Статья на тему: Методические рекомендации по формированию личностных универсальных учебных действий


Методические рекомендации по формированию личностных универсальных учебных действий
Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. Именно чтение художественных произведений в начальных классах – один из важных источников формирования нравственных качеств детей, развития эстетического восприятия.
Результатом приобщения школьников к чтению является развитие их читательской активности и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю, к обществу как носителю книжной культуры, к тексту как к сложной иерархической системе культуры.
Также для того, чтобы формировать личностные универсальные учебные действия необходимо проводить целенаправленную работу по составлению характеристики героев произведения по его авторскому описанию в тексте, поступкам. Отношению к нему других героев, его словам, репликам и т.д., определять позицию автора по отношению к нему, выстраивать собственное отношение с аргументацией; подбор пословиц, подходящих к тексту и их обсуждение; нахождение в тексте мудрых мыслей, которые могли бы служить учащемуся руководством в жизни.
Средством достижения эмоционального переживания детьми прочитанных произведений, умения оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, развития внимания к авторскому слову в художественном тексте служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
На уроках литературного чтения целесообразно использовать следующие формы работы:
беседа;
дискуссия;
составление характеристики героя;
работа над пословицами;
формулирование оценочной позиции по отношению к герою и др.
Также в содержание деятельности должны быть включены разнообразные типы заданий:
задания на интерпретацию текста;
задания, предполагающие анализ характеров и поступков героев;
задания, предполагающие высказывание авторского отношения к героям с аргументацией;
задания, предполагающие высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
задания, заключающиеся в формулировании концептуальной информации текста.
Необходимо систематически диагностировать сформированность личностных универсальных учебных действий у младших школьников. Система оценки эмоциональной отзывчивости и ориентации в нравственном содержании прочитанного должна базироваться на основе тщательно отобранных художественных произведений и включать задания базового и повышенного уровня, дифференциация которых определяется в соответствии с блоками личностных универсальных учебных действий, отраженных в планируемых результатах: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».
Диагностировать сформированность личностных универсальных учебных действий необходимо опираясь на выделенные критерии, которыми являются:
эмоциональная отзывчивость;
ориентация в нравственном содержании прочитанного;
интерес к чтению.