Система контроля качества обучения в творческих объединениях учреждения дополнительного образования детей

Система контроля качества обучения в творческих объединениях учреждения дополнительного образования детей

Дополнительное образование, несмотря на специфику его организации, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса - оно должно иметь цели, задачи и результат. Перед учреждениями дополнительного образования детей встает необходимость создания собственной системы контроля качества обучения обучающихся в творческих объединениях. В научной литературе не существует единства мнений и подходов относительно определения и классификации контроля такого вида деятельности.
Контроль за образовательным процессом на Станции юных техников является одним из важнейших механизмов непрерывного совершенствования качества дополнительного образования детей и главным источником информации для принятия управленческого решения.
Контроль способствует созданию оптимальных психолого-педагогических условий для реализации основных и дополнительных услуг, эффективному проведению учебно-воспитательного процесса, координированию программно-методической деятельности, в целом повышению результативности работы учреждения.
Чтобы эффективно управлять деятельностью учреждения необходимо компетентно оценивать качество работы педагогов, а также результаты, достигнутые школьниками.
По моему мнению, факторами, влияющими на результативность и качество работы учреждения дополнительного образования, являются: грамотно построенная система управления методической деятельностью и учебно-воспитательным процессом, эмоционально-благоприятный микроклимат педагогического коллектива, постоянный состав педагогических кадров, четко сформулированные цели, задачи обучения, воспитания и развития обучающихся, научно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Одним из важных аспектов в работе руководителя методической службы является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по направлениям деятельности педагогов.
Столкнувшись с проблемой отслеживания результатов образовательной деятельности в творческих объединениях, администрация совместно с педагогами объединений разработала и постоянно совершенствует механизм контроля качества обучения и воспитания обучающихся в творческих объединениях.
В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Однако в практике работы нашего образовательного учреждения сложились и используются такие формы контроля, как оперативный, тематический, итоговый.
Оперативный контроль направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, вызывающих ту или иную проблему.
Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным. В МБОУ ДОД «Станция юных техников» одной из форм организации оперативного контроля является проведение дней диагностики.
Целью проведения таких дней является оперативная диагностика, выработка мер по регулированию деятельности педагогических работников, перевод на качественно новый уровень организации педагогического коллектива.
Диагностика ведется по различным аспектам:
С обучающимися:
в сентябре проводится диагностика обучающихся творческих объединений по выявлению уровня технических способностей;
в течение года проводится диагностика личностных качеств и изменений детей, произошедших с ними в творческих объединениях, особенности развития одаренных детей, детей с ограниченными возможностями.
С педагогами:
изучение уровня профессиональных затруднений педагогов дополнительного образования;
изучение психологического микроклимата педагогического коллектива.
Анализ результатов диагностики помогает подобрать педагогам индивидуальные программы обучения школьников с последующим анализом задач и методов работы с ней на каждое полугодие, своевременно оказать необходимую помощь педагогам нашего центра в организации образовательного процесса и сориентировать педагогический коллектив на гармоничное развитие межличностных отношений.
Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по аправлениям деятельности педагогов.
Собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива помогает тематический контроль.
Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Тематический контроль в нашем учреждении направлен на улучшение результатов учебно-воспитательного процесса.
Для обеспечения эффективности образовательного процесса методической службой СЮТ была проанализирована и пересмотрена программно-методическая база учреждения.
Педагогический контроль над реализацией образовательных программ на Станции юных техников осуществляется с целью отслеживания результатов образовательной деятельности, прогнозирования результатов обучения, поощрения обучающихся.
В учреждении работает следующая технологическая схема педагогического контроля за освоением обучающимися образовательных программ:
предварительная диагностика проводится с целью корректировки учебно-тематического плана творческих объединений. Диагностика проводится в первые дни обучения и определяет уровень начальной подготовки школьника. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения направления и формы индивидуальной работы с каждым обучающимся. Диагностика проводится по итогам первого полугодия и в конце учебного года, если ребенок переходит на следующий год обучения. В творческих объединениях используются разнообразные формы промежуточной аттестации. Для проверки теоретической части педагоги применяют тестовые задания разного рода сложности, кроссворды, загадки и т.д.
Результаты, полученные при аттестации, позволяют выявить уровень усвоения учебного материала в сравнении с предыдущими годами обучения и подобрать индивидуальные маршруты работы с обучающимися.
Итоговая аттестация выпускников проводится с целью определения уровня творческих способностей на основе полученных знаний, умений и развития навыков. Традиционными формами итоговой аттестации творческих объединений являются соревнования, выставки.
