Методическая разработка урока математики Деление с остатком


КОНСПЕКТ
УРОКА
ПО МАТЕМАТИКЕ
«ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ»
(3 класс «Школа России»)


Учитель начальных классов
Мамина Ольга Андреевна





2016 год
ТЕМА УРОКА: Деление с остатком
Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.
Задачи урока:
1.Образовательные:
Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
Формировать практические навыки деления числа с остатком;
Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.
2.Развивающие:
Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
Развитие культуры речи и эмоций учащихся.
3.Воспитательные:
В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,
наблюдательности и любознательности,
развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;
Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;
ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление.
СТРУКТУРА УРОКА:
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний.
III Целеполагание и мотивация.
IV Первичное усвоение новых знаний.
V Осознание и осмысление учебного материала.
VI Первичное закрепление.
VII Контроль и самопроверка.
VIII Подведение итогов, рефлексия.
Этапы урока
Деятельность
Учителя
Планируемые результаты
УУД

I Организационный момент.

- Ребята, проверьте, всё ли готово к уроку. Улыбнитесь и повторяйте за мной.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы - старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится! Садитесь.

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала такие строки: Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. Я желаю вам удачи в открытии нового
- Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне, гостям и друг другу.
- Я желаю, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока. Всем большой удачи.
На доске расположены 3 облака разного цвета (голубого,синего,фиолетового)
- Какому цвету, облака соответствует ваше настроение?

- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания, а для этого я предлагаю вам отправиться в “ИКС-педицию”.
– Чем в математике является Х – ? (Неизвестным числом, которое надо найти.)
- Мы должны провести исследовательскую работу, в математике для вас еще много неизвестного.
Вам нужно будет выполнять роли:
Экспертов – должны хорошо считать,
Инспекторов – проверять, доказывать свою правоту.
Наблюдатели – гости, присутствующие на уроке, свидетели происходящего.
В пути нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение, а также, ребята, вы сами будете оценивать свою работу и проставлять на полях вашей тетради баллы.

Личностные:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, умение учиться и способность к организации своей деятельности

Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.


II Актуализация опорных знаний.

Повторим правила работы в группе.

Ребята, разделимся по группам:
1. «Весёлые примеры».
Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы на доске.
1 группа:
Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 5 = 40)
Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?
(54 : 9 = 6)
Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 3 = 36)
2 группа:
Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 10 = 50)
Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 2 = 46)
Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)
3 группа:
У рыбы с усами3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки.
(3 7 = 21)
Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов.
(50 : 10 = 5)
Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 2 = 66)

Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.





Молодцы с заданием справились, но на обратной стороне карточек есть еще задание.
-Продолжают работать в группах.
(на обратной стороне карточки даётся ещё одно задание)












Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.









Коммуникативные УУД:
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Умение слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Регулятивные УУД: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.






III Целеполагание и мотивация.

Постановка проблемы.
Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся? (ДЕЛЕНИЕ)
- Расскажите, что вы знаете о делении?
Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных:
10:5 9:3 9:2
Вы смогли полностью выполнить задание?
(Нет)
- Почему? В чём было затруднение? 9:2
Чем похожи примеры и чем отличаются?
( в примере 9:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое)
Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления)
Эксперимент 1: -Предлагаю такую ситуацию - у меня лежит стопка из 9 тетрадей, я её отдаю и предлагаю разделить поровну между двумя учениками.
- Попробуем.
- Разделили?
- Делаем вывод.
Сколько получит каждый?(по 4)
Все ли тетради разделили? (нет)
Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (потому что делили поровну)
Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (остаток)
Давайте запишем это выражение.
-Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь?
В математике принято количество оставшихся предметов записывать так:
9 : 2 = 4 (ост. 1)
(уч-ль проговаривает)
-Сколько разделили без остатка?(4) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу умножения)
-Так сколько раз по 2 содержится в 9? (4 ост. 1)
Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.
Так какая тема урока? (Деление с остатком)

На доске высвечивается тема урока:
Деление с остатком.
Откройте учебники и прочитайте тему .
Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет)
ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ:
Научится выполнять деление с ..
Прочитайте текст рядом с красной чертой.
ВОПРОСЫ:
Как разделить число с остатком? (Найти ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка)
Как найти остаток? ( Из числа вычесть разделившееся )
Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке.
Физминутка

Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание;

Личностные:
учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Коммуникативные:
владение диалогической формой речи.

Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.


IV Первичное усвоение новых знаний.

Эксперимент 2 :
– Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления.
Работа в парах: (полоски = 10 см).
Задание: - Измерьте и узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 10?
– Какое решение запишем? 10 : 3 = 3 (ост 1)
– Что в записи означает 10? (делимое), 3? (делитель), 3? (частное), 1? (остаток).
– Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).


Коммуникативные:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные : сохранять заданную цель урока

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму.


V Осознание и осмысление учебного материала.

Практическая работа
- А сейчас поработаем практически, нам необходимо выполнить задание № 2 на с. 26 и решить задачу № 3 на этой же странице.
- Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь.
А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?
Как вы думаете, что нам поможет?
(Алгоритм)
(карточки с алгоритмом розданы детям)
Памятка
Как разделить число с остатком.
Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.


Познавательные:
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи.

Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать вывод


VI Первичное закрепление.

Какая тема нашего урока?
Какое открытие вы для себя сделали?
Самостоятельная работа
Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.
56 : 9 = 45 : 8 = 96 :16 =
60 : 5 = 83 : 40 = 63 : 5 =
Выполни деление с остатком:
9 : 4 = 50 : 9 = 48 : 7 =
15 : 6 = 84 : 9 =
- Сейчас проверим как, вы, справились с работой.
(критерии оценки)
«0» ошибок – 3 балла
«1» ошибка – 2 балла
«2» ошибки – 1 балл
«3 и более» - 0 баллов
А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить? Продвинулись по лесенке?

Личностные:
способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок.


VII Контроль и самопроверка.

1)Работа в тетрадях на печатной основе с. 34 № 89
Взаимопроверка.
2) Найди ошибку.
5:2=2 (ост.2) 12:7=1(ост.5) 10:3=3(ост.1) 11:2=5(ост.2) 24:5=4(ост.4)
Проверка: за правильный ответ 1 балл

Регулятивные: уметь работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде деятельности; слушать, когда говорят другие.

Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими.

Познавательные: уметь осознано, и произвольно строить устные речевые высказывания.

VIII Подведение итогов, рефлексия.

– Какое открытие помогла нам совершить “ИКС-педиция”?
Необходимо ли вам это новое открытие?
Для чего?
Достигли мы поставленной цели?
Отметьте теперь себя на лесенке знаний?
- Давайте подсчитаем баллы, выставим оценки.
4б-«5», 3б-«4», 2б-«3», 1б-«2»
И оцените свою работу на уроке с помощью светофорчиков.
Рефлексия.
У вас на партах шаблоны облаков – настроений, раскрасить их по своему настроению и прикрепите к соответствующим облакам по настроению на доску.

 Д/З: (по выбору)
Придумать, записать и решить 5 примеров на деление с остатком.
У. № 5, с.26
Р / т №93, с. 35
Спасибо ребята, за работу на уроке.


Регулятивные: уметь осуществлять самооценку и взаимооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие.

Познавательные:
уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.

Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими.



40 6 36

21 5 66

50 46 8

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,
14,15,16,17,18,19,20

11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30


20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,32,33,34,35,36,3738,39,40.


Обведите числа, которые делятся на 2 без остатка. т.д.

Обведите числа, которые делятся на 3 без остатка.

Обведите числа, которые делятся на 4 без остатка.




Заголовок 315