Взаимодействие учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений по развитию детского движения

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Сокол»











Выступление на семинаре на тему:








Подготовила
методист по детскому движению
Ильина И. В.













г. Липецк
2007г.
Успешное решение задачи создания в России демократического государства, в первую очередь, зависит от формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве конституционных прав и свобод, дающих возможность не только быть членом общества, но и проявлять свою индивидуальность, неповторимость.
Выход из состояния неопределенности, напряженности, неуверенности, ставшего в последнее время проявлением нестабильного состояния практически всех сфер жизни общества, многие подростки ищут и находят в социальной среде, в том числе в различных компаниях, группировках, объединениях, которые могут и предлагают им самые различные личностные и социальные ориентации. В этой ситуации велики роль и значимость детских общественных организаций и объединений, как основы детского движения. Именно в таких объединениях подростки проходят «уроки жизни», получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.
Положительной тенденцией в развитии детского движения стало создание детских объединений не по указанию «сверху», а «снизу» добровольно, демократично, на основе инициатив и с учетом интересов детей и взрослых. Отсюда многообразие форм детских объединений, их «принадлежность» к ребенку, среде его жизнедеятельности, а значит и возрастание их роли в воспитании, развитии личности конкретного ребенка.
В деятельности современных детских объединений ярко просматриваются две взаимодействующие функции детского движения: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его социализация (адаптация к существующему обществу, строю, государству). Существующее разнообразие объединений создает ситуацию, делающую реальностью использование детьми прав на ассоциации, участие в общественной и культурной жизни, удовлетворение познавательных и других интересов. Предметом особого внимания детских объединений сегодня является «собственная проблема детства» - положение ребенка в обществе, его права, гарантии нормальной жизни, роста, развития, привлечение интереса взрослого общества к проблемам детства.
Анализ современного состояния детских объединений позволяет распределить их по следующим группам:
1) детские объединения, ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного;
2) детские объединения социально-индивидуальной направленности;
3) объединения, направленные на начальную профессиональную подготовку детей;
4) детские общественные организации, ориентированные на патриотическое и гражданское воспитание;
5) объединения культурологической и практической направленности (возрождение традиций, изучение истории и культуры народов России и т. д.);
6) объединения, направленные на утверждение здорового образа жизни.
На современном этапе формирования детских общественных объединений фактором, определяющим их идеологическую направленность, является, прежде всего, личность взрослого лидера. Практически создателем, руководителем детского общественного объединения может быть любой взрослый. И от его взглядов, гражданской позиции, увлечений, профессионализма зависит судьба детского объединения. Поэтому необходима подготовка педагогов-специалистов по работе с детскими общественными объединениями. В Москве, например, эта проблема рассмотрена руководством Департамента образования, и на основании Постановления Правительства и решения руководителей московских педагогических вузов принято решение о введении новой специализации, для подготовки педагогов-организаторов по работе с детскими объединениями на базе школ и учреждений дополнительного образования.
Значительна роль в развитии детского движения на базе учреждений дополнительного образования.
Исторически сложилась общность детского движения и внешкольных учреждений. В нашей стране эти две уникальные системы воспитания зародились практически одновременно. На базе детских самодеятельных объединений, на основе их первого опыта были созданы первые государственные внешкольные учреждения. В свою очередь, внешкольные учреждения с 1920-х годов становятся центром детского движения (Дворцы, Дома пионеров и школьников), его научно-методической базой, «кузницей» организаторов и руководителей детского движения.
Эти системы государственного и общественного воспитания объединяет досуговое пространство детей, педагогически разумно заполненное в интересах их личностного развития, а также и то, что цели, содержание и форма деятельности предлагаются ребенку, ему предоставляется определенный выбор для творческой самореализации.
В результате взаимодействия государственных и общественных структур на базе учреждений дополнительного образования возникает новое детское объединение (государственно-общественное), в котором интегрируются обучение и воспитание, осуществляются социализация и саморазвитие, формируется в широком смысле позиция юного гражданина.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования детей принадлежит особая роль в развитии склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Дополнительное образование детей рассматривается как составляющая единого образовательного процесса в рамках начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания общества и государства. Надежными партнерами учреждений дополнительного образования детей в воспитани
·и, творческом развитии, гражданском становлении ребенка являются детские общественные организации и объединения по интересам. Как правило, в штате учреждения дополнительного образования детей выделяется ставка педагога-организатора детского общественного движения. Создаются надлежащие условия для проведения занятий по интересам, а также мероприятий самого объединения, проводятся совместные акции, оздоровительные лагеря для учащихся в каникулярное время на базе стационарных оздоровительных лагерей и учреждений дополнительного образования детей. В целом система дополнительного образования детей остается притягательной как для детей разного возраста – от дошкольников до выпускников общеобразовательных школ, так и для их родителей, а также педагогов, работающих в этой системе.
В современных условиях происходит все большая интеграция общего и дополнительного образования по развитию детского движения.
Необходимость взаимодействия обоих видов образования обусловлена тем, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов: продолжает увеличиваться подростковая преступность, увеличивается численность преступных групп, в которых вместе со взрослыми участвуют подростки, что способствует передаче криминального опыта подрастающему поколению, растет количество антиобщественных молодежных объединений, а также политических организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения.
Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в каникулярное время.
Ощущается острая необходимость снижения напряженности, нетерпимости, агрессивности среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных "контркультур", дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Педагогическое сотрудничество школ и учреждений дополнительного образования является важным фактором решения таких сложных социально-педагогических проблем как профилактика детской безнадзорности и социально-педагогическая реабилитация "детей улицы" путем их вовлечения в какие-либо формы образовательной деятельности, объединение усилий всех типов образовательных учреждений для повышения уровня готовности детей к обучению в школе за счет расширения масштабов развивающих занятий для детей дошкольного возраста, создание условий для достижения школьниками творческих успехов в различных сферах деятельности. К тому же учреждения дополнительного образования детей имеют большие возможности для успешной реализации социально-педагогических моделей деятельности, что способствует накоплению детьми опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, осознанному выбору профессии, социализации.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С.Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.
Система дополнительного образования детей может и должна сыграть существенную роль в реализации новых целей образования, т.к. позволяет расширить содержание общего образования за счет изучения тех областей культуры, которые не представлены или представлены в слабой степени в школьных программах, - различные области искусства, техники и технологии.
Еще важнее то обстоятельство, что система дополнительного образования детей заметно расширяет спектр видов деятельности, освоение которых и рассматривается как цель общего образования. Речь идет о различных видах творческой, исследовательской, эстетической, досуговой, коммуникативной деятельности. Опыт, полученный учащимися в этих видах деятельности, имеет исключительно важное значение для развития названных выше качеств личности: конструктивности, коммуникативности, толерантности, мобильности, обучаемости.
Но, может быть, самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования.



"Взаимодействие учреждений дополнительного
образования и образовательных учреждений по развитию детского движения"