конспект урока русского языка на тему Правописание союзов также, тоже, чтобы, зато (7 класс)

План-конспект открытого урока русского языка в 7 классе
Правописание союзов также, тоже, чтобы, зато.
Учитель русского языка
и литературы СШЛ№23 г.Актобе
Кайрбаева З.В.
Цель. Дать понятие о правописании союзов также, тоже, чтобы, зато.
Задачи. Рассмотреть слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато,
их отличительные признаки. Развивать орфографические и пунктуационные навыки, память, речь, творческое мышление, умение отличать данные союзы от омонимичных частей речи. Воспитывать любовь и уважительное отношение к матери.
ТСО. Интерактивная доска.
Тип урока. Комбинированный.
Методы, использованные на уроке - исследовательский, эвристический
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Объявление цели и задач урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы изучим правописание союзов также, тоже, чтобы, зато. Перед вами, ребята, стоит задача – понять, как пишутся данные союзы, запомнить их отличительные признаки и научиться отличать их от омонимичных частей речи.
III. Актуализация полученных знаний.
1. Словарная работа. Записать словосочетания, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить правописание слов.
Заботится, (не)смотря на усталость; (в) течени всей жизни; благодаря любим мамочк; быть (перед) нею в долгу; говорит (на)счёт успехов детей.
- Назовите производные предлоги, которые пишутся слитно.
- Перечислите производные предлоги, у которых на конце пишется буква Е.
- Опираясь на СС из словарного диктанта, определите тему лексического материала сегодняшнего урока. Почему мы говорим именно о маме?
2. Учитель. На предыдущих уроках вы говорили о союзе как служебной части речи. С помощью рубрики «Подтверди или опровергни» мы повторим некоторые теоретические сведения о союзе.
- Союз – служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении?
- Союз имеет следующие морфологические признаки
- Союзы делятся на сочинительные и противительные?
- Сочинительные союзы делятся на 3 группы
- К соединительным союзам относятся И, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ИЛИ
- Подчинительные союзы связывают ПП в составе СП
- К подчинительным союзам цели относятся
- В зависимости от типа связи СП делятся на ССП и СПП
3. Выборочный диктант. Выписать из предложений союзы.
Уважение – это застава, охраняющая как отца и мать, так и их дитя. (О.Бальзак)
Подлинная свобода сына или дочери – быть послушными детьми. ( Сухомлинский)
Искусство быть родителем состоит в том, чтобы спать, пока ребёнок не видит. (Американская пословица) Сердце матери – бездна, на дне которой всегда найдётся прощение. (О.Бальзак)
С помощью ручки на интерактивной доске распределяются выписанные союзы по группам (сочинительные и подчинительные)
IV. Новая тема.
1. Запись предложений на интерактивной доске.
Учащийся записывает предложение, расставляет знаки препинания, выделяет грамматическую основу, союз, пробует союз заменить синонимичным союзом.
Каждую секунду в мире рождается три человека, они тоже вскоре смогут произнести слово «мама». Чтобы мама была счастлива, надо искренне е
·ё любить. Мама не всегда будет рядом с тобой, зато мамин голос, её глаза и руки ты запомнишь на всю жизнь.
- Итак, заметили ли вы, как пишутся союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО? (всегда пишутся слитно)
- Какими синонимичными союзами их можно заменить? Какой способ проверки мы можем ещё использовать? (Опустить слова БЫ, ЖЕ)
2. Работа с таблицей «Отличие союзов от омонимичных частей речи»
V. Закрепление.
1. Восстановить в данном тексте союзы, списать предложения, относящие к теме урока, расставив в них знаки препинания. Объяснить правописание союзов и омонимов.
День матери
В мире я много видел праздников, но меня больше всех растрогал праздник матери. День матери, который я видел на Кубе.
Утром водитель сказал, что он непременно должен заехать к матери. Сегодня её день, и ничто не может помешать этой встрече.
Семья была многодетная, зато все дети приехали к своей матери, чтобы от всего сердца поздравить её.
Так же, как в этой семье, в каждом доме дети приехали с подарками к матери. Многие приехали, чтобы возложить цветы к её могильному памятнику.
(По Р.Гамзатову)
2. Цифровой диктант: записать номера предложений в соответствующие колонки (1 колонка - № предложения с союзом, 2 колонка - № предложения с омонимичными частями речи)
1) Улыбаюсь я, как мама. Так (же) хмурюсь я упрямо. У меня такой же нос и такой же цвет волос!
2) Я помню руки матери моей, и я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей, святее вас нет ничего на свете!»
3) Любовь матери так (же) естественна, как цветение сирени, как первый дождь.
4) Мы любим её как хорошего друга за (то), что у нас с нею всё сообща,
За (то), что, когда нам приходится туго, мы можем всплакнуть у родного плеча.
5) Что (бы) вы ни пережили, воспоминания всегда будут возвращать вас в светлый мир детства, к образу матери.
6) Дети мира, берегите мать! Что (бы) в душу не проникла плесень, что (б) не стала наша жизнь темна, что (бы) не забыть прекрасных песен, тех, что в детстве пела нам она!
1 колонка: 2,6 предложения 2 колонка: 1,3,4,5 предложения
3. Творческая работа. Составить текст по данному началу, используя союзы также, тоже, чтобы, зато.
Мама - одно из самых древних слов на земле. Сколько тепла таит это слово!
VI. Итог урока. Рефлексия.
Продолжите высказывания: - сегодня я почувствовал, что;
- у меня получилось;
- я научился.;
- я выполнял задания .;
- мне захотелось.
Учитель. Я надеюсь, что вы, ребята, задумаетесь над тем, какое значение имеет мама в жизни каждого человека. Хотелось бы, чтобы вы не забывали о ней никогда. А закончу урок я словами А.Дементьева: « Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют. Среди забот, влюблённости и книг не забывайте с ними быть добрее».
VII. Домашнее задание: упр. 750
















15