Однако это не всегда дает полной картины оценки работы выпускников, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся творческих объединений, а, в основном, наиболее одаренные и занимающиеся не первый год. Поэтому педагоги нашего учреждения при проведении итоговой аттестации на занятиях применяют следующие формы познавательной деятельности: деловые игры, викторины, конкурсы, аукционы знаний и т.д.
В ходе исследования особый интерес у нас вызвала проблема разработки методик изучения особенностей личности ребенка. Оценить личностную сферу учащегося намного сложнее, так как обычно этот результат остается вне поля зрения.
К «внутренней» сфере деятельности учащихся относятся:
воспитанность;
мотивация к занятиям;
развитие творческих способностей, творческой активности обучающихся;
самооценка обучающихся;
психическое и физическое самочувствие обучающихся.
В Законе «Об образовании» определены четкие приоритеты в организации образовательного процесса. В качестве первоочередной задачи выдвигается «приоритет здоровья человека и свободного развития личности» При изучении личностной сферы учащегося педагоги уделяют большое внимание таким критериям как психическое и физическое самочувствие обучающихся. При исследовании данных параметров применяются методы наблюдения, тестирования, оценки динамики мыслетворческой свободы обучающихся на занятиях, методы анализа базовых психомоторных функций. По данной проблеме педагоги систематически осуществляют взаимодействие с родителями, классным руководителем. В целях формирования в учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства педагоги применяют на занятиях здоровьесберегающие технологии обучения. При организации образовательного процесса педагоги учитывают индивидуальные особенности физического и психического состояния обучающихся, подбирают наиболее эффективные с точки зрения валеологии формы и методы обучения, формируют у обучающихся мотивацию здорового образа жизни; включают в процесс обучения информацию о факторах риска, осуществляют работу по профилактике наиболее распространенных заболеваний среди подростков, поддерживают в творческих объединениях благоприятный психологический климат.
Система контроля и оценки детских достижений дает нам возможность проследить динамику развития каждого ребенка, выявить наиболее одаренных, создать условия для их дальнейшего формирования и развития. Выделяют несколько этапов развития творческого потенциала личности.
Первый этап - это адаптация ребёнка к новым условиям, содействие психическому и физическому здоровью, раскрытие индивидуальности, коррекция разного рода затруднений. На этом этапе важно создать учащимся благоприятные условия для самовыражения. Результат достигнут, когда ребёнку комфортно в коллективе.
Второй этап - образовательный. Здесь происходит усвоение обучающимися содержания преподаваемого материала, поощряются и поддерживаются творческие успехи, развивается интерес. Здесь результат состоит в свободном владении различными материалами, в умении выражать свои чувства, в желании создавать изделия и удивлять других.
Третий этап - этап развития творческих способностей и творческой активности учащихся. На этом этапе развивается умение не только смотреть вокруг себя, но и видеть, замечать всё прекрасное, умение увидеть красоту в простых вещах. Педагогом поощряется желание детей творить, самовыражать свои мысли и чувства в материале. Здесь всё более отрабатываются различные технические умения.
Результат состоит в создании необыкновенных творческих работ, в росте мастерства владения разными приемами. Время пребывания конкретного школьника на каждом этапе индивидуально.
Четвёртый этап - это этап подготовки педагога и обучающихся к инновационной деятельности.
Таким образом, педагог может проконтролировать динамику развития творческого потенциала обучающихся по годам обучения и оценить результативность своей деятельности.
Управление качеством образования и воспитания - проблема, требующая своего решения постоянно. Считаю, что грамотно продуманная система контроля за учебно-воспитательным процессом может эффективно отразится на качестве образования и воспитания, изменив таким образом позиции педагога на данный аспект деятельности. Хотя существуют общие для всех образовательных учреждений показатели качества образования, тем не менее, во многом они всегда специфичны. Поэтому очень трудно, как правило, увидеть четкий результат деятельности педагога и обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Отбирая содержание или изучаемый объект, нужно задуматься, какой вид контроля в данном случае будет более результативен. Механизм контроля должен выявлять отклонения от ожидаемых результатов, т.е. контроль должен быть чувствителен к сбоям.
Чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспечивать:
информированность;
полноту охвата и выделения проблем, их актуальность;
выбор целей;
четкую спланированность;
заинтересованность всех ее участников;
повторность.
Информация, полученная в ходе контроля, должна быть приведена в систему. Мы можем говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в образовательном учреждении.