Методическое пособие Полевой практикум как форма организации исследовательской деятельности на занятиях эколого – биологической направленности


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»»
Карасова Т. О.
Методическое пособие
Полевой практикум как форма организации исследовательской деятельности на занятиях
эколого – биологической направленности
Киренск, 2016
Автор-составитель: Карасова Т. О., педагог дополнительного образования МАУДО ДЮЦ «Гармония», 2016 год, стр. 8.
Методическое пособие «Полевой практикум как форма организации исследовательской деятельности на занятиях эколого – биологической направленности», утверждено на заседании методического совета МАУДО ДЮЦ «Гармония» от 13 сентябрь 2016 года, протокол № 1.
Методическое пособие «Полевой практикум как форма организации исследовательской деятельности на занятиях эколого – биологической направленности», предназначено для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности, учителей биологии общеобразовательных школ. В пособии представлен полевой дневник исследования «Оценка жизненного состояния хвойного подроста».
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4
Дневник исследования……………………………………………………………5
Список используемой литературы……………………………………………….8

ВведениеЦелью полевой практики является закрепление теоретических и практических знаний полученных в процессе изучения предметов эколого – биологической направленности.
Знания и практические навыки, полученные при полевых исследованиях являются необходимыми при прохождении курса дополнительных программ.
Практические данные могут быть использованы для участия в научно – практических конференциях, конкурсах.

Дневник исследования
Тема: «Оценка жизненного состояния хвойного подроста»
Цель: Оценка жизненного состояния хвойного подроста
Задачей данного исследования является проведение измерений высоты и возраста молодых хвойных деревьев в различных условиях их произрастания.
Словарь терминов
При описании лесного фитоценоза проводится глазомерная оценка степени сомкнутости крон (полная сомкнутость 1 балл - 100 %).
Сомкнутости крон в 20-30 % (0,2-0,3 балла) характеризует редкий лес. В светлом лесу – 40 – 50 % (0,4-0,5 балла); в темном – 80 – 90 % (0,8 – 09 балла).
Подрост - это молодое поколение древесных растений под пологом древостоя, способное образовать новый древостой. Высота подроста не превышает, как правило, 1/4 высоты деревьев основного полога. К подросту относятся поколение древесных растений старше 2 лет.
Подлесок - это совокупность кустарников, реже деревьев, произрастающих под пологом и неспособных образовать древостой.
Живой напочвенный покров (ЖНП)- важный компонент лесного фитоценоза. Это совокупность мхов, лишайников, травянистых растений и кустарничков и полукустарников.
А – возраст, H – высота.
Описание участка растительного покрова
Дата:_____________________ Автор:________________________________
_______________________________________________________________
Пробная площадь S (м х м):________________________________________
Название сообщества по преобладающей породе:_____________________
Местонахождение пробной площади (Лесничество, квартал, выдел): ____
_______________________________________________________________
Сомкнутость крон древостоя (балл) ________________________________
Изучаемый подрост ______________________________________________
Подлесок _______________________________________________________
ЖНП __________________________________________________________
Данные измерения подроста
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
А - H - А - H - А - H - А - H - А - H -
Обработка материала
Размерные классы, см Возраст, лет Число деревьев Средний возраст
Менее 25 25-50 50-75 75-100 100-125 150-175 175-200 200-225 225-250 250 -275 275 -300 Итого
Выводы:
Список используемой литературы

А.С.Боголюбов. Учебная и проектная (исследовательская) деятельность школьников в природе. Методическое пособие по организации полевого экологического практикума школьников (в пяти книгах с мультимедийным приложением). Москва, Экосистема, 2006.
Е. С. Хлиманкова. Экологический полигон (Методические разработки для проведения полевой практики школьников, студентов и объединений школьных лесничеств): Иркутск, 175 с., 2012.