родителями учителями…)
-А теперь обратимся к орфографии этих предложений.
- Как произносятся и как пишутся выделенные слова?
Проблемный вопрос: Как вы думаете, от чего это зависит?
Фронтальный опрос:
На какие группы делятся части речи в русском языке?
Назовите самостоятельные части речи. Служебные части речи.
Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?
Какая часть речи выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении?
Какая часть речи связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного?
Какие виды союзов вам известны?
На какие группы делятся союзы
Тема сегодняшнего урока «Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».
3. Постановка темы и целей урока
- Запишите число и тему урока.
- Сформулируйте цели урока.
4. Мотивация на изучение нового
- Обратимся к традиционному источнику информации – учебнику.
Откройте параграф 61 и прочитайте самостоятельно правило.
5. Презентация нового материала
- Ребята, что вы узнали из прочитанного материала учебника?
Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО пишутся слитно
их следует отличать их от омонимичных сочетаний
Если это омонимичные сочетания, то ЖЕ и БЫ можно опустить или переставить на другое место
Что союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ можно заменить союзом И, союз ЧТОБЫ – составным союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, а союз ЗАТО- союзом НО
- Как отличить союз от местоимения или наречия?
- Запомнить орфограмму нам помогает правило. А что нужно сделать, чтобы лучше его запомнить? (составить алгоритм)
6. Первичное осмысление
- Опираясь на таблицу и правило учебника, составляем алгоритм,
- Какой будет 1-ый шаг? (Можно ли ТОЖЕ, ТАКЖЕ заменить союзом И?)
- Какой будет 2-ой шаг? (Можно ли опустить ЖЕ?)
- Запишите алгоритм в тетрадь.
- Вернёмся к нашим предложениям, с которых мы начинали урок и посмотрим, что можно с ними сделать, исходя из алгоритма.
Если тебе случится на кого-то рассердиться, рассердись и на себя самого, хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого.
Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.
( В 1-ом предложении можно ТАКЖЕ заменить союзом И, а во 2-ом предложении можно опустить частицу ЖЕ)
7.Вторичное осмысление
- Объясните написание слов, пользуясь алгоритмом.
* Незнакомец был невысок ростом, за(то) плечист.
* Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.
* Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.
8.Первичное закрепление
- Запишите предложения, раскрыв скобки:
1. Все очень устали, за(то) цели достигли.
2. Так(же), как в море, над лугами дуют свежие ветры.
3. Его прозвали Знайкой за(то), что он много знал.
4. Мы остановились у колодца, что(бы) набрать воды.
- Взаимопроверка:
Без ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Больше двух ошибок - 0
9.Вторичное закрепление
Работа с сигнальными карточками (красная – слитно, зелёная – раздельно): Делай так же, как я; Я тоже занимаюсь спортом; Учусь, чтобы писать грамотно; Мне тоже не сиделось; Берись за то, что умеешь; Что бы мне съесть на завтрак? Нам тоже становилось страшно; Все собрались так же быстро, как и разошлись; Люблю свой край за то, что он прекрасен; Дверь закрыли, чтобы никто не входил; На улице дождь, зато воздух чист; Приготовь то же блюдо, что и вчера.
10. Применение знаний в новой ситуации
- Допишите недостающие слоги «то», «же», «бы» с требуемым по правилу слитным или раздельным написанием:
День был ветреный, за___тёплый.
Мои друзья пошли в театр, я то___пошёл.
Что___ты подумал о человеке, который не сдержал слово?
Книга показалась мне то___ интересной.
Что___быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам.
-Взаимопроверка с проверкой у доски(1 ученик вставляет нужные слоги)
-Ответ - зато, тоже, что бы, тоже, чтобы
Без ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Больше 2-х ошибок – 0
11. Диагностика и коррекция знаний
Восстановим правило написания слов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.
Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО пишутся ___. Их следует отличать от сочетаний ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ, ЗА ТО.
В этих сочетаниях ___ ЖЕ, БЫ могут быть опущены или переставлены на другое место.
Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ можно __ союзом И, союз ЧТОБЫ - союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, а союз ЗАТО – союзом НО.
Запишите в столбик восстановленные слова (слитно, частицы, заменить)
-Взаимоконтроль:
Безошибочно – «5»
Хоть 1 ошибка – 0
- Цифровой диктант. (Задание на АНАЛИЗ). Запишите номера предложений с союзами
1.Что(бы) он ни делал, всё у него получалось хорошо.
2.Дождь прекратился, ветер то(же) затих.
3.Выполни то(же) задание, что и вчера.
4.Марьяна улыбалась редко, за(то) её улыбка всегда поражала.
5.В деревню мы собирались за(тем), чтобы отдохнуть, собрать грибов и ягод.
- Ключ – 2, 4, 5
-Взаимопроверка:
Без ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки и более – 0
- Последним заданием сегодняшнего урока будет «Закончить данные предложения» (Синтез)
Что бы ни случилось, …
Надо беречь природу сегодня, чтобы…
Я был благодарен другу за то, …
Мой добрый, верный друг…Спустя годы, в нём осталось то же: …
12. Итоги урока
-Какой была цель нашего урока? Мы достигли этой цели?
-Какие источники информации помогли нам в этом?
-Что мы делали, для того чтобы усвоить тему?
-Что мы узнали о правописании слов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО?
-Какие человеческие качества, по-вашему, ценны в людях?
13. Домашнее задание:
Всем выучить правило параграфа 61,
На «3» - упр.№349
На «4» - упр.№347
На «5» - написать сочинение-миниатюру или составить 5-6 предложений на тему «Дружба в моей жизни?», включив в него союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО и омонимичные им сочетания слов.
14. Рефлексия (заполняется в оценочных листах) Ответьте на вопросы:
Чему мы научились на уроке? Что было самым трудным? Что было интересным на уроке? Что вам понравилось на уроке? Какое настроение у вас сейчас?