Программа кружка эколого-биологической направленности

«Утверждаю»
директор школы_______Сенкевич Е.В.
приказ № 164 от «01» сентября 2012 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждении
Урагубская средняя общеобразовательная школа
МО Кольский район Мурманской области


Рабочая программа
кружка эколого – биологической направленности

«Экология и человек»


Срок реализации: 3 года

Возраст учащихся: 10 – 12 лет




с.п. Ура – Губа
2012 год






Пояснительная записка

Назад, к природе!
Ж. Ж. Руссо

Познавайте свою страну,
свой край,
свою гору или речонку!
Не бойтесь,
что малы эти горушки или речонки,
ведь из малого вырастает большое!
А. Е. Ферсман


В наши дни общественность серьёзно озабочена проблемой экологического образования и воспитания людей. До определённого времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
Ещё в 1992 г. на межправительственной конференции в Рио–де–Жанейро были поставлены задачи, среди которых важнейшими являются:
принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;
воспитание экологической культуры подрастающего поколения.
Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Правительства РФ № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения», в котором экологическое образование и воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы общеобразовательных учреждений.
В условиях модернизации российского образования возникает понимание значения экологических знаний и экологизации воспитания как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей. Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ведущими в существующей системе образования в интересах устойчивого развития и общества в целом, представляя собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека.
Современное школьное образование должно развиваться по принципу непрерывности экологического образования и воспитания, которое заключается в том, что учащиеся постепенно, шаг за шагом, овладевают сначала элементарными экологическими знаниями, а затем поднимаются до осмысления глобальности происходящих процессов.
МОУ Урагубская СОШ МО Кольский район Мурманской области расположена в небольшом рыболовецком посёлке Ура-Губа. В последнее время территория села и прилегающая к нему территория подвергаются сильному антропогенному воздействию: жители перестали следить за чистотой подъездов, улиц; лес засоряется мусором; водоемы используются не по назначению. Зимой производится бесконтрольная вырубка деревьев. Улицы посёлка требуют благоустройства, озеленения.
На основе выше перечисленных проблем в МОУ Урагубская СОШ была разработана программа экологического воспитания учащихся.


Цель: формирование экологического мировоззрения школьника, основанного на представлении о своём единстве с природой и о направленности своей культуры и всей деятельности на её развитие.


Задачи:
образовательные – углубление и расширение знаний в области экологии, повышение уровня экологической грамотности;
воспитательные – привитие интереса к изучению родного края, воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами морали;
развивающие – развитие творческих способностей учащихся, умений и навыков исследовательской и проектной деятельностей.


Подавляющее большинство программ для государственных учреждений дополнительного образования предполагает изучение одного направления: бережное отношение к природе родного края («Прикладная экология»).
Программа «Экология и человек» направлена не только на расширение и углубление знаний в области прикладной экологии, но и на формирование системы знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, воспитание экологической культуры.

Средний возраст учащихся – 10 – 12 лет.
В этом возрасте хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно – образное мышление; зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что у детей в этом возрасте уже сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей средой, развиты чувства сопереживания, сочувствия.
Кроме того, уровень информированности школьников о природе позволяет им осознавать себя как носителя экологической культуры.

Программа рассчитана на 3 года обучения.
Программа первого года обучения разработана для учащихся 10 – 12 лет (5-6 классы), количество детей в группе 10 человек.
Режим работы – 1 раз в неделю 1 час.
Программа направлена на углубление и расширение знаний в области прикладной экологии. Школьники в игровой форме узнают о современных проблемах охраны природы.

Второй год обучения – 12 – 13 лет (6 – 7 классы).
Режим работы – 1 раз в неделю 1 час.
Школьники знакомятся с понятием «мониторинга и оценки состояния окружающей среды».

Третий год обучения – 13 – 14 лет (7 – 8 классы).
Режим работы – 1 раз в неделю 1 час.
Программа направлена на воспитание экологической культуры школьников, жителей села Ура - Губа.

Данная программа разработана на основе авторской программы (Авторы – составители: Малютина Т.Г., учитель географии и биологии, Тафинцева Н.С., учитель русского языка и литературы. Рецензия № 1006 от 26.12.08 г. МОИПКРОиК)

Формы работы:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно – иллюстративный, рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, исследовательская и проектная деятельности.

С целью выявления уровней обученности предполагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога
II уровень – репродуктивный без помощи педагога
III уровень – продуктивный
IV уровень – творческий
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся в экологическом объединении осуществляется в несколько этапов:
Промежуточный контроль.
тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний;
фронтальная и индивидуальная беседа;
выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
решение ситуационных задач, кроссвордов;
игровые формы контроля.
Кроме того, промежуточный контроль предусматривает участие школьников в конкурсах и выставках разного уровня.

Итоговый контроль.

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в экологическом объединении.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III и IV уровни обученности, создание исследовательских работ, проектная деятельность.

























Содержание
программы I года обучения
Введение. Путешествие Эколошки в предмет «Прикладная экология» (тематическая игра) 1ч.
Эколошка о современных проблемах охраны природы. 3ч.
Роль природы в жизни человека. Виды природных ресурсов. Принципы и правила охраны природы. Охраняемые природные объекты Мурманской области. Игра «Путешествие Эколошки в мир экологии Мурманской области»
Путешествие Эколошки в мир почвы. 7ч.
Строение почвы. Образование и свойства почвы. Основные виды эрозии почв. Охрана почв (зональные мероприятия). Мониторинг почв пришкольного участка. Практикумы «Определение структуры почв пришкольного участка», «Определение кислотности почв по растениям- индикаторам», « Осенняя перекопка почвы на УОУ. Подготовка почвы для будущей рассады». Выставка «Юннаты – это мы!»
Путешествие Эколошки в мир растений. 12 ч.
Современное состояние и охрана растительности. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Практикум «Изучение цветковых растений пришкольного участка». Классификация комнатных растений. Экскурсия к цветоводу – любителю Груздевой Р.С. «Многообразие комнатных растений». Содержание растений дома. Расположение комнатных растений. Уход за растениями. Размножение растений. Практикум «Вегетативное размножение растений». Цветы в интерьере школы. Декоративно-цветущие, декоративно-лиственные, лекарственные комнатные растения. Конкурс стихов русских поэтов 19 века о флоре «Цветы и поэзия». Композиции. Практикум «Подбор растений и цветочных горшков для композиций». Акция «Подари цветок школе».
Путешествие Эколошки в мир фауны. 5 ч.
Значение животных в природе и хозяйственной деятельности. Прямое и косвенное воздействие человека на животных. Охрана редких и исчезающих видов животных. Конкурс рисунков и сочинений «Редкие и исчезающие виды животных Мурманской области». Охрана и привлечение птиц в зимний период. Внеклассное мероприятие «Птицы - наши друзья!» Заповедники, заказники Мурманской области.

Путешествие Эколошки в мир воды. 3ч.
Причины дефицита пресной воды. Источники загрязнения водных ресурсов. Основные меры по охране водных ресурсов. Способы очистки сточных вод. Основные мероприятия по рациональному водопользованию. Творческая работа «Путешествие Эколошки в мир чистой воды»
Путешествие Эколошки в мир воздуха. 2ч.
Причины и источники загрязнения воздуха. Естественное и искусственное загрязнение. Меры по охране воздуха. Акция «Чистая планета».
Обобщающая игра - путешествие «Эколошка в мире экологии».1ч.






































Прикладная экология
Учебно-тематический план
I года обучения

№ п/п
Тема занятий
Всего часов
лекции

практич.
работа

1


2


3


4


5

6
7

8
Введение. Путешествие Эколошки в предмет «Прикладная экология»

Эколошка о современных проблемах охраны природы.


Путешествие Эколошки в мир почвы.

Путешествие Эколошки в мир растений.


Путешествие Эколошки в мир фауны.

Путешествие Эколошки в мир воды.
Путешествие Эколошки в мир воздуха.
Эколошка в мире экологии




Всего:
1


3


7


12


5

3

2

1

34



1


1


2


1

1

1



7
1


2


6


10


4

2

1

1

27


Содержание
программы II года обучения
Введение.1ч.
Понятия «мониторинга и оценки состояния окружающей среды». Лабораторное оборудование. Методы проведения исследований.
Мониторинг почв п. Ура – Губа. 5ч.
Определение типов почв поселка, их свойств и структуры. Определение кислотности почв по растениям-индикаторам. Оценка экологического состояния почвы для выращивания сельскохозяйственных культур. Приготовление почвенной вытяжки.
Мониторинг воздуха 3ч.
Биоиндикация воздушной среды поселка. Изучение экологического состояния пришкольной территории. Оценка экологического состояния воздушной среды.
Мониторинг водных ресурсов п. Ура-Губа 5ч.
Методы биоиндикации загрязнений водных экосистем. Оценка экологического состояния водных объектов поселка. Акция «Чистая вода – всем нужна, друзья!»
Мониторинг флоры и фауны п. Ура-Губа 5ч.
Изучение видового состава растительного и животного мира на территории поселка. Рациональное использование лесных ресурсов. Презентация: «Родной уголок земли». Редкие и исчезающие виды органического мира на территории поселка. Экскурсия «Удивительное рядом». Деревья и кустарники зимой. Агротехника выращиваемых на территории поселка сельскохозяйственных культур. Конкурс сочинений «Край родной!» Наблюдение за любимым животным.
Массобмен п. Ура-губа.3ч.
Потребление основных видов ресурсов и образование отходов.
Мониторинг здоровья населения п. Ура-Губа. 10ч.
Изучение показателей здоровья человека. Численность населения п. Ура-Губа, причины снижения. Адаптация человека к проживанию в районах Крайнего Севера. Влияние основных атмосферных загрязнителей на организм человека. Воздействие компонентов табачного дыма на человека. Конкурс стихов и рисунков «Береги здоровье смолоду!»
Экологическое состояние поселка Ура-Губа. 3ч.
Составление экологической карты поселка. Пресс – конференция «Грязные точки поселка. Меры ликвидации». Акция «Чистый поселок»

Экология поселка
Учебно-тематический план
II года обучения


п/п
Тема занятий
Всего часов
Лекции
Практич.
работа

1

2

3

4

5

6


7


8



Введение

Мониторинг почв п. Ура-Губа

Мониторинг воздуха

Мониторинг водных ресурсов п. Ура-Губа

Мониторинг флоры и фауны п. Ура-Губа

Массообмен п.Ура-Губа


Мониторинг здоровья населения п.Ура-Губа

Экологическое состояние поселка


Всего:
1

5

2

5

5

3


10


3

34


1

1



1

1

1


2


1

8


4

2

4

4

2


8


2

26



Содержание
программы III года обучения
Введение. 1 ч.
Экологическая культура школьников.12ч.
Самонаблюдение "Я и мои привычки». Практикум «Дневник самонаблюдений». Здоровый образ жизни. Правила личной гигиены. Санитарные правила режима дня и учебных занятий. Правила поведения в отношениях между людьми. Правила поведения в природе.
Практикум «Составления памяток о правилах поведения».
Конкурс плакатов и стихов « Вредным привычкам - нет! ЗОЖ – да!»
Практикум «Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты» Практикум «Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места».
Практикум «Проведение социологического опроса школьников по проблеме их отношения к окружающей среде».
Экологическая культура семьи. 14ч.
Поведение в быту. Факторы вашего окружения. Практикум «Выявление экологически опасных веществ, используемых в быту и факторов их воздействия». Загрязнение продуктов питания. Антропогенные источники электромагнитных полей. Искусственные источники радиации. Способы улучшения обстановки в вашем доме.
Проект идеального жилища. Правила личной гигиены при уходе за домашними любимцами. Фотовыставка «Наши питомцы»
Акция совместно с родителями «Посади дерево»
Конкурс сочинений «Здоровая семья, здоров и я!»
Игра – путешествие «Экологическая тропа».
День здоровья «Мама, папа, я – крепкая семья!»
Экологическая культура жителей поселка п.Ура-Губа. 7ч.
Разработка и проведение социологического опроса взрослых жителей поселка по проблемам окружающей среды.
Экологическое состояние подъездов в поселке. Меры по улучшению.
Беседа с главой администрацией поселка п.Ура-Губа Левковской Л.В., инженером – экологом Груздевой Н.А. об экологических проблемах в поселке и их решении. Проблема биологических ресурсов. Выпуск листовок с обращением к жителям села об охране природы нашего края, утилизации отходов. Агитация жителей поселка «Мы голосуем за ЗОЖ!», привлечение к участию в экологической акции «Чистый поселок». Театрализованное представление «Будущее поселка в наших руках!»



Экология культуры
Учебно-тематический план
III года обучения



п/п
Тема занятий
Всего часов
Лекции
Практ.работа

1

2

3

4
Введение

Экологическая культура школьников

Экологическая культура семьи

Экологическая культура жителей посёлка Ура-Губа

Всего:
1

12

14

7


34
1

4

4

1


10


8

10

6


24





















Список
использованной литературы
1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования школьников.// НШ. - 1999. - №1. стр. 19-22
2. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6. стр.92-94
3. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - № 3 – стр. 57 - 59
4. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. - 1987
5. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. - 1987
6. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: книга для учащихся – М.: Просвещение, 1985 – 192 стр.
7. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. - 1998. №6. стр. 13-14
8. Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986.
9. Гришева Е. А. Задания экологического содержания - М.: Просвещение, 1999
10. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. - 1989. №10-11.
11. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. - 1998. №6. стр. 125-127
12. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. - 1983
13. Майорова М. Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. // НШ. - 1999. №12. стр. 60-61
14. Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // НШ. - 1999. №3. стр. 32-34
15. Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. - 1998. №6. стр. 26-28
16. Салеева Л. П. Содержание экологического образования. // Биология в школе. - 1987. №3
17. Ферб П. Популярная экология. М., Мир. - 1971.
18. Чижевский А. Е. Экология у нас дома. // НШ. - 1998. №6. С. 43-46.
19. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. - 1998




































Формы работы


Коллективные

Групповые

Пресс-конференции

Тематические собрания

Вечера, праздники

Экологические отряды, кружки

Экскурсии, походы

Экологические акции



15